Рынок земли, его специфика и факторы, определяющие цену на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрен рынок земли, его историческое начало и дальнейшее современное развитие с постепенно возникающими проблемами. Предложено для рассмотрения описание государственной кадастровой оценки, необходимой для регистрации земельных участков. Также представлен анализ современного земельного оборота и предложены некоторые пути по обеспечению его наилучшего и наиболее эффективного использования. Работа затронула структуру операций, проводимых над земельными участками, и методы оценки необходимых для характеристики рынка земли.

Содержание

Введение 6
1. Особенности землепользования
1.1. Земля как природный ресурс 7
1.2. Земля как экономическая категория 8
1.3. Этапы формирования земельного рынка 10
2. Особенности оценки земли
2.1. Государственный земельный кадастр
как экономико-правовая система
функционирования объектов недвижимости 11
2.2. Основные положения оценки земельных
участков 14
2.3. Оценка массовая и единичных объектов
земельной собственности 16
2.4. Анализ наилучшего и наиболее эффективного
использования земли 17
2.5. Повышение эффективности использования
городских земель 18
2.6 Методы оценки земель 20

3. Анализ современного состояния земельного оборота
в РФ 25
4. Структура сделок с земельными участками и их
рыночная оценка 27
5. Заключение 30
6. Список используемой литературы 32
7. Приложение 34

Работа содержит 1 файл

курсовая основная часть.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

В результате земельной реформы существенно изменилось распределение земельного фонда России по категориям землепользователей и формам собственности. Эти изменения в первую очередь затронули земли сельскохозяйственного назначения. Созданы крестьянские хозяйства на площади в 34,3 млн. га, а также их объединения и ассоциации (9,0 млн. га). В районах Крайнего Севера организованы общинно-родовые хозяйства, их площадь достигла 68,9 млн. га. Интенсивно идет процесс образования акционерных обществ и товариществ, занимающихся товарным сельскохозяйственным производством. На их долю приходится 190,9 млн. га. Получили широкое развитие сельскохозяйственные кооперативы, расположенные на площади 36,6 млн. га

Отмечая существенные изменения в распределении  земель по формам собственности, подчеркнем, что значительная часть территории Российской Федерации - более 76% (1306,2 млн. га) ее земель - все еще остается в государственной форме собственности, причем 803 млн. га - земли субъектов Федерации. В муниципальной собственности находится 56 млн. га, или 3,3%, в собственности юридических лиц - 335,8 млн. га (20%) и в собственности граждан

чуть  более 10 млн. га (0,6%) К не подлежащим вовлечению в рыночный землеоборот  или имеющим определенные ограничения  отнесены земли:

  • обороны и обеспечения безопасности страны (10,0 млн. га);
  • единой общегосударственной транспортной сети (1,4 млн. га);
  • природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (27,2 млн. га);
  • расположенных на территории городов и населенных пунктов объектов и предприятий федеральной собственности (0,34 млн. га);
  • объектов обеспечения внутренних функций государства, его устойчивого развития, жизнеспособности и охраны окружающей среды (2,0 млн. га);
  • лесного фонда (265,9 млн. га);
  • запаса (47,0 млн. га), а также водные объекты (17,8 млн. га).

Кроме того, для осуществления эффективной  градостроительной политики в каждом населенном пункте требуется сохранение резервных площадей, которые в  среднесрочной перспективе не подлежат застройке (всего приблизительно 0,43 млн. га). Вряд ли есть основания включать в рыночный землеоборот и земли таких объектов, как внутренние водоемы, болота, гидротехнические сооружения, на которые приходится в составе федерального фонда 18,2 млн. га. Подлежат ограничению в части включения в операции купли-продажи территории оленьих и конских пастбищ в местах обитания малых народов и этнических групп (13,2 млн. га). Исключаются из рыночного землеоборота и хозяйственного использования по крайней мере на среднесрочную перспективу и малодоступные таежные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Их площадь можно оценить примерно в 300-400 млн. га. Особого отношения заслуживают и земли сельскохозяйственного назначения федеральной собственности (83,1 млн. га), рыночные операции, с которыми существенно ограничиваются.

Итак, в  настоящее время можно исключить  из оборота по купле-продаже около 800-900 млн. га земель, отнесенных к федеральной  собственности. К данной цифре следует  добавить еще почти 124 млн. га эрозионно  опасных сельскохозяйственных земель, а также приплюсовать 15% территории»

Европейской части России, загрязненной радионуклидами, тяжелыми металлами, токсинами промышленного  происхождения.

Российский  земельный рынок пока еще очень  слаб, этому свидетельствуют сумбурные  из года в год скачущие показатели землеоборота. Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором состояния экономической системы и эффективности механизмов ее функционирования. Выводом из бесчисленных реформ и постановлений может служить необходимость политики, воздействующей на структуру рыночного землеоборота, ее инструментами должны выступать налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского риска, поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке. Анализируя структуру земель РФ, по объективным причинам из рыночного землеоборота в части купли-продажи земель в современных условиях исключается ориентировочно 1065-1165 млн. га. Остается же в качестве потенциального его резерва около 540-640 млн. га, что не может не огорчать.

4. Структура сделок с земельными участками и их рыночная оценка

В российской федерации среди всех видов сделок с землей преобладают арендные отношения (в среднем выше 90 процентов), тогда  как на продажу органами местного самоуправления было выставлено всего лишь 91,4 тыс. га 0,006 % земельного фонда. (табл. 2) В 2005 доля площади государственных и муниципальных земель, используемых на правах аренды в Российской Федерации, составила 4,3 % от всей их площади. По федеральным округам России этот показатель колеблется от 1,6 % в Северо-Западном федеральном округе до 17,9 % в Южном федеральном округе.

Цены  за аренду государственных земель устанавливались  постепенно, по мере вовлечения земельных  участков в рыночный оборот. Причем, по мнению некоторых исследователей, выявить круг факторов, от которых устойчиво зависят эти цены, достаточно трудно. Особенно это касается земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства. На формирование цен продолжают оказывать большое влияние субъективные причины, не поддающиеся анализу и обобщениям. В 2005 г базовые размеры арендной платы за землю устанавливались на основе действующих ставок земельного налога с применением коэффициентов в зависимости от ценности территории, целевого использования земель.

Рост  ставок арендной платы косвенно обусловлен индексацией ставок земельного налога в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Арендные платежи за землю значительно  дифференцированы в зависимости от спроса и предложения, категории арендаторов, местоположения и величины земельных участков. При этом плата за аренду земли городов и поселков по сравнению с сельской местностью значительно выше для всех категорий арендаторов.

 В целом администрации большинства субъектов Федерации при формировании арендных цен руководствуются действующими ставками земельного налога и соответствующими коэффициентами, чья величина зависит от ценности территории, целевого использования земель и категории арендаторов. При этом спрос и предложение также учитываются. В среднем по России в 2005 году арендная плата (за квадратный метр) для предприятий торговли и сервисного обслуживания в городах и населенных пунктах составила 55,76 рубля, а в сельских населенных пунктах — 13,81 рубля, для городских промышленных предприятий — 11.41 рубля и 1.89 рубля — для промышленных предприятий, расположенных в сельской местности; Граждане, их объединения, использующие земельные участки для: жилищного, дачного и гаражного строительства платили в городах и поселках 1.82 рубля, в сельских населенных пунктах — 0.35 рубля (смотреть Таблица 2 «Структура сделок с земельными участками в РФ» на странице 34). 

Рынок земли формируется вокруг областных  центров, и самые высокие цены на землю складываются в областных центрах и прилегающих к ним районах. Цены на незастроенные земельные участки значительно варьируют в зависимости от спроса и предложения, местоположения, целевого использования и других показателей. Однако информация о ценах на землю, определенная в договорах купли-продажи земельных участков, не всегда соответствует реальным рыночным ценам. Как правило, цены на землю в договорах занижены или же использована нормативная цена земли, например, в пригородах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга зарегистрированные цены за земельные участки составляют 25-70 руб./кв.м. при среднем уровне спроса и предложения 135-300 руб./кв.м.

Цены  на продаваемые земли устанавливаются  органами государственной власти и  местного самоуправления.

Земельные участки покупаются в собственность гражданами в основном для индивидуального жилищного и дачного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства, а также организациями для использования в целях промышленности, транспорта, связи, строительства и иного специального назначения. За 2005 год граждане России выкупили для индивидуального жилищного и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества 116,4 тыс. земельных участков (27732,5 га), в том числе в населённых пунктах 111,0 тыс. участков на площади 26011,1 га. Что по сравнению с 2004 годом больше на 3,8 тыс. земельных участков и практически в 2 раза больше по площади приобретённых земель, т.е. увеличение приобретений земельной недвижимости сопровождается увеличением площади в каждой сделке, несмотря на рост цен.

В то же время количество покупок земельных  участков юридическими лицами за последние  три года постепенно снижается, в 2005 году в целом по России приобретено 6384 участка (10128,6 га). Сделок было совершено  в два раза меньше, чем в предыдущем году. Ситуация объясняется с одной стороны естественной стабилизацией земельного рынка, а с другой - более выгодными предложениями по аренде земель.

Делая вывод, можно увидеть, что в настоящее  время преобладают арендные отношения  среди всех сделок с землей, но развивающийся рынок, регулируемый государством и подкрепляемый законодательными актами, пытается сделать из этой сферы действительно рынок, с гарантиями и правами. И неуклонный рост цен на землю, дает серьезные основания считать рынок земли наиболее перспективным вложением капитала. 
 
 
 
 

Заключение:

Российский  земельный рынок пока еще очень  слаб, этому свидетельствуют сумбурные  из года в год скачущие показатели землеоборота. Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором  состояния экономической системы и эффективности механизмов ее функционирования. Анализируя структуру земель РФ, по объективным причинам из рыночного землеоборота в части купли-продажи земель в современных условиях исключается ориентировочно 1065-1165 млн. га. Остается же в качестве потенциального его резерва около 540-640 млн. га, что не может не огорчать.

Делая вывод, можно увидеть, что в настоящее  время преобладают арендные отношения  среди всех сделок с землей, но развивающийся  рынок, регулируемый государством и подкрепляемый законодательными актами, пытается сделать из этой сферы действительно рынок, с гарантиями и правами. И неуклонный рост цен на землю, дает серьезные основания считать рынок земли наиболее перспективным вложением капитала.

Государственная кадастровая оценка земель необходима для создания налоговой базы для исчисления земельного и ряда других имущественных налогов. Оценка проводится одновременно на всей территории Российской Федерации, с использованием единых методических, нормативно-технических документов и программных средств, что дает возможность получить сопоставимые показатели стоимости земель на всей территории страны. В настоящее время кадастровая оценка очень сильно разница с рыночной стоимостью, в меньшую сторону для последней. Это показывает несовершенство взаимосвязей системы кадастровой оценки и рыночных механизмов.

В нашей  стране площадь неиспользуемых сельскохозяйственных угодий составила 6033,75 тыс. га, из них  пашни – 82 % (4948,25 тыс. га,) , а это  упущенные возможности пополнить бюджет, используя эти земли. В ежегодный оборот земель сельскохозяйственного назначения, пока вовлечено не более пяти процентов земель. В настоящее время ситуация начинает меняться: земля от сельскохозяйственных организаций все-таки постепенно переходит к другим пользователям — в крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. Перед правительством стоит дилемма: разрешить продажу земли, и увеличить вывод земель из сельскохозяйственного производства, либо пытаться развивать агропромышленный комплекс и осваивать новые земли сельскохозяйственного назначения. На данный момент первый вариант, менее затратный в плане денежных вложений и каких-либо усилий государства, и приносящий большую выгоду с точки зрения пользователей и меньшую для государства, выигрывает.

В данный момент наиболее существенной и в  то же время объективно трудноустранимой на современном этапе причиной проблемного  состояния земельного рынка в  России выступает большие затраты  на освоение земли, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности, недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли. Вместе с тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельного рынка. К ним относятся: недостаточная государственная поддержка землевладельцев; недоверие людей к властям и проводимой ими экономической политике; неразвитость системы средне- и долгосрочного кредитования; коррумпированность властей. Для квалифицированного решения проблем развития и определения перспектив использования земельно-недвижимого комплекса России необходимо существенно укрепить научное обеспечение управленческой деятельности в данной сфере. Целесообразно также организовать институт соответствующего профиля, создать Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса. Принципиальное значение в развитии земельного рынка России будет иметь создание соответствующих земельных финансовых инструментов и агрегатов: земельных акций, облигаций, векселей, сертификатов и иных ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций. Создание таких структур, как Земельный банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами. В заключение можно сказать, что главной задачей на сегодня является создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рынок земли, его специфика и факторы, определяющие цену на землю