Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

елью работы является анализ современного рынка труда, а также проблем безработицы и пути их решения.
Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние рынка труда.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функции рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
- выделить факторы, влияющие на рост безработицы среди определенных групп населения;
- оценить состояние рынка труда в России на сегодняшний день.

Содержание

Понятие рынка труда и его особенности 6
1.2. Составляющие и функции рынка труда 10
Глава 2 Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции 13
2.1. Монопсонический рынок труда 13
2.2. Модели рынка труда при участии на нём профсоюзов, двухсторонняя монополия 15
2.3.Безработица на рынке труда, службы занятости и их деятельность 21
2.4 Роль государства 27
2.5 Безработица и роль профсоюз

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 72.72 Кб (Скачать)

    Модель  рынка труда США характеризуется  децентрализацией законодательства  о занятости и помощи безработным,  которое принимается каждым штатом  отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые при изменении конъюнктуры рынка могут быть уволены, причем работники не информируются об увольнении заблаговременно. Коллективными договорами охвачена только четверть работников. Недостаточно внимания уделяется внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки по специфическим для фирмы работам. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профессиональной мобильности работников.

    Шведская  модель характеризуются активной  политикой государства в области  занятости, делающей упор на  меры по предупреждению безработицы,  а не содействие уже потерявшим  работу, в результате чего уровень  безработицы ы этой стране  минимальный. Политика занятости  включает в себя четыре основные элемента:

- ограничительную  фискальную политику, которая направлена  на поддержку менее прибыльных  предприятий и сдерживание прибыли  высокодоходных компаний для  снижения инфляционной конкуренции  между ними в повышении заработной  платы;

- политику «солидарности»  в заработной плате, которая  преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;

- стимулирование  создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке  и переобучению кадров;

- селективную поддержку  в секторах  экономики, имеющих  низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих  решение важных социальных задач.

6) в зависимости  от степени развития рыночных  отношений рынок труда может  быть фрагментальным (частичным) , регулируемым, организованным и теневым (нерегулированным).

    Фрагментальный рынок труда предполагает ограниченное действие фактора спроса и предложения рабочей силы на основе нормативного регулирования труда.

    Регулируемый  рынок труда создает правовые  основы поведения субъектов, выступающих  на рынке труда, и предполагает  наряду с законодательным регулирование  экономических. Социальных и трудовых отношений широко развитую систему коллективных договоров как источника нормативного регулирования.

   Организованный  рынок труда – высшая степень  развитости рынка труда – предполагает, во-первых, развитую инфраструктуру, включающую комплекс организаций  и учреждений, обеспечивающих функционирование рынка труда; а  во-вторых, тесное взаимодействие политики  с другими направлениями социально-экономической и технической политики ( в области образования, семейная политика и др.).

Теневой рынок труда  включает в себя нерегулируемые формы  занятости, проявляющиеся в уклонении  от налогов и статистического  учета, несоблюдении трудового законодательства и условий коллективных договоров  и включающие самые разнообразные  виды трудовой деятельности: нелегальный  труд на предприятиях. Работа по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы и т.д., но только в том случае, когда они не контролируются государственными органами и профсоюзами.

  1. в зависимости от контингента работников, занятых по определенным профессиями работам в отдельных отраслях промышленности или сферах экономики, складывается рынок труда по критериям сегментации. Сегментация рынка труда – это разделение его на устойчивые замкнутые сегменты, лимитирующие движение работников своими границами. Для проведения сегментации рынка труда используются такие  факторы, как географическое положение, экономические показатели, социально-экономические, психографические, поведенческие характеристики.
  2. в зависимости от  занятости, проводимой в различных странах, можно говорить о двух основных моделях по критерию моделирования среды – внешним и внутреннем. Слагаемыми  формирования модели  рынка труда являются системы профподготовки, методы повышения профессионального квалификационного уровня, практика продвижения работников и заполнение вакантных рабочих мест, особенности регулирования кадровой политики организации на основе коллективных договоров. Каждой модели рынка труда соответствуют и свои системы производственных отношений.

    Внешний  рынок труда предполагает географическую  и профессиональную мобильность  рабочей силы между организациями.  В рамках такого рынка они  комплектуются кадрами со стороны,  подбирают готовых работников, рассчитывая  на  их подготовку вне предприятия.  Основная же форма подготовки  на таких предприятиях  - ученичество.

    Внутренний  рынок  труда основывается  на внутрифирменном профессиональном  движении работников. Профессии  работников, замкнутые внутренним  рынком труда, сложнее использовать  в других организациях. Так как  они носят специфический, присущий  данной фирме  характер. Кроме того, и система производственных отношений на внутреннем рынке труда, где гарантии  занятости и материальное положение работника зависят от стажа работы на данном предприятии, препятствуют переходу работника в другие организации.

     Различный   уровень гарантий занятости у  разных категорий работников  на внешнем и внутреннем  рынках  труда привел к образованию  так называемого дуального рынка  труда, который предполагает деление  работников на тех, у кого  сильные гарантии занятости, высокая  заработная плата. Социальные  льготы, иначе говоря высокое качество трудовой жизни, и на тех, у кого слабые гарантии занятости. Дуальный рынок труда может существовать как в экономике в целом. Так и в отдельных отраслях и на предприятиях, разделяя всех занятых на первичный и вторичные рынки труда.

  1. другим важным видом структуризации рынка  является структуризация по демографическим признакам отдельных категорий и групп трудоспособного населения.

     По  демографическим признакам различаются  рынки труда , молодежи, женщин, инвалидов, пожилых трудящихся, отличающееся различной степенью мобильности рабочей силы, уровнем трудоспособности и активности на рынке труда и другими характеристиками.

  1. По профессиональным признакам можно выделить: рынок инженеров, рынок труда ученых, рынок труда учителей, рынок труда врачей, и т.д. На профессиональных  рынках труда работников объединяют профессиональные интересы, выходящие за рамки предприятий, где они заняты. За рубежом для специалистов высшей и средней квалификации нередки случаи объединения в профессиональные организации, общества или ассоциации инженеров врачей и т.п.
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3. Безработица на рынке труда.

 

  Безработица – это явление, органически связанное  с рынком труда. По определению Международной  организации труда – безработным  признаётся любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов  приступить к ней. По российскому  законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.   К безработным в России относятся  лица, достигшие 

  1. лет и старше, которые в рассматриваемый период:

    - не имели работы (доходного занятия);

       - занимались поисками работы, т. е. обращались в государственную   или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;

       - были готовы приступить к работе.

     При отнесении к безработным  должны быть соблюдены все  три перечисленных критерия.   К безработным, зарегистрированным  в органах государственной службы  занятости, относятся лица, не  имеющие работы, ищущие работу  и в установленном порядке  получившие официальный статус  безработного в органах государственной  службы занятости. Безработица  - не просто отсутствие работы. Она, как неизбежный спутник свободного предпринимательства, ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. Она буквально просачивается повсюду, кажется, что для нее не существует пока никаких преград. Она может выбить кого угодно из колеи. Ее жертвами становятся миллионы рабочих, их семьи, целые городские и сельские районы. Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. И хотя она может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве (депрессии) и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто-напросто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь. Он просто начинает существовать, а не жить. А это, на мой взгляд, самое худшее, потому что теряется личность индивида.

  В целом уровень безработицы  складывается из комплекса решений, которые принимаются и теми, кто  предлагает свой труд, и теми, кто  предъявляет спрос на него. Очевидно, что все они учитывают и  возможные выгоды, и ожидаемые  издержки в результате принятия тех  или иных решений. Темпы роста  и уровня безработицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых  выгод и издержек, с которыми связаны  поиски работы. Как издержки согласия на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей весьма различны в зависимости от таких  факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, принадлежность к тем или иным профессионально-должностным группам, источники дохода, не связанные с  основной работой.

  Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают  необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует  о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны  органов управления.

  Занятость населения - можно ввести несколько исходных определений. В отличие от отношений трудового контроля, связанных с условиями распределения работы между группами занятых и воспроизводства особого трудового порядка, отношения занятости выражают те условия, на которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующий набор основных элементов:

    • поиск работы и рабочей силы;
    • порядок найма и высвобождения работников;
    • условия и содержание труда;
    • установление уровня его оплаты и формы сопутствующих льгот;
    • обучение и подготовка кадров вне производства на рабочих местах;
    • горизонтальная и вертикальная профессиональная мобильность (перемещение и продвижение).
 

  Сфера оплачиваемой занятости характеризуется  понятием «рынок труда». Он охватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определённой территории, отрасли или группы профессий. Исключение составляют категории вне  рынка труда, а именно:

  - занятые в домашнем натуральном хозяйстве;

  - занятые благотворительной работой без оплаты труда;

  - занятые в государственных мобилизационных структурах (солдаты срочной службы, заключённые;

  - учащиеся дневных отделений вузов.

  Важно подчеркнуть, что занятость не просто выражает соответствия предложения  труда и спроса на труд. Это совокупность действий, связанных с формированием  способов вовлечения трудоспособных групп  населения в хозяйственной деятельность. Сфера занятости, следовательно, может  быть представлена как плоскость  столкновения действий нанимателей  и нанимающихся.

  Реализация  конституционных прав граждан России на свободный выбор занятости  и защиту от безработицы независимо от национальности, пола, возраста, социального  положения, политических и религиозных  убеждений требует создания и  деятельности государственного органа по вопросам занятости населения. В  соответствии с действующим законодательством  такая структура – Государственная  служба занятости населения России была создана 19 апреля 1991 г. на базе ранее  существовавших бюро по трудоустройству  населения как федеральная государственная  служба на территории Российской Федерации, которая, являясь органом исполнительной власти.

Информация о работе Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции