Рынок труда в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основании литературных источников изучить рынок труда: понятие, сущность, основные компоненты.
Основными задачами являются:
- изучение понятия и функций рынка труда;
- изучение занятости и безработицы, их форм и измерения;
- рассмотрение особенностей регулирования рынка труда в Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы рынка труда………………………………………………...5
2.Занятость населения: виды и формы………………………………………………17
3.Безработица: понятие, причины, формы, измерение……………………………..22
4.Основные направления государственного регулирования рынка труда в
Республике Беларусь………………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………….37
Список использованных источников………………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

курсовая2.docx

— 352.40 Кб (Скачать)

Учитывая  сложность ситуации на рынке труда  в республике, большие масштабы скрытой  безработицы, превышение спроса над  предложением рабочих мест, необходимо: сосредоточить внимание на решении  следующих первоочередных задач: разработать  четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать  на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке  труда, и выпускники учебных заведений  сразу оказываются в положении  безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались  масштабы возможного замещения и  потребности в нем в целом.

Необходимо  определить проекты государственной  значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует  значительных финансовых затрат. Такие  проекты необходимо определить и  на региональном (областном), и местном  уровнях.

На основании  указанных проектов и концепции  профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и  профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных  рабочих и выданы соответствующие  задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной  значимости, должны и финансироваться  в первую очередь. Целесообразно  сократить масштабы подготовки по тем  профессиям, по которым трудоустройство  обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Несмотря  на всю сложность экономической  ситуации, начиная с предприятий  до области включительно должны быть, составлены программы высвобождения мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, непрестижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

Необходимо  закончить создание полной системы  сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление  информации от предприятий и организаций  о каждом освободившемся и свободном  рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.

Следует в корне изменить философию отношения  к Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко  понять, что служба занятости –  это в первую очередь орган  по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения  рабочей силы на имеющиеся вакантные  рабочие места. Требовать, чтобы  служба занятости создавала новые  рабочие места (или даже ставить  задачу), неразумно.

В части  переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь  социальный ориентир – заказ, и под  него из числа безработных подбирать  контингент обучающихся.

Необходимо  создать максимально благоприятные  условия со стороны государства  для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.

Следует упростить процедуру выезда за рубеж  на временное трудоустройство. Это  позволило бы уменьшить численность  безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих  безработных и членов их семей, так  и увеличить возможные поступления  в республику валютных средств.

Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном  плане решить вопрос об экономическом  стимулировании (обязательном с одновременной  выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления  пенсионного возраста (при наличии  трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало  бы существенные предпосылки для  приведения численности работающих в соответствие с фактической  потребностью и одновременно для  трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.

Нужно последовательно  проводить курс на разукрупнение  предприятий, что позволит более  оперативно решать вопросы ускорения  освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния  узкой специализации отдельных  рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении  технологического процесса. В настоящее  время именно безработные с узкой  специализацией (к тому же нередко  с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения  при трудоустройстве.

В сложившихся  экономических условиях целесообразно  ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором преимущественное право  на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее  переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через  систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного  трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы  семьи; молодежь, окончившая учебные  заведения (право первого места  работы).

Необходим поиск решений процесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у  нее «предпринимательского чувства». Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.

Необходимо  ускорить создание отраслевых, территориальных  и республиканских объединений  нанимателей, которые должны взять  на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности  в кадрах специалистов и рабочих  по отдельным профессиям и организации  их последующего трудоустройства.

Поскольку структурная перестройка в республике практически не начиналась, хотя она  неизбежна, важным является разработка программ обеспечения занятости  по конверсионным предприятиям.

Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные  органы власти. В разработке таких  программ должны участвовать самые  квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие  достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.

Учитывая, что многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать в нерабочие  дни упреждающее (оперативное или  опережающее) профессиональное переобучение за счет средств предприятий или  Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения  конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут  оказаться и часть из тех, кто  сегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществлена как на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости с учетом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда. Упреждающее обучение (переобучение) позволило бы сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.[6;c.28-31]

Таким образом, положение дел на рынке труда  необходимо рассматривать как сложную  систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени ее изученности  и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

Рынок труда  представляет собой механизм осуществления  контактов между покупателями рабочей  силы (нанимателями) и продавцами рабочей  силы (нанимаемыми). Этот рынок включает не только специально организованные учреждения – биржи труда, но и  все индивидуальные сделки по найму  рабочей силы. Рынок труда тесно  связан с остальными подсистемами рынка.

Занятость населения – это показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую  прибыль

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

На рынке  труда начало экономического подъема  сопровождается появлением большого количества новых экономически эффективных  рабочих мест, преимущественно в  производственном секторе.

Кроме того, имеется избыток дешевой и  высокопроизводительной рабочей силы, то есть высок уровень безработицы.

Наконец, рабочая сила должна быть достаточно мобильной.

Ничего  этого на отечественном рынке  труда нет. Платежеспособный спрос  со стороны работодателей есть в  основном в финансовом секторе и  сфере услуг.   Конечно, экономический  подъем нельзя смоделировать в кабинетах. Но есть вещи очевидные. Совершенно необходимо создать преобладание предложения  труда над спросом. Подъем уровня безработицы неизбежен – нерентабельные предприятия не имеют права на жизнь. Государству по силам снизить  доходность «спекулятивного» сектора  экономики, что автоматически снизит там уровень заработной платы. Одновременно нужно обеспечить достаточный уровень  мобильности и большое количество экономически эффективных рабочих  мест (прежде всего в реальном секторе). Последнее, пожалуй, самое трудное. Наше государство на это не способно – оно как раз самый неэффективный  в экономическом смысле работодатель. Нужны люди, способные создавать  новые эффективные рабочие места. Большинство населения любой  страны способно лишь занимать готовые  рабочие места – и только малая  часть может открывать новые. Создатели новых эффективных  рабочих мест появлялись при любом  экономическом подъеме. Вот портрет  промышленника времен английской промышленной революции в изложении Фернана Броделя: «Задачи, которые они перед собой ставили, были следующими. Господствовать над самым главным в новых технологиях, держать в руках мастеров и рабочих, наконец, профессионально знать рынки, чтобы быть способными самим ориентировать свое производство». Капитанами индустрии называл этих людей Шумпетер. Именно они открывают новые рынки, загоняют в угол нерасторопных конкурентов и без тени сомнений выбрасывают тысячи рабочих на улицу. Но в отличие от Англии двухсотлетней давности сегодня капитаны индустрии – в основном наемные специалисты, а не собственники. Это профессиональные менеджеры и управленцы – типичные представители пресловутого среднего класса. Именно средний класс – союзник государства на рынке труда в ситуации экономического подъема (он-то его и обеспечивает). На средний, а не на рабочий класс делали ставку бразильское и южнокорейское правительства. Но чтобы представители среднего класса могли занять на рынке труда стратегическую позицию, старая постсоветская структура занятости должна быть разрушена.

В идеале в Белоруссии следует создать  максимально гибкий, но по возможности  легализованный рынок труда, гарантирующий  низкую безработицу  и устойчивые высокие темпы экономического роста. Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный наем, формально доминирующий сегодня в Белоруссии; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено, безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров – это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бондарь А.В. Мировой рынок труда в условиях глобализации и особенности развития его белорусского сегмента: Монография / А.В.Бондарь – Мн.: БГЭУ, 2005. – 155 с.
  2. Базылева М.Н., Бондарь Л.В. Рынок труда: генезис и особенности// Весник БГЭУ. – 2001.,№1.с.79-84.
  3. Богданович А.В. и др. Национальные ресурсы и социально-экономический потенциал устойчивого развития//Бел.экон.журнал.2002.№8.с.18-36
  4. Ванкевич Е.В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 238 с.
  5. Ванкевич Е.В. Безработица в Белоруссии: особенности изучения и управления//Бел.экон.журнал.2001.№4.с.81-90.
  6. Ванкевич Е.В., Коробова Е.Н. Профилирование безработных граждан как эффективный инструмент предупреждения длительной безработицы в Беларуси. \\ Бел.эк.журнал. 2007.№1.с.28-31
  7. Базылева М.Н. Демографическая ситуация и занятость населения// Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование.2010.№8.с.43-45
  8. Зенькова И.В. Рынок труда как социально-экономическая категория // Вестник Полоцкого государственного университета. 2005. №2. С.90 – 93.
  9. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 1997, №3, с.47-52.
  10. Мисникова Л. Андреев К. Рынок труда и управление занятостью в потребкооперации Республики Беларусь// Проблемы теории и практики управления. 2000. №3.с.103-105.
  11. Морова А.П. Рынок труда в Беларуси: проблемы, тенденции и перспективы развития// Предпринимательство в Белоруссии. 2000.№5.с.22-26
  12. Рынок труда: Учебник / Под. ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина – М: Издательство «Экзамен», 2008 -480с.
  13. Соколова Г.Н.Кобяк О.В. Социально-экономические механизмы регулирования нерегистрируемой безработицы//Бел.экон.журнал.2001.№4.с.91-99.
  14. Статистические материалы//Бел.экон.журнал.2008.№1с.140
  15. Тихонова Л.Е. Влияние макроэкономических факторов на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда Белоруссии// Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование.2000.№9.с.32-42
  16. Тихонова Л.Е. Демографическая политика в Белоруссии на 2001-2005 гг.: цели, задачи, приоритеты.//Бел.экон.журнал.2001.№4.с.65-71.
  17. Фишер С., Дорнбун Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело, 2008. — 864 с. 
  18.   Овечкина О.М. Проблемы развития трудового потенциала// Вестник БГЭУ.  20010.  № 2. С. 23 – 28.
  19. Рынок труда как объект государственного регулирования // Проблемы управления (РБ). 2010. № 1. С.61 – 64.
  20. Эдвин Дж. Долан Макроэкономика: Пер. с англ.  В.В. Лукашевича,  Б.М Ярцева- Санкт-Петербург: АО «Санкт-Петербург оркестр», 1994. – 402 с. 
  21. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. — М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.
  22. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. Базылев Н.И., Гурко С.П.-Мн. .БГЭУ, 2009. – 712 с.
  23. Состояние рынка труда в январе-ноябре 2011 года http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie
  24. Материалы сайта Комитета статистики и анализа (Раздел Труд) http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php

Информация о работе Рынок труда в Республике Беларусь