Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:53, курсовая работа
Среди экономистов нет единства в оценке рынка труда и механизма его функционирования. Классическая политическая экономия исходит из того, что рынок труда, где реализуется лишь один производственный ресурс, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия. Основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы. С помощью заработной платы, по оценке представителей этой концепции, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Если на рынке труда существует равновесие, то безработица невозможна.
Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного не равновесия. Спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а объемом производства, т.е. совокупным спросом. Регулятором рынка труда является государство, поскольку оно уменьшает или увеличивает совокупный спрос и устанавливает нижние границы заработной платы. Для устранения рыночного неравновесия предлагается использовать инструменты денежно-кредитной политики (монетаристы).
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и основные характеристики рынка труда……………6
1.1. Понятие и сущность рынка труда……………………………………6
1.2. Основные проблемы на рынке труда и их правовое
регулирование……………………………………………………………..17
Глава 2. Современное состояние рынка труда в России………………..26
2.1. Рынок труда в России в XXI веке……………………………………26
2.2. Молодежь на рынке труда……………………………………………35
Заключение………………………………………………………………...40
Список литературы………………………………………………………..42
Приложение………………………………………………………………..44
Однако процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.
Такие пути были найдены монетаристами. Они предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклонятся от социальных программ, что, безусловно, ведёт к нагнетанию социальной напряжённости. Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую денежную среду. Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но в условиях циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптированных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу.
Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящей от административно-командной системы к рыночной.
Таким образом,
безработица – опасное и в политическом
отношении явление. На волне массовой
безработицы возникли самые реакционные
в истории человечества политические
режимы (примером может служить приход
к власти Гитлера в Германии и Пиночета
в Чили). Серьёзность экономических, социальных
и политических последствий безработицы
служит основанием для включения в число
основных макроэкономических функций
государства политики регулирования ранка
труда и стабилизации занятости.
Глава 2. Современное состояние рынка труда в России
2.1. Рынок труда в России в XXI веке
В каждой стране
складывается свой естественный уровень
безработицы, обусловленный ее географическими
размерами, системой коммуникаций, темпами
развития экономики и т.п. Международный
опыт позволяет убеждать, что безработица
в пределах 5 - 7% от экономически активного
населения не только неизбежна, но и
вполне приемлема, поскольку совместима
с поддержанием нормальной социально-экономической
жизни в стране. Другое дело - массовая
безработица, которая может привести
к дестабилизации социально-экономической
жизни в стране. Речь не идет о
каком-то едином уровне безработицы, который
постоянно может
Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ее уровнях - естественном, приемлемом и массовом.
Уровень безработицы достигнутый в 1993-1994 годах создал ситуацию, которая сложилась с середины 1990-х гг. Возникли разнообразные социально - экономические диспропорции, в том числе - резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация рынка труда, его маргинализация. И безработица, точнее ее резкий рост, запустил в действие механизм дополнительного, кумулятивного снижения деловой активности. Одной из глубинных «самовоспроизводящихся» причин роста безработицы стала, например, резко нарастающая в последнее время социально - экономическая дифферентация общества, которая, естественно, по мере роста безработицы усугублялась и которая перераспределила национальный доход в пользу элитных слоев населения. Последние не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления, а уж тем более отечественного производства, поэтому существенная дифферентация населения по доходам будет способствовать дальнейшей стагнации производства - и, следовательно, безработице.[21]
Оценку влияния
резких макроструктурных сдвигов на
динамику занятости следует измерять
по отношению к так называемому
естественному уровню безработицы,
то есть к той норме безработицы,
которая устанавливается в
Основные причины такого различия состоят в следующем: 1) в странах Запада выше стоимость рабочей силы, 2) более высокое соотношение уровня дохода и производительности труда, 3) существенно более развитые институты рынка труда. Все это позволяет экономике сравнительно безболезненно переносить естественный для нее уровень безработицы, который в нынешней российской ситуации был бы был непомерно высок.
На первый взгляд кажется, что данные государственной отчётности в России должны отражать масштабы реальной безработицы значительно точнее, чем данные по европейским странам, поскольку в соответствии с законом все обратившиеся в службу занятости российские граждане, не имеющие работы и ищущие её (кроме пенсионеров и учащихся дневных отделений), обладают правом на получение статуса безработного. В большинстве других стран это право ограничено. Кроме пенсионеров и учащихся, его лишены лица, впервые или после длительного перерыва выходящие на рынок труда, имеющие доход на члена семьи выше определённого уровня, а в ряде стран – добровольно уволившиеся с предыдущего места работы. На самом деле ситуация не столь однозначна. Разобраться в ней можно на основе анализа специфики факторов, оказывающих влияние на масштабы и динамику регистрируемой и общей безработицы в России.
Общая численность
безработных в России, рассчитываемая
Госкомстатом по методологии Международной
организации труда, в июле 2001 года
сократилась на 1,7 % по сравнению
с июнем до 5,867 миллиона человек,
что составляло 8,3 % всего экономически
активного населения страны. При
этом число официально зарегистрированных
безработных в июле возросло на 0,3
% и составляло 1,005 миллиона человек
- около 17 % от общего количества безработных
и 1,4 % всего экономически активного
населения. По сравнению с концом
июля 2000 года общая численность безработных
в России за год сократилась на
18,4 %, а официально зарегистрированных
- возросла на 1,5 %. Численность экономически
активного населения в России
по состоянию на конец июля 2001 года
оценивалась Госкомстатом в 71 миллион
человек - около половины от общей
численности населения страны.[
Степень напряженности ситуации на рынке труда можно охарактеризовать соотношением спроса и предложения рабочих мест со стороны предприятий. В качестве показателя предложения рабочих мест используется заявленная предприятиями потребность в рабочей силе. Показателем спроса на рабочие места является численность безработных.
Если сгруппировать регионы России по показателю соотношения числа безработных к числу вакансий, то в конце 1998 г., когда безработица стала заметным явлением (численность безработных составила около 600 тыс. человек, ищущих работу – чуть более 920 тыс. человек), картина была следующей.
Первую группу,
где число вакансий превышало
предложение рабочей силы, составили
Москва, Читинская область и Карачаево-
Вторую группу (предложение превышало число вакансий до 2 раз) образовали Калужская, Тульская, Тюменская, Рязанская, Липецкая, Волгоградская, Оренбургская области; Хабаровский край; республики – Саха (Якутия) и Башкортостан.
Третью группу, где предложение рабочей силы превышало число вакансий в 2–4 раза, сформировали республики – Коми, Кабардино-Балкарская, Хакасия, Бурятия, Тыва; области – Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Курская, Ульяновская, Волгоградская, Ростовская, Курганская, Пермская, Кемеровская, Омская, Томская, Иркутская, Амурская, Магаданская; а также края – Краснодарский, Ставропольский, Красноярский, Приморский.
В четвертую группу, где напряженность на рынке труда составляла от 4 до 10 раз, вошли Мурманская, Новгородская, Брянская, Владимирская, Астраханская, Саратовская, Пензенская, Самарская, Свердловская, Челябинская, Камчатская, Калининградская области; Санкт-Петербург; республики – Калмыкия, Татарстан, Адыгея, Алтай.
Пятую группу с особо напряженной ситуацией на рынке труда (предложение рабочей силы в 10-20 раз превышало спрос) составили Ленинградская, Тамбовская, Архангельская, Ивановская, Ярославская, Сахалинская области; республики – Карелия, Марий Эл, Мордовия, Дагестан, Северная Осетия – Ала-ния, Удмуртия; а также – Алтайский край.
По сравнению с концом 1992 г. степень напряженности на рынке труда на конец 1997 г. возросла. В среднем, по данным Минтруда и социального развития, она составила 5,5 (в середине 1998 г. этот показатель достиг 5, затем он стал снижаться и осенью 1999 г. составил 2,9).
На 1 января 1993 г. в стране насчитывалось 417 тыс. безработных женщин, или 72,3% всех безработных. Из них 5% – женщины в возрасте до 18 лет, 14% – 18-22 года, 20% – 22-30 лет и около 8% – женщины предпенсионного возраста. Молодежь в возрасте до 30 лет составила в это время 38,2% всех безработных.
В конце 1997 г., по данным Минтруда и социального развития, в нашей стране насчитывалось 2,37 млн. зарегистрированных безработных, или 2,7% экономически активного населения (осенью 1999 г. соответственно 1,9 млн. человек, или 2,5%. Общая безработица, рассчитанная по методологии МОТ, составила 9,1 млн. или 12% экономически активного населения). Из них молодежи (16-29 лет) было 32,9%. Безработных лиц предпенсионного возраста было 9,0%, безработных, имеющих детей, – 48,2%, многодетных (имеющих 3 и более детей) – 4,2%, одиноких родителей, воспитывающих детей, – 4,1 % от всех безработных.[24]
Женщины составляли 69,0% от всех безработных, в то время как молодые женщины – 70,6% от всех молодых безработных. Таким образом, женщины в большей степени были представлены как среди всех безработных, так и среди молодых безработных. Женщины предпенсионного возраста составляли 40,1 % от всех безработных этого возраста, имеющие детей – 64,8% от всех безработных с детьми, многодетные – 74,5% от всех многодетных безработных, одинокие родители-женщины – 66,5% от всех безработных одиноких родителей. Таким образом, среди безработных предпенсионного возраста женщин было относительно меньше, – в большей степени безработные были представлены молодыми женщинами, женщинами с детьми, многодетными и одинокими родителями.
С конца 1992 г. до конца 1997 г., т.е. за 4 года коэффициент эластичности роста безработицы среди женщин (отношение темпов прироста безработицы женщин к темпам прироста всей безработицы) составил 0,84, молодежи – 0,74 и лиц предпенсионного возраста около – 1. Это значит, что безработица среди женщин и молодежи росла относительно медленнее, а безработица среди лиц предпенсионного возраста – примерно так же, как и безработица всего населения.1
Сейчас формирование рынка труда происходит за счет: 1) работников, высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства; 2) молодежи, которая впервые вступает в трудовую деятельность; 3) женщин, имеющих малолетних детей; 4) лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы; 5) текучести кадров; 6) временно незанятого населения; 7) пенсионеров по возрасту, инвалидов; 8) военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.
Главной особенностью
процессов на российском рынке труда
в последние годы стало то, что
до экономического кризиса 2008 г. рост безработицы
не принял колоссальных масштабов. Объяснение
этому находится в том, что
спад производства в конце 90-х –
начале 2000 гг. более выразился в
резком снижении производительности труда,
чем в росте открытой безработицы.
С другой стороны, большая армия
«частично» безработных, длительное время
находящихся под угрозой
В условиях современного кризиса характерной чертой российского рынка труда является то, что на многих предприятиях промышленности, особенно крупных, до 20-25% занятых фактически являются лишними и используются на работах, не связанных с их основной производственной деятельностью и не соответствующих их уровню образования, т.е. существует скрытая безработица. Подробное соотношение – уникальная особенность России (Регистрируемая безработица в тех странах, где этот показатель применяется, редко бывает ниже выявленной в результате обследования, а зачастую превышает её. Подобное превышение наблюдается, в частности, в Германии, Нидерландах, Польше и ряде других стран).