Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:15, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении домохозяйства как субъекта рыночных отношений, а также рационального поведение семьи как потребителя в рыночной экономике.
Объект исследования – домохозяйство как субъект рыночных отношений, рациональное поведение семьи в рыночной экономике.
Предмет исследования – общественные отношения, связанные с рассмотрением домохозяйства как субъекта рыночных отношений.
Введение 4
1 Понятие, признаки и виды домохозяйств 5
1.1 Понятие и виды домохозяйств 5
1.2 Признаки домашнего хозяйства 6
2 Домохозяйства как субъекты рынка 13
2.1 Домашние хозяйства как субъекты рыночных отношений 13
2.2 Связи и источники доходов домашних хозяйств 17
3 Факторы, определяющие поведение семьи как потребителя 22
3.1 Культурные факторы 22
3.2 Социальные факторы 23
3.3 Личностные факторы 24
3.4 Психологические факторы 26
Заключение 27
Библиографический список 28
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
Биробиджанский
филиал
Факультет Экономический
Кафедра экономическая теория
Специальность
080115 – Таможенное дело
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему: Семья как субъект рыночной экономики и её организационные
формы
По
дисциплине Экономическая теория
Исполнитель
студент
группы 075-Б __________________________
М.А.Снисарь
Руководитель
преподаватель
__________________________
Нормоконтроль
Биробиджан 2011
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа содержит 29 с., 2 рисунка, 1 таблицу,
15 источников.
СЕМЬЯ,
ДОМОХОЗЯЙСТВО, РЫНОК, ПРЕДПРИЯТИЕ, ФАКТОРЫ,
ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, ДОХОДЫ
Цель данной работы состоит в рассмотрении домохозяйства как субъекта рыночных отношений, а также рационального поведение семьи как потребителя в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: дать понятие домашнего хозяйства; рассмотреть признаки и виды домашнего хозяйства; рассмотреть семью как субъект рыночной экономики; рассмотреть факторы, определяющие поведение семьи как потребителя
Объект исследования – домохозяйство как субъект рыночных отношений, рациональное поведение семьи в рыночной экономике.
Предмет исследования – общественные отношения, связанные с рассмотрением домохозяйства как субъекта рыночных отношений.
Введение
1 Понятие,
признаки и виды домохозяйств
1.1 Понятие и виды домохозяйств
1.2 Признаки домашнего хозяйства
2 Домохозяйства
как субъекты рынка
2.1 Домашние хозяйства как субъекты рыночных
отношений
2.2 Связи и источники доходов домашних
хозяйств
3 Факторы,
определяющие поведение семьи как потребителя
3.1 Культурные факторы
3.2 Социальные факторы
3.3 Личностные факторы
3.4 Психологические факторы
Заключение
Библиографический
список
Семья — первичная ячейка общества, изначальный элемент социальной структуры, в процессе функционирования и развития которой отчетливо преломляются основные социально-экономические отношения. В рамках семьи сосредоточивается существенная часть человеческой деятельности, преимущественно лежащей вне общественного производства и связанной с удовлетворением многообразных материальных и духовных потребностей людей.
Понятия семья и домохозяйство отличаются, хотя иногда используются взаимозаменяемо.
Домашние хозяйства представляют собой хозяйственную (экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.
Домашнее
хозяйство – один из трех основных
субъектов экономической
1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ
И ВИДЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ
1.1 Понятие и виды домохозяйств
Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).
Домашнее хозяйство – один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.
Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.
В
общем, домохозяйство можно
Виды домохозяйств:
Единичные домохозяйства или просто домохозяйства.
Единичные домохозяйства образованы одиночками, отдельными или несколькими семьями , а также этими семьями совместно с одиночками. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139млн. человек, что составляет 94 % всего населения страны.
Групповые домохозяйства.
Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9млн. человек, или 6 % всего населения страны.
1.2 Признаки домашнего хозяйства
Представляется необходимым ввести некоторые признаки, которые определяют особенности товаропотребления домашними хозяйствами. К ним, прежде всего, следует отнести численный и качественный состав семьи; вид и размер поселения; общий размер доходов, приходящихся на одного члена семьи, домохозяйство в целом и другие. Рассмотрим эти признаки несколько более подробно.
Численный состав семьи может варьировать в широком диапазоне: от 1 человека до десяти и более. Известны примеры, правда, мало характерные для современной России, когда число детей в семье составляет 20 человек. Характерно наличие большого числа детей у ряда национальностей россиян. В настоящее время с точки зрения численного состава, наличия родителей в нашей стране наиболее распространены три разновидности семьи: супружеская пара с детьми или без (нуклеарная семья); один из родителей с детьми (неполная нуклеарная семья); супружеская пара с детьми или без детей с одним из родителей супругов и другими родственниками (сложная семья с супружеским ядром). Существуют и другие разновидности семей, однако три перечисленные доминируют и на них приходится около 90 % общего числа семей. Особенности структуры расходов домашних хозяйств на конечное потребление в зависимости от числа их членов видны на рисунке 1.
Рисунок 1 – Особенности структуры расходов домашних хозяйств
С увеличением численного состава семьи расходы на конечное потребление в расчете на одного человека сокращаются с 3241,6 (число членов домашнего хозяйства до 1593,1 руб. (5 чел). Кроме того, можно отметить и более высокую зависимость стоимости питания в домохозяйствах с наибольшим числом членов от поступлений из личного подсобного хозяйства. В таких домохозяйствах поступления из личного подсобного хозяйства составляют 9,7 % от всех расходов на конечное потребление, в то время как в среднем по всем категориям домохозяйств этот показатель составляет лишь 6,9 %.
С увеличением числа детей с одного до четырех отмечается существенное снижение среднедушевых располагаемых доходов: с 2295,6 до 1051,8 руб., то есть в 2,18 раза. Столь же ощутима разница в части возрастающей зависимости многодетных семей от натуральных поступлений продуктов питания, как из личного подсобного хозяйства, так и из других источников. Так, если в семьях с одним ребенком удельный вес натуральных поступлений в структуре расходов составляет лишь 7,5 %, то в семьях с тремя детьми эта цифра составляет 16,7 %, а с четырьмя – 15,2 %. В многодетных семьях несколько падает доля средств, затрачиваемых на приобретение непродовольственных товаров.
Следующий признак, в существенной мере определяющий характер и объемы товаропотребления домохозяйства, – вид поселения. Прежде всего, это, конечно, принадлежность к городскому или сельскому населению. Для сельского населения в продуктообеспечении семьи по сравнению с городским несколько более значимую роль играет натуральное хозяйство и в несколько меньшей – рыночные источники. Это подтверждается данными выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Госкомстатом России в 2002 г. Так, в структуре располагаемых расходов домашних хозяйств денежные расходы в городской местности составляли 90%, в сельской – 75; стоимость натуральных поступлений продуктов питания в городской местности составляла 4%, в сельской – 20. Подобным же образом разнится и структура расходов домашних хозяйств на конечное потребление (табл.1).
Таблица 1 – Структура расходов домашних хозяйств на конечное потребление в 2009 г.
|
Информация о работе Семья как субъект рыночной экономики и её организационные формы