Рынок труда в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основании литературных источников изучить рынок труда: понятие, сущность, основные компоненты.
Основными задачами являются:
- изучение понятия и функций рынка труда;
- изучение занятости и безработицы, их форм и измерения;
- рассмотрение особенностей регулирования рынка труда в Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы рынка труда………………………………………………...5
2.Занятость населения: виды и формы………………………………………………17
3.Безработица: понятие, причины, формы, измерение……………………………..22
4.Основные направления государственного регулирования рынка труда в
Республике Беларусь………………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………….37
Список использованных источников………………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

курсовая2.docx

— 352.40 Кб (Скачать)

Другой  постулат гласит, что производительность труда человека заранее известна. Но и это не так, поскольку существует множество методов мотивации, способных  поднять производительность труда. Очевидно также, что не только заработная плата служит для работника достаточной  оценкой его труда и отражением степени его удовлетворенности  своим положением на производстве и  на рынке труда. Это также ставит под сомнение упрощенный рыночно-ценовой подход к человеку. Весьма нелегко оценить потенциал человека на рынке труда еще и потому, что в процессе труда основной вклад в производство в большинстве случаев достигается путем не индивидуальных, а коллективных усилий.[2;c.79-84]

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом  законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой  специфический рынок, имеющий ряд  существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение  к цене рабочей силы – заработной плате.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние  целый ряд факторов. Так, предложение  рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем рождаемости, темпами  роста численности трудоспособного  населения, его половозрастной структурой. Так, в Белоруссии среднегодовые темпы прироста численности населения также резко сократились с уровня примерно 1% в 70–80-е г.г. до минусовых значений в 90-е г.г. Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику занятости, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьезное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.[16;c.65-71]

Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской  деятельности. Примерно каждый десятый  работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние  и мелкие предприятия, а каждый четвертый  ведет дело, в котором занято 20 и менее человек.

Труд  в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее  всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального  богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и  духовных ценностей, желание их развивать  и укреплять. Около 80 % занятых в  западных странах в той или  иной форме выступают владельцами  или совладельцами семейного  дела, мелких, средних и крупных  предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Общий уровень  квалификации трудовых ресурсов сегодня  таков, что предпринимательством успешно  занимаются представители практически  всех профессий, причем рабочие в  данном отношении держат пальму первенства.

Реальные  основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального  статуса, имеют, прежде всего, получившие современное среднее специальное, высшее и научное образование, которое во всех своих звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческих способностей учащихся.

Чрезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается  развитие другого важного процесса – увеличение предприятий с коллективной формой собственности. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.

Для современного интеллектуального  рынка труда не характерно авантюрно  – эксплуатационное минутно-потребительское отношение к человеку, его возможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике. В масштабе экономики господствует многократно проверенный международной практикой, поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип: «прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потому современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ЗАНЯТОСТЬ  НАСЕЛЕНИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ

 

В экономических науках нет единства мнений в определении  занятости, возможно оттого, что этой проблемой занимались специалисты  преимущественно в прикладных исследованиях  и разработках (статисты, плановики, демографы). Но большинство ученных  трактуют занятость как деятельность людей. Правда, А.Э.Котшер отрицает такую трактовку занятости. «В отличие от труда занятость не деятельность, а общественное отношение между людьми по поводу включения работника в конкретную операцию труда на определенном рабочем месте». Но данное определение имеет ряд недостатков. Во-первых, неправомерно противопоставлять труд и занятость, потому что и то, и другое есть реализация трудовых способностей, и отождествлять их нельзя: труд и занятость отличаются друг от друга как сущность и внешняя форма осуществления способности к труду. Во-вторых, нельзя противопоставлять содержание занятости как деятельности ее общественной форме, это означало бы лишить общественную форму занятости ее материального вещественного содержания.

В общем, занятость населения  – это показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую  прибыль и др. Этот показатель рассчитывается как коэффициент занятости, который  представлен в виде относительной  величины – отношение численности  лиц, занятых во всех сферах хозяйственной, управленческой, образовательной и  иной деятельности, к численности  всего трудоспособного населения. К занятому населению относятся все работающие по найму, предприниматели, самостоятельно обеспечивающие себя работой; лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, фермеры, члены кооперативов, избранные и назначенные на оплачиваемые должности, военнослужащие, студенты ВУЗов, учащиеся средних специальных заведений и ПТУ, школьники старших классов.

Следует различать занятость  глобальную (всеобщую) и экономическую. Глобальная занятость включает в  себя, помимо экономической занятости, учебу в общеобразовательных, средних  специальных, высших учебных заведениях; ведение домашнего хозяйства  и воспитание детей; уход за престарелыми и инвалидами; участие в органах  государственной власти, общественных организациях; службу в вооруженных  силах.[22;c.409,410]

Экономическая занятость подразумевает участие  трудоспособного населения в  общественном производстве, включая  сферу услуг. Этот вид занятости  имеет первостепенное значение, ее соотношение с другими видами деятельности, особенно с учебой. От нее зависит экономический потенциал общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный прогресс каждой страны. Экономическая занятость имеет следующие характеристики:

  • общественно-полезной деятельностью людей по производству материальных благ и услуг (причем не только материальные, но и духовные, культурные, социальные услуги), благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей;
  • обеспечение деятельности конкретным рабочим местом, что позволяет трудящемуся реализовать свои физические и духовные способности к труду; отсюда важное значение для занятости имеет сбалансированность трудовых ресурсов с количеством рабочих мест в количественном и качественном аспектах;
  • занятость является источником дохода в виде заработной платы, прибыли и в других формах, где доход может выражаться в денежной и натуральной формах.

Таким образом, экономическая занятость – это общественно-полезная деятельность по производству общественного продукта, подкрепленная конкретными рабочими местами и служащая источником дохода.

Важное значение имеет различие занятости законной и незаконной (т.е. воровство, подпольная деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации наркотиков, оружия и т.д.); критерием здесь служит соответствие или противоречие вида деятельности действующему законодательству.

Вернемся  к оценке потребности в рабочей  силе и рабочих местах. Коэффициент  занятости населения охватывает почти все группы трудоспособного  населения и поэтому его показатель выражает очень усредненную величину. Центральный же вопрос анализа занятости  – это выявление динамики, факторов и обстоятельств занятости группы наемных рабочих. Коэффициент их занятости представлен отношением численности занятых наемных  работников к численности работников, ищущих работу. В этом соотношении  нашли свое отражение две группы потребностей: рабочих – в работе, а работодателей – в рабочей  силе. Уровень занятости определяется спросом на рабочую силу. А потребность  производства в работниках предопределена количеством рабочих мест, которые  необходимо заполнить людьми, чтобы  достичь запланированного объема производства. Сами же рабочие места – это  особый способ оформления средств производства, производственных мощностей предприятия.

Регулирование занятости населения можно осуществлять различными путями:

  • путем изменения потребности самого производства в рабочей силе, что и достигается вводом новых мест, предусмотренным соответствующими национальными и региональными программами.
  • путем изменения (уменьшения) потребности в рабочих местах со стороны рабочих, что происходит в связи с осуществлением государством масштабных социальных и социально-экономических мероприятий (расширение контингентов молодежи, обучающейся с отрывом от производства, льготные отпуска женщинам с малолетними детьми, сокращение возраста выхода на пенсию отдельным группам работников и т.д.).

Важное  значение в разработке и осуществлении планов по регулированию занятости имеет уяснение закономерностей ее динамики; значительные достижения в их исследовании имеют экономисты Запада.

Существует  определенная взаимосвязь между  изменениями объема производства, производительности труда и занятости. Конечно же, при внедрении технических усовершенствований происходит вытеснение части занятых  работников из производства, но это  в краткосрочном плане. В долгосрочном же взаимосвязь между техническим прогрессом, ростом производительности труда и занятости – неоднозначно, а более сложно. Ведь, как известно, прогресс науки и техники сопровождается возникновением новых производств и даже отраслей, которые порождают спрос на рабочую силу.

Другая зависимость в рыночной экономике существует между уровнем  безработицы и инфляцией («кривая  Филипса»). В результате исследования измерения заработной платы в  Великобритании за 1861-1957 г.г. профессор У.Филипс пришел к выводу о существовании инверсионной (обратной) зависимости между уровнем безработицы и увеличением денежной заработной платы. Чем выше уровень безработицы, тем ниже уровень инфляции заработной платы.

Современное же состояние занятости  в Республики Беларусь характеризуется  достаточно высоким уровнем вовлечения трудовых ресурсов в общественное производство наряду с низкой эффективностью использования  рабочей силы, нерациональными структурами (отраслевой и профессиональной) занятости  населения, не отвечающим потребностям реформирования экономики, в первую очередь, вызванное сохранением  излишней численности персонала.

Кроме того, на производстве по-прежнему сохраняется большое число неэффективных рабочих мест, низка производственная и трудовая дисциплина, высокой остаётся занятость в «теневом» секторе экономики.[3;c.18-36]

За последние  годы ситуация на национальном рынке  рабочей силы изменилась к лучшему, она стала более стабильной и  управляемой.

В настоящее  время в экономике республики активизируются процессы реформирования производства и инвестиционной деятельности по созданию новых рабочих мест, в связи, с чем намечается тенденция роста численности занятого населения.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011  – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136, основная цель — не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

В январе – ноябре 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 293,6 тыс. человек (94,6 процента от уровня 2010 года), из которых 174,3 тыс. человек  зарегистрированы в качестве безработных (90,6 процента от уровня 2010 года). С учетом 52,5 тыс. граждан, состоящих на учете  на 1 января 2011 г., всего нуждалось  в трудоустройстве 346,1 тыс. человек, из них 207,4 тыс. безработных.

Уровень зарегистрированной безработицы на конец ноября 2011 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного  населения (в 2010 году – 0,7 процента). При  этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 79,4 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (78 процентов  в 2010 году). В г. Минске вакансий в шесть раз больше, чем безработных.

Информация о работе Рынок труда в Республике Беларусь