Семья как субъект рыночной экономики и её организационные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении домохозяйства как субъекта рыночных отношений, а также рационального поведение семьи как потребителя в рыночной экономике.
Объект исследования – домохозяйство как субъект рыночных отношений, рациональное поведение семьи в рыночной экономике.
Предмет исследования – общественные отношения, связанные с рассмотрением домохозяйства как субъекта рыночных отношений.

Содержание

Введение 4

1 Понятие, признаки и виды домохозяйств 5

1.1 Понятие и виды домохозяйств 5

1.2 Признаки домашнего хозяйства 6

2 Домохозяйства как субъекты рынка 13

2.1 Домашние хозяйства как субъекты рыночных отношений 13

2.2 Связи и источники доходов домашних хозяйств 17

3 Факторы, определяющие поведение семьи как потребителя 22

3.1 Культурные факторы 22

3.2 Социальные факторы 23

3.3 Личностные факторы 24

3.4 Психологические факторы 26

Заключение 27

Библиографический список 28

Работа содержит 1 файл

КУРсОВАЯ!!!опроп.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Референтные группы - группы, которые оказывают (при личном контакте) прямое или косвенное влияние на отношение человека к чему(кому)-либо и его поведение. Группы, оказывающие прямое влияние на человека, называются группами членства.

     Группы  членства могут быть первичными (семья, друзья, соседи, все те общности, взаимодействие с членами которых носит постоянный и неформальный характер) и вторичными группами (профессиональные коллективы, религиозные и профсоюзные объединения, построенные скорее на формальной основе, общение с членами которых носит периодический характер).

     Референтные группы оказывают влияние на индивида по крайней мере в трех направлениях: они могут подтолкнуть человека к изменению своего поведения и стиля жизни; оказывают влияние на отношение индивида к жизни и его представление о самом себе; могут воздействовать на выбор индивидом конкретных товаров и торговых марок.

     Семья - важнейшее социальное объединение  потребителей-покупателей. Члены семьи составляют самую влиятельную первостепенную референтную группу. Различают два типа семей: наставляющая и порожденная.

     Наставляющая  семья состоит из родителей индивида и его родственников. В ней он получает религиозные наставления, здесь определяются его жизненные цели, чувства самоценности и любви, в ней формируется его позиция по политическим и экономическим проблемам. В то же время влияние наставляющей семьи носит косвенный характер. Прямое влияние на поведение покупателя оказывает его порожденная семья - супруг(а) и дети. Маркетологу необходимо определить, кто из членов семьи оказывает наибольшее влияние на остальных при выборе товара. Обычно это один из супругов, обладающий большим авторитетом в семье либо хорошо разбирающийся в предмете покупки.

     Роли и статусы

     Человек на протяжении всей своей жизни принадлежит  к нескольким группам - семье, друзьям, различным организациям. Его позиции  в каждой группе определяются исполняемой ролью и статусом.

     Роль - это набор действий, исполнения которых ожидают от человека окружающие его лица. Каждой исполняемой роли соответствует определенных статус. Обычно люди покупают товары, которые должны поддерживать и укреплять их социальный статус. Очень важно, чтобы маркетолог осознавал потенциальную возможность превращения продукта и марки в символы статуса.

     3.3 Личностные факторы

     На  решение покупателя влияют его личностные характеристики: возраст и этапы жизненного цикла семьи, работа, экономическое положение, образ жизни, особенности характера и самооценка.

     Возраст и этапы жизненного цикла семьи

     На  протяжении жизни человек приобретает  самые разные товары и услуги. Ребенку необходимо детское питание. Взрослый человек стремится попробовать разнообразные продукты, а в пожилом возрасте он переходит на диетическое питание. Со временем меняются вкусы человека в отношении одежды, мебели, отдыха. Исследования установили существования психологических этапов жизненного цикла семьи. На протяжении зрелого периода жизни человек переживает определенные психологические "переходы", или "трансформации". Маркетологи уделяют большое внимание обстоятельствам, меняющим жизнь человека, - разводу, вдовству, повторному браку - и их влиянию на поведение потребителей.

     Род занятий

     Большое влияние на приобретение товаров  покупателем оказывает род его  занятий. Рабочий вынужден приобретать спецодежду и обувь. А положение президента компании обязывает к покупке дорогих костюмов. Маркетологи стремятся определить профессиональные группы, заинтересованные в приобретении конкретных товаров и услуг, а компании стремятся к выпуску товаров для них.

     Экономическое положение

     Экономическое положение очень сильно влияет на выбор товара потребителем. Экономическое положение индивида определяется уровнем и стабильностью расходной части его бюджета, размерами его сбережений и активов, долгами, кредитоспособностью и отношением к накоплению денег.

     Образ жизни

     Люди, принадлежащие к одной субкультуре, одному социальному классу и имеющие один род занятий, могут вести совершенно разный образ жизни.

     Образ жизни - форма бытия человека в мире, выражающаяся в его деятельности, интересах и мнениях. Образ жизни отражает "всего человека" в его взаимодействии с окружающими.

     Тип личности и представление  о себе

     Тип личности - совокупность отличительных  психологических характеристик человека, обусловливающих его относительно постоянные и последовательные реакции на воздействия окружающей среды.

     Тип личности обычно определяется на основе следующих присущих человеку черт: уверенность в себе, влияния на окружающих, независимости почтения, общительности, самозащиты и приспособляемости. Непосредственное отношение к типу личности имеет и представление человека о самом себе (или самоимидж).

     3.4 Психологические факторы

     На  выбор покупателем товара воздействуют 4 основных психологических фактора - мотивация, восприятия, усвоение, убеждения и отношения.

     Мотивация

     В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии организма - голоде, жажде, дискомфорте. Другие носят психологическую природу и являются результатом таких состояний психологического напряжения, как потребность человека в признании, уважении или духовной близости. Большая часть потребителей не требует немедленного удовлетворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Итак, мы дали понятие домашнего хозяйства, рассмотрели его признаки и виды, охарактеризовали домохозяйство как субъект рыночной экономики и факторы, влияющие на поведение семьи как потребителя.

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

     Отраслевой  статус экономики домашнего хозяйства  не ограничивает содержание ее предмета концептуальными положениями исключительно экономической науки. В настоящее время для понимания экономических закономерностей семейной жизни, пожалуй, более важны соответствующим образом интерпретированные данные этологии, этнографии, религиоведения.

     Учет  этого методологически важного обстоятельства дает основание полагать, что экономика домашнего хозяйства является достаточно абстрактной и наиболее общей отраслью экономической науки.

 

      Библиографический Список

 
 

     1 Вечканов Г.С. Экономическая теория М./ Г.С. Вечканов. – М.: Квадрат, 2009. – 448 с.

     2 Гаджинский А.М. Логистика / А.М. Гаджинский. – М.: Бюллетень, 2008. – 408 с.

     3 Долгов А.П. Логистический менеджмент.Управление запасами / А.П. Долгов, С.А. Уваров. – М.: Квадрат, 2008. – 200 с.

     4 Иохин В.Я. Экономическая теория / В.Я. Иохин. – М.: Паимс, 2007. – 864 с.

     5 Кураков Л.П. Экономическая теория / Л.П. Кураков. – М.: Квадрат, 2008. – 1072 с.

     6 Кучуков Р.А. Экономическая теория / Р.А. Кучуков. – М.: Логос, 2007. – 520 с.

     7 Миротина Л.Б. Основы логистики / Л.Б. Миротина, В.И. Сергеева. – М.: Квадрат, 2007. – 108 с.

     8 Николаева И.К. Экономическая теория / И.К. Николаева. – М.: Логос, 2008. – 528 с.

     9 Пивоваров С.Э. Международный менеджмент / С.Э. Пивоваров, Л.С. Тарасевич – М.: Логос, 2008. – 720 с.

     10 Роджер Д. Поведение потребителей / Д. Роджер. – М.: Международные отношения, 2007. – 624 с.

     11 Сажина М.А. Экономическая теория / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Квадрат, 2009. – 672 с.

     12 Салихов Б.В. Экономическая теория / Б.В. Салихов. – М.: Логос, 2007. – 724 с.

     13 Станковская И.К. Экономическая теория / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 448 с.

     14 Шкаратан О.Б. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств / О.Б. Шкаратан. – М.: Логос, 2006. – 464 с.

     15 Янова В.В. Экономическая теория / В.В. Янова, Е.А. Янова. – М.: Логос, 2009. – 512 с.

Информация о работе Семья как субъект рыночной экономики и её организационные формы