Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:37, курсовая работа
В ходе становления постиндустриальной экономики резко возрастает актуальность проблематики сферы услуг как системообразующего сектора хозяйства. Ныне в развитых странах в нем сосредоточено 70-80% ВВП и общей численности занятых, более 2/3 капиталовложений и основного капитала, а также крупные объемы разного рода нематериальных активов [6, с.40]. В сфере услуг размещено 40% объема иностранных прямых инвестиций в мире. По данным МВФ, все виды услуг составляют в начале XXI в. примерно 1500 млрд. дол. (около 70% стоимости всего результата мирового производства), а международная торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов мирового хозяйства
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Понятие и сущность сферы услуг, услуги 4
1.2. Сфера услуг в обществе постиндустриального типа 12
2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 18
2.1. Причины стремительного развития сферы услуг 18
2.2 Особенности развития сферы услуг в России 20
2.3. Внешняя торговля услугами. Роль России на мировом рынке услуг. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Таблица 1.2. Определение услуги, содержащееся в разных источниках) 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Таблица 1.2. (Продолжение)) 36
Рассмотрев
отличительные свойства услуг, представим
их в сравнении с материально-вещественными
товарами (таблица 1.2) [2, с.75-76].
Таблица 1.2.
Сравнительная характеристика товаров и услуг
Материально—вещественные товары | Услуги («чистые») |
Вещь | Деятельность, процесс |
Осязаемы | Неосязаемы |
Производство и потребление, как правило, не совпадают во времени и в пространстве | Производство и потребление совпадают во времени и в пространстве (неотделимы от источника) |
Качественно определены | Неопределенность качества |
После покупки потребление может быть отсрочено | Потребление не
может быть отложено на будущее (при
условии уже начавшегося |
Могут храниться, складироваться, накапливаться | Не могут храниться, складироваться, накапливаться |
Покупатели не участвуют в процессе производства | Покупатели участвуют в процессе производства (интерактивный процесс) |
Возможна перепродажа | Невозможна перепродажа |
Более взаимозаменяемы | Менее взаимозаменяемы |
Передается право собственности | Не передается право собственности |
Большая возможность стандартизации | Меньшая возможность стандартизации |
Перечисленные свойства услуги в полной мере присуши только так называемым чистым услугам, у которых материальность, осязаемость в традиционно понимаемом смысле минимальна. В реальной жизни существует множество услуг, содержащих материальную составляющую в большей или меньшей степени, поэтому четко провести границу между товарами и услугами (особенно так называемыми материальными) весьма сложно.
Рассмотренные
особенности научно-
Вместе с тем труд, связанный с услугами, приобретает рыночную цену. Современные экономисты справляются с объективным определением того вклада, который осуществляет услуговая деятельность в приумножении национального богатства страны. В этом им помогает государственная статистика.
В последнее десятилетие
В современной практике сфера услуг выступает масштабной областью экономики и социальных взаимодействий, где контактируют граждане и коллективы, желающие удовлетворить свои многообразные запросы, и организаторы сервиса направляющие свой труд на удовлетворение этих запросов.
В таком широком понимании
сфера услуг рассматривается
уже не как единая отрасль,
но как масштабный сектор
В последние десятилетия сфера услуг завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. В большинстве стран увеличиваются объемы ее производства и доля в структуре ВВП, возрастает численность занятых, развивается международная торговля услугами. Влияние этих изменений столь велико, что современная экономика часто называется сервисной или экономикой услуг.
Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в структуре ВВП обозначилась в некоторых странах уже в 60-70-е годы XX в. В настоящее время, по оценкам Всемирного банка, эта доля составляет около 68% мирового ВВП. Уровень развития сферы услуг в странах весьма различен [3, с. 23].
Тенденция трансформации структуры ВВП существует и в России. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля доходов от сферы услуг выросла с 32,6% в 1990 г. до 51,9 % в 2004 г. В структуре рыночных услуг доминируют «торговля, общественное питание и заготовки» (около 50%). Все более важное место в экономике страны занимают и такие виды сервисной деятельности, как туристические, финансовые, телекоммуникационные и другие услуги.
С развитием сферы услуг связано не только изменение структуры ВВП, но и тенденция к превалированию занятости в производстве услуг над занятостью в промышленном производстве, прослеживающаяся во многих странах. Высокие значения доли занятых в сервисном секторе имеют США (78% занятого населения), Люксембург (77%), Нидерланды (77%), Австралия (75%), Великобритания (75%), Канада (75%), Норвегия (74%), Бельгия (73%), Дания (73%) и другие страны [3, с. 23]
Несмотря на то, что тенденция роста значения сферы услуг в мировой экономике явно обозначилась лишь в 70-х годах, спрогнозирована она значительно раньше. К вопросу об услугах с позиций экономической науки начали обращаться в своих работах уже в ХVIII-ХIХ вв. Ф. Кенэ, А. Смит, К. Маркс, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, Ф. Бастиа. Начиная с 30-40-х годов прошлого столетия ученые предлагали варианты обоснования сдвига экономического развития в сторону сервисного сектора. Наиболее известные концепции были разработаны А.Дж.Б. Фишером, К. Кларком, У. Ростоу, Д. Беллом.
В соответствии с теорией секторов, или теорией структурных изменений, авторами которой являются Фишер и Кларк, выделяются три сектора общественного производства: первичный, вторичный и третичный. К первичному относятся отрасли, деятельность которых связана с получением первичных ресурсов, — сельское хозяйство и добывающие отрасли. Ко вторичному — отрасли обрабатывающей промышленности и строительства. Третичный сектор охватывает сферу услуг.
Посмотрим, как изменилось соотношение этих секторов в развитых странах.
С одной стороны, начиная с 70-х годов XX в. здесь тоже наблюдается процесс абсолютного уменьшения числа занятых. Так, с 1980 по 1994 г. в США число занятых в обрабатывающих отраслях снизилось более чем на 11%, составив 18% трудоспособного населения. В Западной Европе наблюдался такой же процесс. Доля промышленного производства в ВНП при этом колебалась: в США в первой половине 90-х годов она была от 22,7 до 21,3%; в странах ЕС — приблизительно 20% (от 15% в Греции до 30% в ФРГ) [2, с. 39].
С другой стороны, несмотря на сокращение своих количественных масштабов, вторичный сектор в современном обществе является весьма эффективно функционирующей производственной системой с высоким уровнем производительности труда. Это обусловлено тем, что именно в нем находит свое применение все возрастающая масса технологических достижений. Хотя следует отметить, что наряду с высокотехнологичными отраслями вторичный сектор включает в себя и достаточно примитивные виды производства.
Развивая трехсекторальную модель экономики, У. Ростоу выделяет пять этапов экономического роста, определяемых уровнем развития техники, отраслевой структурой хозяйства, долей накопления в национальном доходе, структурой потребления. Первый этап, названный «традиционным обществом», отличается высоким удельным весом сельского хозяйства в производстве совокупного продукта, примитивным сельскохозяйственным трудом, низким уровнем развития техники. На втором этапе — «периоде предпосылок для взлета (подъема)» начинается активное проникновение в производство достижений науки и техники, рост производительности в сельском хозяйстве, развитие торговли. Для третьего этапа, обозначенного как «взлет», характерна промышленная революция. На следующем этапе – «движение к зрелости» - наблюдается бурное развитие науки и промышленности, возникновение новых отраслей производства, увеличение доли квалифицированного труда. И, наконец, на пятом этапе, называемом «эрой высокого массового потребления», экономика практически полностью подчинена задачам личного потребления, и на первый план выходит сервисная сфера, а не промышленность.
Основные методологические принципы теории постиндустриального общества, содержащиеся в трудах А. Дж. Б. Фишера, К. Кларка, У. Ростоу, получили дальнейшее развитие в работах Д. Белла, который выделяет три стадии экономического развития общества - доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Д.
Белл также дополняет
Таблица 1.3
Секторы экономики по Беллу
Доиндустриальное общество | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество | |||
Экономический сектор | Первичный | Вторичный | Третичный | Четверичный | Пятеричный |
Добывающие
отрасли
Сельское хозяйство Горнодобыча Рыболовство Производство лесоматериалов |
Производство
Промышленность Обработка |
Транспорт
Отдых |
Торговля
Страхование Недвижимость Финансы |
Здравоохранение
Образование Научные исследования Правительство |
Информация о работе Сфера услуг в постиндустриальной экономике