Семья как субъект рыночной экономики и её организационные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении домохозяйства как субъекта рыночных отношений, а также рационального поведение семьи как потребителя в рыночной экономике.
Объект исследования – домохозяйство как субъект рыночных отношений, рациональное поведение семьи в рыночной экономике.
Предмет исследования – общественные отношения, связанные с рассмотрением домохозяйства как субъекта рыночных отношений.

Содержание

Введение 4

1 Понятие, признаки и виды домохозяйств 5

1.1 Понятие и виды домохозяйств 5

1.2 Признаки домашнего хозяйства 6

2 Домохозяйства как субъекты рынка 13

2.1 Домашние хозяйства как субъекты рыночных отношений 13

2.2 Связи и источники доходов домашних хозяйств 17

3 Факторы, определяющие поведение семьи как потребителя 22

3.1 Культурные факторы 22

3.2 Социальные факторы 23

3.3 Личностные факторы 24

3.4 Психологические факторы 26

Заключение 27

Библиографический список 28

Работа содержит 1 файл

КУРсОВАЯ!!!опроп.doc

— 162.50 Кб (Скачать)
 

     Вместе  с тем города и поселения городского типа весьма различаются между собой  по характеру, источникам и объемам продуктообеспечения. Напомним существующую градацию городов: крупнейшие (численность населения превышает миллион человек); крупные (от 500 тыс. до миллиона); большие (100-500 тыс.); небольшие – средние (50-100) и малые (до 50).

     В свою очередь, малые города разделяются на две группы: собственно малые города с численностью населения 20-50 тыс. человек, а также малые города переходного типа к сельским территориям (15-20 тыс. человек). Как показали проведенные выборочные исследования домохозяйств некоторых городов Свердловской и Пермской областей, для средних и особенно малых городов большую роль в обеспечении продуктов питания играет личное подсобное хозяйство. В результате отдельные продукты питания многими домохозяйствами таких поселений на рынке вообще не приобретаются (картофель, морковь, свекла, лук, капуста, кабачки.). Однако для получения более достоверных и развернутых выводов необходимо продолжить исследования характера потребления домохозяйств в городских поселениях различного типа и размера.

     Рассмотрим  динамику изменения среднего размера  семьи в разрезе городского и сельского населения.

     Мы  видим, что средний размер семьи  обнаруживает четко выраженную тенденцию  к уменьшению, как в городах, так  и в сельских поселениях.

     Наконец, необходимо остановиться на рассмотрении влияния на структуру расходов домашних хозяйств и характер потребления товаров уровня доходов.

     Представляет  большой интерес анализ зависимости  структуры расходов домашних хозяйств от уровня доходов, приходящихся на одного члена семьи. Во-первых, весьма существенна разница в уровнях доходов выделенных групп. Во-вторых, значительны различия и в структуре расходов. Четко прослеживается тенденция уменьшения доли расходов, направляемых на питание, и одновременное увеличение доли расходов на непродовольственные товары в более обеспеченных домохозяйствах. Сравним первую (беднейшую) группу домохозяйств и десятую (с наибольшими доходами). В первой группе на питание направляется 65,4 % всех расходов домохозяйств и лишь 17,1 % идет на приобретение непродовольственных товаров. В десятой группе эти две части расходов выражаются цифрами, соответственно, 35,5 и 46,1 %. В-третьих, в малообеспеченных семьях заметно более ощутима зависимость от натуральных поступлений (13-14,4 % в трех первых группах), и, прежде всего, из личного подсобного хозяйства (10,7-11,3 %).

     Ряд исследований показывает, что демографическая  характеристика семьи (ее состав, размер), как и экономическое положение (материальная и жилищная обеспеченность, уровень потребления), определяется в значительной степени той стадией жизненного цикла, на которой находится семья в своем развитии, а также принадлежностью к тому или иному поколению семей.

     Если  попытаться в целом определить изменения  семейных доходов с момента образования семьи до ее постарения, то увидим, что у значительного большинства семей происходит чередование периодов спада, подъема и стабилизации доходов. После периода окончательного формирования семьи (первые 10-15 лет брака), в среднем характеризующегося снижением душевого дохода, начинается относительно долговременный его рост. Особенно активно этот процесс протекает в период, соответствующий 18-20 годам брачной жизни, когда начинается новый этап в развитии семьи, связанный с вступлением детей в трудовой возраст и уменьшением числа иждивенцев в семье.

     Однако, отделение детей, образование ими  своих семей, отъезд на учебу часто  не означают их полной экономической  самостоятельности, и номинальный рост доходов старшей семьи погашается появлением существенной статьи расходов в ее бюджете, связанной с помощью взрослым детям.

     Следующим переломным моментом в динамике среднего душевого дохода можно считать 30-летний возраст семьи, совпадающий с достижением супругами пенсионного возраста. Этот этап жизненного цикла можно разделить на два подпериода по характеру изменения душевого дохода. Первое десятилетие (после 30 лет) характеризуется в среднем стабилизацией уровня материальной обеспеченности семьи, главным фактором которой является занятость пенсионеров; их доход формируется одновременно за счет заработной платы и пенсии. Последний период жизни семьи (после 40 лет брака) отмечается резким падением душевого дохода, который теперь ограничивается размерами пенсий.

     Таким образом, очевидно, что гигантское многообразие домохозяйств и существенные различия в их укладе, традициях, рождаемости, жизненных стандартов, имеющих место в отдельных регионах, требует и дифференцированного подхода к реализации социальных, экономических, институциональных мер; наряду с общегосударственными действиями должны реализовываться мероприятия регионального характера, которые только и могут учитывать местную специфику.

     Необходимо  также развивать внимательное отношение  к определенным аспектам повседневного  поведения и складывающихся ситуаций. Поиск в действиях домохозяйств рациональности или целеустремленности подразумевает, что люди, индивидуально или коллективно, в своих решениях делают выбор, сопоставляя издержки и выгоды. Принимая решения о том, как потратить свое время, какие продукты покупать, работать, или не работать, какие товары производить и продавать, люди сопоставляют возможные выгоды с издержками. Если прямые выгоды, связанные с намеченным планом действий, превышают прямые издержки, целесообразно осуществить такое действие. Если же прямые издержки оказываются больше прямых выгод, такие действия не являются рациональными. Более того, когда размеры издержек или выгод изменяются, люди соответственно изменяют свое поведение. Следовательно, необходимо пристально следить за динамикой издержек и выгод, чтобы понять характер повседневной деятельности людей и институтов в области экономики.

     Одним из важных факторов, влияющих на размеры  потребительских запасов в домохозяйствах в городских поселениях, является характер размещения розничной торговой сети. В свою очередь, размещение розничных торговых предприятий зависит от принадлежности товара к той или иной товарной группе.

     Представляется  правомерной точка зрения В.И. Сергеева, который отмечает, что материальные потоки, являющиеся объектами управления внутрифирменного логистического менеджмента, чрезвычайно многообразны. Готовая продукция традиционно разделяется на две супергруппы: средства производства и предметы потребления. При этом справедливо подчеркивается, что особое внимание логистический менеджмент должен уделять производимым фирмой товарам широкого потребления. Известно принятое в маркетинге деление товаров на товары повседневного спроса, предварительного выбора, особого и пассивного спроса. Характер организации каналов распределения потребительских товаров, число и типы розничных торговых предприятий и их сетей, количество торговых точек определяется В.И. Сергеевым в зависимости от их принадлежности к тем или иным товарным группам.

 

      2 ДОМОХОЗЯЙСТВА КАК СУБЪЕКТЫ РЫНКА 
 

     2.1 Домашние хозяйства как субъекты рыночных отношений

     Чтобы дать характеристику экономическому субъекту требуется указать на: источник и величину его доходов; направления и величину его расходов.

     Домохозяйство - это имущество, денежные средства, орудия труда, используемые людьми в домашних условиях. Оно охватывает экономические процессы, происходящие по месту жизни людей, семей.

     Доходы  домохозяйства - это частные доходы. Они формируются за счет:

     заработной  платы; труда; прибыли собственника; капитала; процента и дивиденда; участия в акционерном обществе; ренты; природных ресурсов (земли).

     Доход каждого домохозяйства расходуется  по трём направлениям: выплата налогов государству; удовлетворение личных потребностей; формирование личных сбережений.

     Сбережения - это посленалоговая не потребляемая часть годового личного дохода домохозяйства. Различают следующие виды сбережений:

     1) домашние (в налично-денежной форме);

     2) институционные (банковские депозиты, страховые полисы, облигации, акции):

     3) защитные - действия по сохранению исходной покупательной силы данной суммы денег. Они выполняют роль самостоятельного страхования от непредсказуемых обстоятельств;

     4) спекулятивные - действия по умножению покупательной силы данной денежной суммы. Они выполняют роль своеобразного «семейного бизнеса» по правилам рыночной экономики.

     В целом, сбережения - это отложенный спрос на реальные блага (товары и услуги), и эта «отложенность» превращает сбережения в постоянный «дамоклов меч», висящий над рыночной экономикой, то есть:

     1) относительное увеличение сбережений (по мере роста личных доходов) означает относительное уменьшение спроса на потребительские товары и услуги, что может вызвать сокращение производства этих товаров и увеличение незанятости (безработицы);

     2) перевес «домашних» сбережений способен подорвать экономику страны, поэтому необходимо стимулировать институционные сбережения, то есть участие денег в обороте (экономике) страны.

     Потребительские расходы - это та часть личных доходов, которая безвозвратно и беспроцентно уходит к производителям.

     И среди объектов потребительских  расходов можно выделить: товары кратковременного пользования (срок - менее года); товары длительного пользования (срок - более года).

     Домохозяйство – один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:

     Во-первых, домохозяйства обеспечивают необходимый  уровень потребительского спроса, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.

     Во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень важно в условиях развивающейся экономики.

     В-третьих, домохозяйства – это субъекты предложения на рынке факторов производства (предпринимательской способности и труда).

     В-четвёртых, именно домохозяйство – основа для формирования производства и реализации человеческого капитала.

     В-пятых, возможность домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного благосостояния, но и развитию рыночной экономики в целом.

     Мы  знаем, что один из субъектов рыночной экономики - домашнее хозяйство, которое преимущественно представляет натуральный сектор современной экономики. Наряду с фирмами и государством оно является экономической единицей, состоящей из одного или более лиц, которые принимают финансовые решения и снабжают экономику исходными производственными ресурсами. Полученные за ресурсы средства используются для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих непосредственные материальные, духовные и социальные потребности человека. Таким образом, домохозяйства - это организованные субъекты, ведущие хозяйственную деятельность для удовлетворения потребностей.

     В реальной (рыночной) экономике вся  масса ресурсов составляет совокупный ресурсный рынок, состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретных ресурсов. Собственниками этих ресурсов считаются в основном домохозяйства. В тех же случаях, когда владельцами ресурсов являются фирмы или государство, последние выступают как независимые собственники ресурсов, то есть как домохозяйства. Все виды оплаты факторных ресурсов в обыденной экономической ситуации выступают в виде обобщающих терминов дохода или прибыли.

     Как известно, субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

     Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

     В модели кругооборота участвует и  государство, которое предоставляет  домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и так далее. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Информация о работе Семья как субъект рыночной экономики и её организационные формы