Семья как субъект рыночной экономики и её организационные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении домохозяйства как субъекта рыночных отношений, а также рационального поведение семьи как потребителя в рыночной экономике.
Объект исследования – домохозяйство как субъект рыночных отношений, рациональное поведение семьи в рыночной экономике.
Предмет исследования – общественные отношения, связанные с рассмотрением домохозяйства как субъекта рыночных отношений.

Содержание

Введение 4

1 Понятие, признаки и виды домохозяйств 5

1.1 Понятие и виды домохозяйств 5

1.2 Признаки домашнего хозяйства 6

2 Домохозяйства как субъекты рынка 13

2.1 Домашние хозяйства как субъекты рыночных отношений 13

2.2 Связи и источники доходов домашних хозяйств 17

3 Факторы, определяющие поведение семьи как потребителя 22

3.1 Культурные факторы 22

3.2 Социальные факторы 23

3.3 Личностные факторы 24

3.4 Психологические факторы 26

Заключение 27

Библиографический список 28

Работа содержит 1 файл

КУРсОВАЯ!!!опроп.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Кроме предоставления услуг, государство  осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

     Модель  кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

     Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.

     2.2 Связи и источники доходов домашних хозяйств

     Крупнейшим  источником доходов домохозяйства  является заработная плата, достигающая  в развитых странах трех четвертей от общей суммы поступлений.

     Домашние  хозяйства принимают самое непосредственное участие наряду с фирмами и государством, в движении ресурсов, доходов и товаров.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2 – Взаимодействие домохозяйств с другими субъектами рынка

     Плата за ресурсы (доход)

     Трансфертные платежи Потребительские товары и услуги

     Ресурсы

     Налоги  Денежные доходы хозяйств

     Проценты  Сбережения

     Инвестиции

     Денежные  средства (кредиты)

     Доходы

     Оплата кредита. Проценты

     Налоги

     В данной таблице показано, что все  ресурсы принадлежат домохозяйствам и поступают в виде факторных услуг фирмам. Плата за ресурсы служит материальной основой доходов домохозяйств и используется для покупки потребительских товаров и услуг, созданных фирмами. Движение потоков ресурсов, денежных средств, а так же товаров и услуг осуществляется постоянно. Причем денежные потоки движутся в направлении, противоположном движению ресурсов, товаров и услуг.

     В процессе экономического кругооборота, наряду с домохозяйствами и фирмами, принимают участие различные государственные и кредитно-банковские учреждения. Их участие обязывает и представляет возможность домохозяйствам тратить на потребление не весь полученный доход, так как в налоговую систему необходимо перевести часть доходов, необходимых для получения государственного бюджета. Оставшийся доход в виде сбережений хранится в кредитных учреждениях и идет на покупку ценных бумаг, акций, и другие. Домохозяйства получают от государства так называемые трансфертные платежи в форме пенсий, пособий, стипендий и тому подобное. На рисунке показаны и другие важнейшие отношения, возникающие в процессе экономического кругооборота.

     Если  говорить конкретно, то взаимосвязь  домохозяйств с фирмами и государством заключается в следующем:

     1) Поставляют фирмам и государству  производственные ресурсы: трудовые, природные, капитальные, предпринимательские способности.

     2) Предъявляют спрос на потребительские  товары и услуги, производимые фирмами и государственными предприятиями.

     3) Пополняют доходную часть государственного  бюджета посредством уплаты налогов и других видов обязательных платежей.

     4) Предоставляют свои сбережения  фирмам и государству для инвестирования в производство.

     Кроме того, стоит упомянуть, что роль домохозяйств в общественном производстве и потреблении благ достаточно велика, а именно:

     Домохозяйства являются потребителями 2/3 всех потребительских  товаров и услуг, производимых на фирмах и государственных предприятиях. На их спрос ориентируются производители при решении главных вопросов экономики: что и сколько, как и для кого производить.

     Домохозяйства – поставщики ресурсов, то есть обеспечивают важнейшие условия производства экономических благ.

     Домохозяйства пополняют доходную часть государственного бюджета на всех его уровнях.

     Домохозяйства посредством участия их членов в  управлении фирмами и госпредприятиями оказывают воздействие и на организацию  производства.

     Во  всех странах с рыночной экономикой действуют механизмы государственного перераспределения денежных доходов, поэтому принято разделять первичные и располагаемые денежные доходы домохозяйств (населения).

     Первичные доходы частных домохозяйств складываются в результате рыночных сделок – продажи факторов производства и товаров. Соответственно, они образуются за счет заработной платы наемных работников (вознаграждения за труд как фактора производства), доходов от собственности, предпринимательского дохода, а также доходов от самозанятости. При этом все подлежащие оплате проценты вычитаются из получающейся суммы доходов.

     Далее вступают в действие механизмы государственного перераспределения доходов. Все социальные выплаты и трансферты (кроме выдаваемых в натуральной форме) добавляются к первичным доходам домохозяйств, и уже из этой суммы выплачиваются подоходные и имущественные налоги, социальные взносы и платежи. В результате остается располагаемый доход домохозяйства.

     Сопоставление стоимостных показателей - как в  динамике, так и между регионами - всегда представляет непростую статистическую проблему. Даже в странах с единой валютой различны уровни цен и потребительские стандарты, а применение в расчетах валютных курсов привносит еще больше различий.

     Для обеспечения прямой сопоставимости важнейших макроэкономических показателей стран и регионов - прежде всего валового внутреннего продукта (ВВП) и других агрегатов национальных счетов - в рамках Программы международных сопоставлений используется их пересчет в фактические паритеты покупательной способности (ППС) на душу населения. Сходные процедуры используются в исследованиях Евростата при сопоставлениях доходов домохозяйств и валового регионального продукта. При этом для пересчета доходов домохозяйств используется только потребительский компонент ППС - паритет потребительской покупательной способности (ПППС).

     Если  говорить об уровне денежных доходов  частных домохозяйств в странах-членах Европейского Союза, то он различается  в 2 раза, а с учетом стран-кандидатов - более, чем в 5 раз. Для примера  приведём следующие данные:

     Самые высокие первичные доходы - у домохозяйств в Германии, вдвое ниже - в Португалии. Уровень располагаемых доходов заметно ниже, особенно в Германии, и различия между этими странами сокращаются до 1,8 раз.

     Среди стран-кандидатов на вступление в Европейский  Союз, представивших соответствующие данные, наиболее высоки доходы домохозяйств в Чехии, самые низкие - в Румынии. Различия по первичным доходам составляют 2,3 раза, а по располагаемым - 2,1 раза.

     Весьма  значительны различия в соотношении  располагаемых и первичных доходов. В странах Северной Европы (Нидерландах, Швеции, Дании, Бельгии и Финляндии) в распоряжении домохозяйств остается порядка 74 – 80 % их первичных доходов, а в Португалии и Греции - 95-98 %. Среди стран-кандидатов на вступление в Европейский Союз отношение располагаемых доходов домохозяйств к первичным колеблется от 88 % в Чехии до 109 % в Литве. Отметим, что превышение располагаемых денежных доходов над первичными наблюдается также в ряде регионов Великобритании, Германии, Греции, Италии Франции, Польши, Венгрии и Румынии, что обусловлено перераспределительной политикой государства, реализуемой в виде различных социальных выплат.

     Различно  также соотношение располагаемых  денежных доходов домохозяйств и валового внутреннего продукта. В скандинавских странах и Ирландии среднедушевой располагаемый денежных доход составляет 42-45 % от среднедушевого значения ВВП, в Германии, Италии, Великобритании – 65 %, Португалии - более 76 %, в странах-кандидатах колеблется от 50 % в Чехии до 63 % в Польше. Более низкие уровни располагаемого денежного дохода по сравнению с первичными доходами и уровнем ВВП указывает на большую активность государства в перераспределении доходов, однако отнюдь не всегда означает снижение уровня благосостояния, поскольку может давать выигрыши за счет развития общественного транспорта.

 

      3 ФАКТОРЫ ,ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ  СЕМЬИ КАК ПОТРЕ-

        БИТЕЛЯ 
 

     3.1 Культурные факторы

     Самое сильное влияние на поведение  потребителя оказывают культурные факторы, особенно общий его уровень, принадлежность к определенной субкультуре и социальному классу.

     Культура - определяющий фактор потребностей и  поведения человека, который с  детства усваивает в семье  и через другие общественные институты  определенный набор ценностей, стереотипов  восприятия и поведения.

     Субкультура

     Каждая культура состоит из более мелких субкультур, которые дают человеку возможность более полного отождествления и тесного общения с себе подобными. Субкультуры формируются на национальной, религиозной , расовой или региональной основе, многие из них образуют важные сегменты рынка, что должны учитывать производители при разработке продукции и планирования маркетинговых программ.

     Социальные классы

     Практически каждое современное общество подразделяется на социальные слои. Одно из наиболее жестких разделений такого рода - касты, членам которых предписаны определенные роли, а переход из касты в касту не допускается. Гораздо менее жестко разделение общества на социальные классы.

     Социальные  классы - построенные в строгой  иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.

     К критериям разделения общества на классы относят не только доход, но и работу, образование и место жительства. Представители различных социальных классов различаются стилем одежды, речью, организацией отдыха и многими другими характеристиками. К отличительным признакам социального класса относят:

     1) склонность его представителей к более или менее одинаковому поведению;

     2) наличие определенного социального статуса;

     3) образование, род деятельности и уровень доходов;

     4) возможность перехода из класса в класс.

     Представители социальных классов имеют определенные общие предпочтения в выборе различных товаров и торговых марок, включая одежду, домашнюю мебель, проведение досуга и автомобили. Некоторые производители, использую данное обстоятельство, фокусируют свое внимание на удовлетворении потребностей какого-то одного класса.

     3.2 Социальные факторы

     Кроме культурных на потребительское поведение  оказывают влияние такие социальные факторы, как референтные группы, семья, роли и статусы.

Информация о работе Семья как субъект рыночной экономики и её организационные формы