Себестоимость продукции.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в изучении возможных путей снижения себестоимости его продукции.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
•изучить суть понятия себестоимость продукции; проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
•исследовать возможные пути и резервы снижения себестоимости продукции предприятия.
Предметом курсовой работы являются экономические отношения, которые возникают в процессе формирования себестоимости продукции предприятия.
В качестве объекта курсовой работы выступает себестоимость продукции и пути ее снижения.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения. Во введении сформулированы актуальность темы, цель, задачи, предмет и объект исследования. В основной части анализируется поставленная проблема. В заключении приведены основные результаты курсового исследования.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 1.70 Мб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Получение наибольшего эффекта с наименьшими  затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы  снижения себестоимости продукции.

     Затраты живого и овеществленного труда  в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной  обособленности предприятия неизбежно  сохраняются различия между общественными  издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.

     Таким образом, тема курсовой работы «Себестоимость продукции и пути ее снижения». Актуальность исследования путей снижения себестоимости продукции на сегодня трудно переоценить.

     Основная  цель курсовой работы состоит в изучении возможных путей снижения себестоимости  его продукции.

     Поставленная  цель обусловила необходимость решения  ряда взаимосвязанных заданий:

  • изучить суть понятия себестоимость продукции; проанализировать   особенности   формирования   себестоимости продукции предприятия;
  • исследовать возможные пути и резервы снижения себестоимости продукции предприятия.

     Предметом курсовой работы являются экономические  отношения, которые возникают в  процессе формирования себестоимости  продукции предприятия.

     В качестве объекта курсовой работы выступает  себестоимость продукции и пути ее снижения.

     Курсовая  работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения. Во введении сформулированы актуальность темы, цель, задачи, предмет и объект исследования. В основной части анализируется  поставленная проблема. В заключении приведены основные результаты курсового  исследования.

ГЛАВА 1 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

1.1 Сущность, значение, статьи и показатели себестоимости продукции

1.1.1 Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды

     Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты  предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

     Себестоимость продукции является качественным показателем, так как она характеризует  уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая  категория себестоимость продукции  выполняет ряд важнейших функций:

- учет  и контроль всех затрат на  выпуск и реализацию продукции; 

  • база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  • экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  • определение оптимальных размеров предприятия;
  • экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений др.

Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная. Цеховая  себестоимость представляет собой  затраты цеха, связанные с производством  продукции. Производственная себестоимость  помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Полная себестоимость помимо затрат цехов  включает общепроизводственные и общехозяйственные  расходы. Полная себестоимость отражает все затраты на производство и  реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и  внепроизводственных расходов (расходы  на тару и упаковку, транспортировку  продукции, прочие расходы).

     Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость  обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или  другое предприятие. Среднеотраслевая себестоимость определяется как  средневзвешенная величина и характеризует  средние затраты на единицу продукции  по отрасли, поэтому она находится  ближе к общественно необходимым  затратам труда.

     С экономических и социальных позиций  значение снижения себестоимости продукции  для предприятия заключается  в следующем:

  • в    увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
  • в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
  • в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
  • в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
  • в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Себестоимость производимого товара, выполняемой  работы, оказываемой услуги рассчитывается дважды - по статьям и по элементам  затрат. Элементы - это одноименные виды расходов - материалы, заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие (например, налоги, включаемые в себестоимость, командировочные).

Статьи  себестоимости  показывают направления расходования средств: основные нормированные материалы, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды в процентах к основной и дополнительной заработной плате производственных рабочих, накладные расходы (все затраты, которые нельзя пронормировать на конкретную продукцию).

     Статьи  себестоимости делятся на две  группы: переменные и постоянные расходы. Переменные расходы (их можно назвать  еще прямыми или нормированными) непосредственно связанные с  изготовлением конкретных видов  продукции и по установленным  нормам относятся на себестоимость (сырье, материалы, топливо, заработная плата). Постоянные расходы (их можно  назвать еще накладными или косвенными (на содержание и эксплуатацию машин  и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные)) связаны с производством  различных видов продукции и  включаются в их себестоимость пропорционально  установленной базе (основной заработной плате производственных рабочих, производственной себестоимости и др.). 

     Показатели    себестоимости    продукции    можно    классифицировать следующим  образом:

  • в зависимости от предмета - себестоимость единицы продукции (работы или услуги) или всего объема производства;
  • в зависимости от объекта - себестоимость продукции цеха или предприятия;
  • в  зависимости  от  натуральной  единицы  измерения  товара себестоимость 1 штуки, 1 килограмма, 1 метра и т.д.;
  • по виду производственной программы - себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции;
  • по полноте затрат, включаемых в себестоимость продукции, — переменные и постоянные затраты, производственная и полная себестоимость. Разница между ценой изделия и переменными расходами называется маржей;
  • по структуре затрат, включаемых в себестоимость (или цену),       - затраты на рубль товарной продукции (себестоимость, деленная на цену), материалоемкость (стоимость материальных затрат, деленная на цену), зарплатоемкость (фонд оплаты труда, деленный на цену).

Главной функцией предприятия является производство необходимых потребителям товаров  и услуг. Производственная функция  выражает существующую на каждом предприятии  зависимость между выпуском продукции  и применяемыми экономическими ресурсами  или, в конечном счете - между результатами и затратами.

     В соответствии с Основными положениями  по составу затрат, включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики  Республики Беларусь от 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (в редакции постановления Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июня 2005 г. № 104/42/43/65), выделяются следующие элементы затрат [9; 35]:

     •  материальные затраты;

     •  расходы на оплату труда;

  • отчисления на социальные нужды;

     •  амортизация основных средств и  нематериальных активов;

     •  прочие затраты.

     Себестоимость продукции выражает в денежной форме  индивидуальные издержки предприятия  на производство и реализацию единицы  или объема продукции в действующих  экономических условиях. В себестоимости  возмещаются затраты производственных ресурсов, израсходованных на изготовление продукции в конкретных условиях того или иного предприятия, в  текущих рыночных ценах. На отечественных  предприятиях принято различать  производственную, отраслевую, коммерческую, цеховую и технологическую себестоимость  изделия, а также готовой продукции  и другие ее виды. Все они отличаются друг от друга не только составом затрат, но и методами планирования как отдельных  издержек, так и общей себестоимости.

     Расчет  издержек на производство отдельных  видов работ и всей выпускаемой  продукции называется калькулированием или калькуляцией себестоимости. Во внутрифирменном планировании применяются, в основном, три метода калькуляции  или расчета себестоимости:

  • нормативный - на основе действующих в данный период времени прогрессивных нормативов и норм расхода экономических ресурсов на единицу продукции и других рыночных показателей;
  • плановый — на основании разработанных на определенный период (год, квартал, месяц) плановых показателей прямых затрат и комплексны» смет расходов;
  • комбинированный - сочетание нормативного и планового методов.

     Чаще  всего используется комбинированный  метод: при наличии норм и нормативов - нормативный метод, при их отсутствии - плановый на основе базисного периода  и предполагаемых изменений.

     В современном производстве плановая калькуляция себестоимости единицы  продукции содержит следующие типовые статьи затрат:

     •         сырье и материалы;

     •    покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты  и услуги производственного характера;

     •         возвратные отходы (вычитаются);

     •        топливо и энергия на технологические  цели; основная заработная плата производственных рабочих;

     •         дополнительная заработная плата производственных рабочих;

     •     налоги, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, сборы и отчисления местным  органам власти согласно действующему законодательст-ву;

Информация о работе Себестоимость продукции.