Сфера услуг в постиндустриальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

В ходе становления постиндустриальной экономики резко возрастает актуальность проблематики сферы услуг как системообразующего сектора хозяйства. Ныне в развитых странах в нем сосредоточено 70-80% ВВП и общей численности занятых, более 2/3 капиталовложений и основного капитала, а также крупные объемы разного рода нематериальных активов [6, с.40]. В сфере услуг размещено 40% объема иностранных прямых инвестиций в мире. По данным МВФ, все виды услуг составляют в начале XXI в. примерно 1500 млрд. дол. (около 70% стоимости всего результата мирового производства), а международная торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов мирового хозяйства

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Понятие и сущность сферы услуг, услуги 4
1.2. Сфера услуг в обществе постиндустриального типа 12
2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 18
2.1. Причины стремительного развития сферы услуг 18
2.2 Особенности развития сферы услуг в России 20
2.3. Внешняя торговля услугами. Роль России на мировом рынке услуг. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Таблица 1.2. Определение услуги, содержащееся в разных источниках) 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Таблица 1.2. (Продолжение)) 36

Работа содержит 1 файл

Сфера услуг в постиндустриальной экономике.doc

— 375.50 Кб (Скачать)
  • полное отсутствие или гораздо меньшая взаимозаменяемость услуг даже в одном виде услуг;
  • услуги как таковые обычно нельзя транспортировать (перевозить), как физические товары.

       Рассмотрев  отличительные свойства услуг, представим их в сравнении с материально-вещественными товарами (таблица 1.2) [2, с.75-76]. 
 
 
 
 

       Таблица 1.2.

       Сравнительная характеристика товаров и услуг

Материально—вещественные товары                       Услуги («чистые»)
Вещь Деятельность, процесс
Осязаемы Неосязаемы
Производство  и потребление, как правило, не совпадают  во времени и в пространстве Производство  и потребление совпадают во времени  и в пространстве (неотделимы от источника)
Качественно определены Неопределенность  качества
После покупки потребление может быть отсрочено Потребление не может быть отложено на будущее (при  условии уже начавшегося производства услуги)
Могут храниться, складироваться, накапливаться Не могут  храниться, складироваться, накапливаться
Покупатели  не участвуют в процессе производства Покупатели  участвуют в процессе производства (интерактивный процесс)
Возможна  перепродажа Невозможна  перепродажа
Более взаимозаменяемы Менее взаимозаменяемы
Передается  право собственности Не передается право собственности
Большая возможность стандартизации Меньшая возможность  стандартизации
 

       Перечисленные свойства услуги в полной мере присуши  только так называемым чистым услугам, у которых материальность, осязаемость в традиционно понимаемом смысле минимальна. В реальной жизни существует множество услуг, содержащих материальную составляющую в большей или меньшей степени, поэтому четко провести границу между товарами и услугами (особенно так называемыми материальными) весьма сложно.

       Рассмотренные особенности научно-теоретического анализа услуг позволяют раскрыть сущность услуговой деятельности как  хозяйственного явления. Эта деятельность представляет собой разновидность  экономической активности, направленной на создание общественных благ, оказание услуг, производство сервисных продуктов в рамках рыночных отношений и на базе профессиональной подготовки работников. Деятельность субъектов услуговой деятельности полностью или частично основывается на принципах рыночного обмена, а также строго подчинена регламентациям правового и административно-организационного характера. Так, бизнес в сфере услуг осуществляется целиком на коммерческой базе.

       Вместе  с тем труд, связанный с услугами, приобретает рыночную цену. Современные экономисты справляются с объективным определением того вклада, который осуществляет услуговая деятельность в приумножении национального богатства страны. В этом им помогает государственная статистика.

         В последнее десятилетие отечественная статистика переходила на новые, более точные способы учета. Сервисная деятельность, выступающая полноправным объектом купли-продажи или через механизмы государственного перераспределения, также представлена в статистических данных, отображенных в объективных стоимостных показателях. Эти показатели включаются в комплексные  показатели экономического развития страны — валовой национальный доход, национальный доход,  валовой общественный продукт. Во всех этих комплексных показателях сфера услуг представлена двумя типами показателей: рыночными и нерыночными, каждый из которых получает адекватную стоимостную форму. Тем самым имеет место более точная оценка удельного веса сервисной деятельности в процессе приращения общенационального  богатства [1, c. 87].

         В современной практике сфера услуг  выступает масштабной областью экономики и социальных взаимодействий, где контактируют граждане и коллективы, желающие удовлетворить свои многообразные запросы, и организаторы сервиса направляющие свой труд на удовлетворение этих запросов.

         В таком широком понимании  сфера услуг рассматривается  уже не как единая отрасль,  но как масштабный сектор экономики,  обладающий разветвленной и сложной  структурой с подвижными границами.  С точки зрения наличия коммерческих  и некоммерческих начал данный сектор продолжает развиваться на смешанной основе, но с явной переакцентировкой этих начал в сторону усиления рыночных принципов  и активизации бизнеса. По мнению специалистов, поскольку система услуг функционирует в экономической системе и является ее составной частью, то она может рассматриваться как подсистема в экономической системе.

    1. Сфера услуг в обществе постиндустриального типа

       В последние десятилетия сфера  услуг завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. В большинстве стран увеличиваются объемы ее производства и доля в структуре ВВП, возрастает численность занятых, развивается международная торговля услугами. Влияние этих изменений столь велико, что современная экономика часто называется сервисной или экономикой услуг.

       Тенденция увеличения доли доходов от сферы  услуг в структуре ВВП обозначилась в некоторых странах уже в 60-70-е годы XX в. В настоящее время, по оценкам Всемирного банка, эта доля составляет около 68% мирового ВВП. Уровень развития сферы услуг в странах весьма различен [3, с. 23].

       Тенденция трансформации структуры ВВП  существует и в России. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля доходов от сферы услуг выросла с 32,6% в 1990 г. до 51,9 % в 2004 г. В структуре рыночных услуг доминируют «торговля, общественное питание и заготовки» (около 50%). Все более важное место в экономике страны занимают и такие виды  сервисной деятельности, как туристические, финансовые, телекоммуникационные и другие услуги.

       С развитием сферы услуг связано не только изменение структуры ВВП, но и тенденция к превалированию занятости в производстве услуг над занятостью в промышленном производстве, прослеживающаяся во многих странах. Высокие значения доли занятых в сервисном секторе имеют США (78% занятого населения), Люксембург (77%), Нидерланды (77%), Австралия (75%), Великобритания (75%), Канада (75%), Норвегия (74%), Бельгия (73%), Дания (73%) и другие страны [3, с. 23]

       Несмотря  на то, что тенденция роста значения сферы услуг в мировой экономике явно обозначилась лишь в 70-х годах, спрогнозирована она значительно раньше. К вопросу об услугах с позиций экономической науки начали обращаться в своих работах уже в ХVIII-ХIХ вв. Ф. Кенэ, А. Смит, К. Маркс, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, Ф. Бастиа. Начиная с 30-40-х годов прошлого столетия ученые предлагали варианты обоснования сдвига экономического развития в сторону сервисного сектора. Наиболее известные концепции были разработаны А.Дж.Б. Фишером, К. Кларком, У. Ростоу, Д. Беллом.

       В соответствии с теорией секторов, или теорией структурных изменений, авторами которой являются Фишер и Кларк, выделяются три сектора общественного производства: первичный, вторичный и третичный. К первичному относятся отрасли, деятельность которых связана с получением первичных ресурсов, — сельское хозяйство и добывающие отрасли. Ко вторичному — отрасли обрабатывающей промышленности и строительства. Третичный сектор охватывает сферу услуг.

       Посмотрим, как изменилось соотношение этих секторов в развитых странах.

  1. Первичный сектор (добывающие отрасли и сельское хозяйство): 
    его доля в ВНП упала, как подчеркивают специалисты, до минимально 
    возможных значений. Так, в конце XX в. она составляла не более 3%. Если 
    сельском хозяйстве на исходе XIX в. создавалось до 40% американского 
    ВНП, после Первой мировой войны — 14%, то сейчас — не более 1,4%. 
    Все это отразилось и на структуре занятости в первичном секторе: в середине XIX в. до 60% рабочей силы было занято в аграрном секторе, а сей- 
    с, например в США, занято менее 3%. Такие же тенденции характерны 
    для развитых европейских стран, хотя цифры занятых в добывающих отраслях там несколько выше
  2. Вторичный сектор считался ведущим, доминирующим во всех 
    развитых странах на протяжении почти двух третей XX в., но ситуация меняется и в нем, хотя не так однозначно, как это происходит в первичном секторе. Относительно вторичного сектора можно выделить две тенденции.

       С одной стороны, начиная с 70-х годов  XX в. здесь тоже наблюдается процесс абсолютного уменьшения числа занятых. Так, с 1980 по 1994 г. в США число занятых в обрабатывающих отраслях снизилось более чем на 11%, составив 18% трудоспособного населения. В Западной Европе наблюдался такой же процесс. Доля промышленного производства в ВНП при этом колебалась: в США в первой половине 90-х годов она была от 22,7 до 21,3%; в странах ЕС — приблизительно 20% (от 15% в Греции до 30% в ФРГ) [2, с. 39].

       С другой стороны, несмотря на сокращение своих количественных масштабов, вторичный сектор в современном обществе является весьма эффективно функционирующей производственной системой с высоким уровнем производительности труда. Это обусловлено тем, что именно в нем находит свое применение все возрастающая масса технологических достижений. Хотя следует отметить, что наряду с высокотехнологичными отраслями вторичный сектор включает в себя и достаточно примитивные виды производства.

  1. Третичный сектор переживает бурное развитие. Если суммарная доля первых двух секторов в ВНП ведущих стран мира стабилизировалась, как уже отмечалось, на уровне 30—32%, а в занятости составляет не более 25—30%, то третичный сектор занимает в создании ВВП соответственно около 70% (свыше 75% в развитых странах) [2, с. 39]. Динамика роста этого сектора столь велика, что многие специалисты считают процесс структурных изменений общественного производства развитых стран и превращение этого производства в экономику услуг завершенным в результате так называемой терциарной революции. Однако не все рассматривают это как благо, некоторые, например профессор С. Коэн из университета Беркли, высказывают опасение, что такой процесс приведет к деиндустриализации, к застою промышленного производства, что может вызвать катастрофу. Наличие противоположных мнений показывает, что эта проблема требует серьезного осмысления во всей ее многоаспектности и противоречивости.

       Развивая  трехсекторальную модель экономики, У. Ростоу выделяет пять этапов экономического роста, определяемых уровнем развития техники, отраслевой структурой хозяйства, долей накопления в национальном доходе, структурой потребления. Первый этап, названный «традиционным обществом», отличается высоким удельным весом сельского хозяйства в производстве совокупного продукта, примитивным сельскохозяйственным трудом, низким уровнем развития техники. На втором этапе — «периоде предпосылок для взлета (подъема)» начинается активное проникновение в производство достижений науки и техники, рост производительности в сельском хозяйстве, развитие торговли. Для третьего этапа, обозначенного как «взлет», характерна промышленная революция. На следующем этапе – «движение к зрелости» - наблюдается бурное развитие науки и промышленности, возникновение новых отраслей производства, увеличение доли квалифицированного труда. И, наконец, на пятом этапе, называемом «эрой высокого массового потребления», экономика практически полностью подчинена задачам личного потребления, и на первый план выходит сервисная сфера, а не промышленность.

       Основные  методологические принципы теории постиндустриального общества, содержащиеся в трудах А. Дж. Б. Фишера, К. Кларка, У. Ростоу, получили дальнейшее развитие в работах Д. Белла, который выделяет три стадии экономического развития общества - доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

       Д. Белл также дополняет трехсекторальную модель еще двумя этапами – «четвертичным» и «пятеричным», отражающими этапы перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. В соответствии с этой моделью услуги относятся к трем секторам (таблица 1.3) [2, с. 40]. 
 
 

       Таблица 1.3

       Секторы экономики по Беллу

  Доиндустриальное  общество Индустриальное  общество Постиндустриальное  общество
   Экономический сектор Первичный Вторичный Третичный Четверичный Пятеричный 
Добывающие  отрасли

Сельское  хозяйство

Горнодобыча

Рыболовство

Производство  лесоматериалов

Производство

Промышленность

Обработка

Транспорт

Отдых

Торговля

Страхование

Недвижимость

Финансы

Здравоохранение

Образование

Научные исследования

Правительство

Информация о работе Сфера услуг в постиндустриальной экономике