Рынок труда в россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Среди экономистов нет единства в оценке рынка труда и механизма его функционирования. Классическая политическая экономия исходит из того, что рынок труда, где реализуется лишь один производственный ресурс, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия. Основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы. С помощью заработной платы, по оценке представителей этой концепции, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Если на рынке труда существует равновесие, то безработица невозможна.

Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного не равновесия. Спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а объемом производства, т.е. совокупным спросом. Регулятором рынка труда является государство, поскольку оно уменьшает или увеличивает совокупный спрос и устанавливает нижние границы заработной платы. Для устранения рыночного неравновесия предлагается использовать инструменты денежно-кредитной политики (монетаристы).

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и основные характеристики рынка труда……………6
1.1. Понятие и сущность рынка труда……………………………………6
1.2. Основные проблемы на рынке труда и их правовое
регулирование……………………………………………………………..17
Глава 2. Современное состояние рынка труда в России………………..26
2.1. Рынок труда в России в XXI веке……………………………………26
2.2. Молодежь на рынке труда……………………………………………35
Заключение………………………………………………………………...40
Список литературы………………………………………………………..42
Приложение………………………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Рынок труда вроссии в 21в.docx

— 62.69 Кб (Скачать)

Однако процесс   воспроизводства  поставил  новые  проблемы,  которые  государство  не  могло  решить  восполнением  недостатка  спроса.   Резко  подорожали  ресурсы,   что  привело  к  экономическому  спаду.   Необходимы  были  иные  пути,  ведущие  к  росту   предложения.

Такие  пути  были  найдены  монетаристами. Они предлагают   в  условиях,  когда  безработица  и  спад  производства  протекают  на  фоне  инфляции,   снять  все  нагрузки  на   государственный  бюджет,  срочно  уменьшить  государственный  бюджетный  дефицит.  В  этих  условиях  государство  вынуждено  уклонятся  от   социальных  программ,  что,  безусловно,  ведёт   к  нагнетанию  социальной   напряжённости. Обуздание  инфляции  оздоровляет  денежную   единицу  и  формирует  здоровую   денежную  среду. Следующий  шаг  монетарной  программы  связан  с  реализацией  идеи  эффективного  рынка,  который  сам  очищает  себя  от  отсталого  производства,   разоряет  производителей,   продукция  которых  не  отвечает  новейшим  требованиям  рынка.     Обычно  эти  функции  рынок  выполняет  постепенно,  но   в  условиях  циклического   спада  производства  банкротства  приобретают  массовый  характер.  После  этой  суровой  операции   рынок  выдвигает  на  авангардные  позиции  сильных  и  адаптированных  производителей,  которые  наполняют  рынок  новыми  товарами,  расширяют  производство  и  увеличивают  спрос  на   рабочую   силу.

Следует   иметь  в виду,  что  первые  шаги  монетарных  программ  приводят  к  резкому   ухудшению  жизненного  уровня  населения,  что  ухудшает  социальную обстановку  и  провоцирует  население  на  стихийные   формы  протеста.  Опасность  взрыва  неуправляемого  населения  меньше,  когда  страна  быстро  справляется  с  трудностями   экономического  кризиса.  Но в  условиях  России  последовательное  использование   монетарной  программы  невозможно.  Нужны  новые  пути   выхода  из  спада  и  безработицы,  специфические  для  стран,  переходящей  от  административно-командной  системы  к  рыночной.

Таким   образом,   безработица – опасное  и  в  политическом  отношении  явление.  На  волне  массовой  безработицы  возникли  самые  реакционные  в  истории  человечества  политические  режимы (примером  может  служить  приход к власти  Гитлера  в  Германии  и  Пиночета в  Чили). Серьёзность  экономических,  социальных  и  политических  последствий  безработицы   служит  основанием   для  включения  в  число   основных  макроэкономических  функций  государства  политики  регулирования  ранка  труда  и  стабилизации  занятости.     

Глава 2. Современное состояние  рынка труда в  России

2.1. Рынок труда в  России в XXI веке

В каждой стране складывается свой естественный уровень  безработицы, обусловленный ее географическими  размерами, системой коммуникаций, темпами  развития экономики и т.п. Международный  опыт позволяет убеждать, что безработица  в пределах 5 - 7% от экономически активного  населения не только неизбежна, но и  вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической  жизни в стране. Другое дело - массовая безработица, которая может привести к дестабилизации социально-экономической  жизни в стране. Речь не идет о  каком-то едином уровне безработицы, который  постоянно может рассматриваться  как общественно опасный. Изменения, происходящие в жизни общества, могут  повышать или понижать критический  порог. Задача состоит в том, чтобы  правильно оценивать и учитывать  его при реализации программы  конкретных действий.[20]

Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки зрения коллективной характеристики безработицы  есть основание говорить о трех ее уровнях - естественном, приемлемом и  массовом.

Уровень безработицы достигнутый в 1993-1994 годах создал ситуацию, которая сложилась с середины 1990-х гг. Возникли разнообразные социально - экономические диспропорции, в том числе - резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация рынка труда, его маргинализация. И безработица, точнее ее резкий рост, запустил в действие механизм дополнительного, кумулятивного снижения деловой активности. Одной из глубинных «самовоспроизводящихся» причин роста безработицы стала, например, резко нарастающая в последнее время социально - экономическая дифферентация общества, которая, естественно, по мере роста безработицы усугублялась и которая перераспределила национальный доход в пользу элитных слоев населения. Последние не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления, а уж тем более отечественного производства, поэтому существенная дифферентация населения по доходам будет способствовать дальнейшей стагнации производства - и, следовательно, безработице.[21]

Оценку влияния  резких макроструктурных сдвигов на динамику занятости следует измерять по отношению к так называемому  естественному уровню безработицы, то есть к той норме безработицы, которая устанавливается в равновесном  состоянии данной экономической  системы, когда фактическая инфляция совпадает с ожидаемой. Такая свободная от инфляционного давления норма безработицы для России сегодня оценивается специалистами в 3 - 3,5 % трудовых ресурсов.[22] Следует отметить, что в промышленно развитых странах этот показатель существенно (как правило, вдвое) выше.

Основные причины  такого различия состоят в следующем: 1) в странах Запада выше стоимость  рабочей силы, 2) более высокое  соотношение уровня дохода и производительности труда, 3) существенно более развитые институты рынка труда.  Все это позволяет экономике сравнительно безболезненно переносить естественный для нее уровень безработицы, который в нынешней российской ситуации был бы был непомерно высок.

На первый взгляд кажется, что данные государственной  отчётности в России должны отражать масштабы реальной безработицы значительно  точнее, чем данные по европейским  странам, поскольку в соответствии с законом все обратившиеся в  службу занятости российские граждане, не имеющие работы и ищущие её (кроме  пенсионеров и учащихся дневных  отделений), обладают правом на получение  статуса безработного. В большинстве других стран это право ограничено. Кроме пенсионеров и учащихся, его лишены лица, впервые или после длительного перерыва выходящие на рынок труда, имеющие доход на члена семьи выше определённого уровня, а в ряде стран – добровольно уволившиеся с предыдущего места работы. На самом деле ситуация не столь однозначна. Разобраться в ней можно на основе анализа специфики факторов, оказывающих влияние на масштабы и динамику регистрируемой и общей безработицы в России.

Общая численность  безработных в России, рассчитываемая Госкомстатом по методологии Международной  организации труда, в июле 2001 года сократилась на 1,7 % по сравнению  с июнем до 5,867 миллиона человек, что составляло 8,3 % всего экономически активного населения страны. При  этом число официально зарегистрированных безработных в июле возросло на 0,3 % и составляло 1,005 миллиона человек - около 17 % от общего количества безработных  и 1,4 % всего экономически активного  населения. По сравнению с концом июля 2000 года общая численность безработных  в России за год сократилась на 18,4 %, а официально зарегистрированных - возросла на 1,5 %. Численность экономически активного населения в России по состоянию на конец июля 2001 года оценивалась Госкомстатом в 71 миллион  человек - около половины от общей  численности населения страны.[23]

Степень напряженности  ситуации на рынке труда можно  охарактеризовать соотношением спроса и предложения рабочих мест со стороны предприятий. В качестве показателя предложения рабочих мест используется заявленная предприятиями потребность в рабочей силе. Показателем спроса на рабочие места является численность безработных.

Если сгруппировать  регионы России по показателю соотношения числа безработных к числу вакансий, то в конце 1998 г., когда безработица стала заметным явлением (численность безработных составила около 600 тыс. человек, ищущих работу – чуть более 920 тыс. человек), картина была следующей.

Первую группу, где число вакансий превышало  предложение рабочей силы, составили  Москва, Читинская область и Карачаево-Черкесская Республика.

Вторую группу (предложение превышало число  вакансий до 2 раз) образовали Калужская, Тульская, Тюменская, Рязанская, Липецкая, Волгоградская, Оренбургская области; Хабаровский край; республики –  Саха (Якутия) и Башкортостан.

Третью группу, где предложение рабочей силы превышало число вакансий в 2–4 раза, сформировали республики – Коми, Кабардино-Балкарская, Хакасия, Бурятия, Тыва; области –  Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Курская, Ульяновская, Волгоградская, Ростовская, Курганская, Пермская, Кемеровская, Омская, Томская, Иркутская, Амурская, Магаданская; а также края – Краснодарский, Ставропольский, Красноярский, Приморский.

В четвертую  группу, где напряженность на рынке  труда составляла от 4 до 10 раз, вошли Мурманская, Новгородская, Брянская, Владимирская, Астраханская, Саратовская, Пензенская, Самарская, Свердловская, Челябинская, Камчатская, Калининградская области; Санкт-Петербург; республики – Калмыкия, Татарстан, Адыгея, Алтай.

Пятую группу с  особо напряженной ситуацией  на рынке труда (предложение рабочей силы в 10-20 раз превышало спрос) составили Ленинградская, Тамбовская, Архангельская, Ивановская, Ярославская, Сахалинская области; республики – Карелия, Марий Эл, Мордовия, Дагестан, Северная Осетия – Ала-ния, Удмуртия; а также – Алтайский край.

По сравнению  с концом 1992 г. степень напряженности  на рынке труда на конец 1997 г. возросла. В среднем, по данным Минтруда и социального развития, она составила 5,5 (в середине 1998 г. этот показатель достиг 5, затем он стал снижаться и осенью 1999 г. составил 2,9).

На 1 января 1993 г. в стране насчитывалось 417 тыс. безработных  женщин, или 72,3% всех безработных. Из них 5% – женщины в возрасте до 18 лет, 14% – 18-22 года, 20% – 22-30 лет и около 8% – женщины предпенсионного возраста. Молодежь в возрасте до 30 лет составила в это время 38,2% всех безработных.

В конце 1997 г., по данным Минтруда и социального развития, в нашей стране насчитывалось 2,37 млн. зарегистрированных безработных, или 2,7% экономически активного населения (осенью 1999 г. соответственно 1,9 млн. человек, или 2,5%. Общая безработица, рассчитанная по методологии МОТ, составила 9,1 млн. или 12% экономически активного населения). Из них молодежи (16-29 лет) было 32,9%. Безработных лиц предпенсионного возраста было 9,0%, безработных, имеющих детей, – 48,2%, многодетных (имеющих 3 и более детей) – 4,2%, одиноких родителей, воспитывающих детей, – 4,1 % от всех безработных.[24]

Женщины составляли 69,0% от всех безработных, в то время  как молодые женщины – 70,6% от всех молодых безработных. Таким образом, женщины в большей степени  были представлены как среди всех безработных, так и среди молодых безработных. Женщины предпенсионного возраста составляли 40,1 % от всех безработных этого возраста, имеющие детей – 64,8% от всех безработных с детьми, многодетные – 74,5% от всех многодетных безработных, одинокие родители-женщины – 66,5% от всех безработных одиноких родителей. Таким образом, среди безработных предпенсионного возраста женщин было относительно меньше, – в большей степени безработные были представлены молодыми женщинами, женщинами с детьми, многодетными и одинокими родителями.

С конца 1992 г. до конца 1997 г., т.е. за 4 года коэффициент  эластичности роста безработицы  среди женщин (отношение темпов прироста безработицы женщин к темпам прироста всей безработицы) составил 0,84, молодежи – 0,74 и лиц предпенсионного возраста около – 1. Это значит, что безработица среди женщин и молодежи росла относительно медленнее, а безработица среди лиц предпенсионного возраста – примерно так же, как и безработица всего населения.1

Сейчас формирование рынка труда происходит за счет: 1) работников, высвобождаемых из различных  отраслей народного хозяйства; 2) молодежи, которая впервые вступает в трудовую деятельность; 3) женщин, имеющих малолетних детей; 4) лиц, высвобождаемых из мест лишения  свободы; 5) текучести кадров; 6) временно незанятого населения; 7) пенсионеров  по возрасту, инвалидов; 8) военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.

Главной особенностью процессов на российском рынке труда  в последние годы стало то, что  до экономического кризиса 2008 г. рост безработицы  не принял колоссальных масштабов. Объяснение этому находится в том, что  спад производства в конце 90-х –  начале 2000 гг. более выразился в  резком снижении производительности труда, чем в росте открытой безработицы. С другой стороны, большая армия  «частично» безработных, длительное время  находящихся под угрозой увольнения, являющаяся еще одной из характерных  черт российского рынка труда, дает объяснение его неадекватной реакции  на спад производства.

В условиях современного кризиса характерной чертой российского  рынка труда является то, что на многих предприятиях промышленности, особенно крупных, до 20-25% занятых фактически являются лишними и используются на работах, не связанных с их основной производственной деятельностью и  не соответствующих их уровню образования, т.е. существует скрытая безработица. Подробное соотношение – уникальная особенность России (Регистрируемая безработица в тех странах, где этот показатель применяется, редко бывает ниже выявленной в результате обследования, а зачастую превышает её. Подобное превышение наблюдается, в частности, в Германии, Нидерландах, Польше и ряде других стран).

Информация о работе Рынок труда в россии