Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

елью работы является анализ современного рынка труда, а также проблем безработицы и пути их решения.
Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние рынка труда.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функции рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
- выделить факторы, влияющие на рост безработицы среди определенных групп населения;
- оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день.

Содержание

Понятие рынка труда и его особенности 6
1.2. Составляющие и функции рынка труда 10
Глава 2 Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции 13
2.1. Монопсонический рынок труда 13
2.2. Модели рынка труда при участии на нём профсоюзов, двухсторонняя монополия 15
2.3.Безработица на рынке труда, службы занятости и их деятельность 21
2.4 Роль государства 27
2.5 Безработица и роль профсоюз

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 72.72 Кб (Скачать)

  Государственная служба занятости населения России осуществляет:

  - оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

  - разработку и реализацию федеральной, территориальных (краёв, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а так же граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

  - содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

  - организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

  - социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящихся на их содержании.

  - Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

  Основные  задачи службы занятости:

  - содействие поиску подходящего рабочего места (как временного, так и постоянного), профессиональное консультирование и обучение безработных новым специальностям;

  - квотирование рабочих мест для инвалидов, молодёжи, демобилизованных военнослужащих и других групп безработных граждан, нуждающихся в социальной защите;

  - информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда;

  - территориальное перераспределение работников;

  - помощь в развитии предпринимательства и самозанятости  граждан;

  - осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений.

  Финансирование  мероприятий, осуществляемых службой  занятости, ведётся за счёт средств  Государственного фонда занятости  населения РФ, который является внебюджетным социальным фондом и федеральной  государственной собственностью. В  соответствии с действующим законодательством  он формируется за счёт следующих  источников: обязательных страховых  взносов работодателей; обязательных страховых взносов с заработка  работающих; ассигнований при необходимости  из федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов; добровольных взносов юридических  и физических лиц; других поступлений, включая штрафные санкции.

  Размеры обязательных страховых взносов  в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в федеральную  часть фонда занятости, а также  категории работодателей и работников, уплачивающих страховые взносы и  освобождаемых от их уплаты, объёмом  доходов и расходов фонда занятости  и отчёт об их исполнении утверждаются федеральными законами по представлению Правительства Российской Федерации.

  Развитие  рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости  частного характера, которые условно  можно разделить на: коммерческие агентства по подбору персонала, имеющие цель получение прибыли; учреждения, которые не преследуют коммерческие цели (при учебных заведениях, при профсоюзах, при ассоциациях  работодателей, при религиозных  органах и др.). Данные формирования на рынке труда способствуют удовлетворению потребностей предприятий в тех  или иных специалистах ( как правило, данная услуга осуществляется за плату с предприятий); кроме того они помогают гражданам подобрать подходящую работу.

  В процессе своей деятельности негосударственные  структуры оказывают большой  спектр услуг консультационного  характера, проводят работу, связанную  с выявлением потребностей и возможностей конкретного человека или работодателя. Деятельность частных бирж труда  в определённой степени регламентируется законодательством о занятости, поскольку оказание услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии заключения органов государственной службы занятости.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4. Роль государства.

 

      Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое воздействие государства. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. 3

  Большое влияние на рынок  труда оказывают государственные  социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.) Эти программы  содействуют определённой стабилизации социально-экономического положения  наёмных работников в зонах повышенного  рыночного риска, смягчают болезненные  рывки рыночного механизма. В  результате появляется особый элемент  цены услуг труда, впрямую не связанный  с функционированием рынка труда  и образующийся на внерыночных принципах.

  Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берёт на себя функцию  поиска и предоставления рабочих  мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные  системы обучения и переобучения работников максимально быстрой  адаптации последних к меняющимся требованиям рынка.

  Эффективность экономического вмешательства государства  заключается в его попытках исправить  «ошибки» рынка, например, монополию, которая  искажает рыночное саморегулирование. Другим примером является строительство  государством дорог, линий связи, энергетических систем и других объектов, неподъёмных  для частного предпринимательства, но необходимых ему. Рынок приводит к неэффективному использованию  природных факторов, загрязняя воздух, воду, землю, не заботясь об очистных сооружениях, а государство препятствует этому финансовыми, правовыми и административными мерами.

  Стабилизационная  функция государства состоит  в его контроле и сглаживании  колебаний делового цикла, когда  при использовании государственной  финансовой и налоговой власти оно  влияет на уровень производства, занятости, инфляции, сдерживает безработицу и  поддерживает экономический рост.

  Справедливость  государство поддерживает, перераспределяя  национальный доход в пользу бедных, оказывая помощь безработным, престарелым, нетрудоспособным, многодетным и  др.В конце XX века в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций современных неоклассиков во многих странах Запада. Теоретические взгляды современных представителей неоклассической школы исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического неравновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.  В результате, по мнению неоклассиков, экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства и устойчивой массовой безработицей. Ситуация обострилась ещё и потому, что глобализация экономики, новые формы и ускорение научно-технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках предъявил особые требования к качественным характеристикам труда, который в новых условиях должен отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а подчас и международной мобильностью. Такая мобильность немыслима в условиях «блокирования» рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное дерегулирование и флексибилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма.

  Флексибилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде, системы оплаты услуг труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 1960-1980-х гг., а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Возрастает роль единовременных выплат, причём последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибылях компании, причём работник может нести и риск убытков предприятия.

    Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости, особенно в условиях компьютеризации общественной жизни, - надомничество, временная работа по индивидуальными контрактам, частичная занятость.

  В рамках дерегулирования рынка труда всё более отчётливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

  Тем не менее, итогом флексибилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидации социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьёзному обострению социальных отношений. Речь идёт о поиске такого механизма функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.  
 
 

     2.5. Безработица и роль профсоюзов

 

    Начало экономического подъема на рынке труда сопровождается появлением большого количества новых экономически эффективных рабочих мест, преимущественно в производственном секторе.

     Имеется избыток дешевой и  высокопроизводительной рабочей  силы, то есть высок уровень  безработицы. Но при этом рабочая  сила должна быть достаточно  мобильной.

     В России платежеспособный спрос  со стороны работодателей есть  в основном в финансовом секторе  и сфере услуг. Уровень безработицы  в России такой же, как в  благополучной Швеции, а потенциально  свободная рабочая сила привязана  к своим экономически неэффективным  рабочим местам подачками государства  и невозможностью свободной миграции  по стране.

     Необходимо создать преобладание  предложения труда над спросом,  поэтому увеличение уровня безработицы  неизбежен.

     На самом деле нашему государству  по силам снизить доходность  «спекулятивного» сектора экономики,  что автоматически снизит там  уровень заработной платы. Одновременно  нужно обеспечить остаточный  уровень мобильности и большое  количество экономически эффективных

  рабочих мест (прежде всего в реальном секторе).

     Последнее, пожалуй, самое трудное.  Государство на это не способно  — оно как раз самый неэффективный  в экономическом смысле работодатель. Нужны люди, способные создавать  новые эффективные рабочие места.  И здесь от властей требуется  просто не мешать обременительными  налогами, неграмотным протекционизмом  и излишним человеколюбием. Большая  часть населения любой страны  способна лишь занимать готовые  рабочие места, и только малая  часть может открывать новые.  Создатели новых эффективных  рабочих мест появлялись при  любом экономическом подъеме.  Ими являются профессиональные  менеджеры и управленцы — типичные  представители пресловутого среднего  класса. Именно средний класс  — союзник государства на рынке  труда в ситуации экономического  подъема (он-то его и обеспечивает). На средний, а не на рабочий  класс делали ставку бразильское и южнокорейское правительства. Старая постсоветская структура занятости должна быть разрушена, для того чтобы представители среднего класса могли занять на рынке труда стратегическую позицию.

     В идеале в России следует  создать максимально гибкий, но  по возможности легализованный  рынок труда, гарантирующий низкую  безработицу и устойчивые высокие  темпы экономического роста. 

  Для этого придется немало поработать прежде всего над правовой инфраструктурой. Для этого необходимо:

  ·      ввести срочность контрактов;

  ·      ликвидировать пожизненный наем, формально доминирующий сегодня  в России;

  ·      предусмотреть и обеспечить относительную  простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда  контракт не истек, потому что эта  избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и в конечном счете уменьшает занятость.

Информация о работе Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции