Рынок труда в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основании литературных источников изучить рынок труда: понятие, сущность, основные компоненты.
Основными задачами являются:
- изучение понятия и функций рынка труда;
- изучение занятости и безработицы, их форм и измерения;
- рассмотрение особенностей регулирования рынка труда в Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы рынка труда………………………………………………...5
2.Занятость населения: виды и формы………………………………………………17
3.Безработица: понятие, причины, формы, измерение……………………………..22
4.Основные направления государственного регулирования рынка труда в
Республике Беларусь………………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………….37
Список использованных источников………………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

курсовая2.docx

— 352.40 Кб (Скачать)

Циклическая безработица – связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Застойная безработица – в любом обществе существует прослойка людей, которые не хотят работать – это так называемые бомжи, нищий.

Оптимальной безработица определяется специалистами, как безработица, уровень  которой равен естественной, нормальной. Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства.[22;c.411-413]

Таким образом, безработица является характерной  чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается  режим оптимального роста и состояние  экономической стабильности.

Полная занятость не означает абсолютного  отсутствия безработицы. Экономисты считают  фрикционную и структурную безработицу  совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.

Полный, или естественный, уровень безработицы  возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда  количество ищущих работу равно числу  свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное  явление. Ведь «фрикционным» безработным  нужно время, чтобы найти соответствующие  вакантные места. «Структурным»  безработным тоже нужно время, чтобы  приобрести квалификацию или переехать  в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число  ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно «напряженная» ситуация на рынках рабочей силы связана с инфляцией.

В то же время масштабы безработицы в  стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование  значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой. Сюда относятся, в частности, так называемые челноки, осуществляющие экспортно-импортные операции (по оценкам, несколько сотен тысяч человек); люди, занятые внутренней неорганизованной мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, порнография, наркотики и т.п.), и криминальные структуры. Кроме того, существует немало видов деятельности (консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и садовых домиков и т.п.), которая нередко осуществляется без какой-либо регистрации и масштабы которой весьма велики. Все это вместе взятое может обеспечить регулярную и нерегулярную занятость многих сотен тысяч человек и таким образом скорректировать существующие оценки безработицы.

Таким  образом,  развитие частного предпринимательства, малого бизнеса, сферы услуг, фермерства, всей рыночной инфраструктуры является хорошей основой для роста  занятости в экономике.

Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости  усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень  безработицы. Все население разделено  на три большие группы. В первую входят лица, не достигшие 16 лет, а также  лица, находящиеся в специализированных учреждениях – т.е. лица, которые  не считаются потенциальными компонентами рабочей силы. Вторую группу, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность  работать, но по какой-то причине не работающие и не ищущие работу. Третья группа – рабочая сила, в эту  группу входя лица, который могут и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, но активно ищущих работу. Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы.

 

 

Уровень безработицы = (безработица/рабочая  сила) × 100%

 

 

Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя  в масштабе всей страны ежемесячные  выборочные опросы.

Точная оценка уровня безработицы  осложняется из-за следующих факторов:

  • Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.
  • Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.
  • Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.

    Согласно данным статистики уровень безработицы в республике колеблется около 1% (см. Приложения). Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем за количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда. Так для производства ВВП в 2006 г. хватила должно было 85 % занятых, скрытая безработица в 1999-2006 – 7%. Кроме того, модернизация и реструктуризация влияет на рост безработицы.[5,c.83]

   На 1 июля 2008 года в органах по труду, занятости и социальной защите состояло на учете 42,7 тыс. безработных (92,2 процента от численности безработных на 1 июля 2007 г.), уровень безработицы удерживался в социально допустимых пределах – 0,9 процента к численности экономически активного населения (на 1 июля 2007 г. – 1,0 процент).

Средний размер пособия по безработице в  сентябре составил 102,1 тысячу рублей. В  августе размер пособия составлял 89,4 тысячи рублей. Бюджет прожиточного минимума в Беларуси - 442 тысячи 360 рублей.

В январе-октябре 2011 года развитие рынка труда малых городских поселений происходило в соответствие с общереспубликанской тенденцией изменения численности зарегистрированных безработных.

В целом  по малым городам Республике Беларусь количество безработных за анализируемый  период снизилось на 973 человека (-8,9%) – с 10950 до 9977 человек. Рост безработных  произошел в 55 городских поселениях из 187 (29,4%), в 119 (63,6%) – произошло снижение, в 13 (7%) – ситуация стабилизировалась.

Количество  вакансий по малым городским поселениям с начала года увеличилось с 6714 до 9622 мест, или на 43,3%. Напряженность  на рынке труда малых городов  снизилась с 1,6 безработных на 1 вакансию на 1.01.2008 (1,3 по республике) до 1,0 на 1.07.2008 (по республике 0,9). Этот показатель варьируется от 2,0 в Брестской области до 0,6 в Минской. В 17 малых городских поселениях (9,1% от общего количества) по состоянию на 1.07.2008 вакансии отсутствовали.[23].

 Таким образом, хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения нашей страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.

 

 

 

 

 

 

4.ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Государственное регулирование – это комплекс мер, направленный на то, чтобы максимально  сблизить спрос на наемную рабочую  силу (со стороны работодателей) и  предложение трудоспособного населения.

Политика  регулирования рынка как составная  часть экономической политики предусматривает  достижения трех основных целей:

стимулирование  структурной перестройки и ускорения  процесса перераспределения высвобождаемых работников;

наиболее  быстрое вовлечение безработных  в трудовую жизнь;

предоставление  работы каждому, кто ее ищет.

Методом воздействия на занятость можно  отнести:

-прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;

-косвенные (экономические): финансовая монетарная, фискальная политика.

Политика  занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия  на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Пассивная политика предусматривает выплату  пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места  через государственную службу занятости.

Проведение  активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации программ занятости, которые формируются  исходя из ситуации на рынке труда  и прогноза его развития. Государственная  политика на региональном уровне реализуется  в рамках федеральной программы, а так же путем региональных и  местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территории.

Региональное  регулирование занятости позволяет  учитывать многие особенности развития регионов и на их основе разрабатывать  конкретные целенаправленные мероприятия  по созданию условий занятости в  зависимости от форм собственности, размеров предприятий и т.д.. Важным способом смягчения ситуации на региональных рынках труда может стать использование нестандартных форм организации занятости (НФЗ). Оно открывает возможность воздействия на занятость путем ограничения предложения рабочей силы на открытом рынке труда, позволяет ограничивать масштабное высвобождение занятых и предупреждать всплеск безработицы. Внедрение НФЗ является мерой, отвечающей как интересам индивидов и работодателей, так и общества в целом. К числу разновидностей НФЗ могут быть отнесены: частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени ненормальной и нестандартной продолжительности, включая временную занятость (сезонная, поденная, работа по контракту, временные общественные работы и т.п.); занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели; чередование на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя и более работниками); работа неполный день может быть весьма полезной, например, учащиеся, которые получили бы возможность совмещать учебу с работой, обеспечивая тем самым прибавку к стипендии или зарабатывая средства на платное обучение; для граждан, обремененных семейными обязанностями. Некоторым работникам предпенсионного или пенсионного возраста так же удобно завершать свою трудовую деятельность, плавно переходя на сокращенный рабочий день или неполную рабочую неделю. Таким образом, частичную занятость не следует рассматривать только как отрицательное явление. Она – одна из форм занятости, и поэтому так же должна регулироваться законом. Существенным недостатком работы на условиях временной занятости остается отсутствие гарантий 6на постоянное трудоустройство. При трудоустройстве на временные рабочие места, граждане так же оказываются лишенными и социальных гарантий (например, медицинской страховки).

Основанные  на нетрадиционных способах организации  трудовой деятельности или рабочего времени: надомный труд; совместительство (или труд на принципах двойственной занятости); гибкие графики труда;

Самозанятость предполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода и удовлетворения личных потребностей в самореализации. Самозанятость является одним из важнейших направлений предупреждения и смягчения безработицы. Формами самозанятости являются индивидуальная трудовая деятельности и предпринимательство в сфере малого бизнеса. В рамках государственной политики занятости следует отметить роль фонда занятости в регулировании рынка труда. Так, государственный фонд занятости осуществляет следующие выплаты:

-пособие по безработице;

-компенсации материальных затрат в связи с их добровольным переездом в другую местность по направлению службы занятости;

-оплату периода временной нетрудоспособности;

-стипендии при направлении службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

Из фонда  занятости возмещаются затраты  Пенсионного фонда в связи  с назначением досрочных пенсий безработным.

Кроме того, одно из главных мест в структуре рыночного хозяйственного механизма отводится бирже труда. Выполняя посреднические функции, биржа труда оказывает большое влияние на регулирование рынка рабочей силы. Основными направлениями деятельности бирж являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Стратегической  целью государственной политики на рынке труда является обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более полной реализации трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека.

В Республике Беларусь за годы государственного суверенитета проделана большая работа по проведению активной демографической политики, созданию соответствующей нормативно-правовой базы. К числу важнейших документов государственной политики в области народонаселения следует отнести: Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в действие с 01.01.1999 г., Трудовой кодекс — с 01.01.2000 г.; законы Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» (2002 г.), «О занятости» (1999 г.), «О внешней трудовой миграции» (1998 г.), «Об иммиграции» (1998 г.), «О гражданстве» (2002г.), «О беженцах» (1999г.), «О здравоохранении» (2002 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (2000 г.), «О радиоционной безопасности населения» (1998 г.), «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991 г.). Разработаны национальный план действий по охране прав ребенка на 1995—2000 гг., президентская программа «Дети Беларуси», государственная программа «Здоровье нации», республиканские программы «Женщины Республики Беларусь» и др. Для координации политики в области народонаселения и демографической безопасности и выработки согласованных действий республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, направленных на обеспечение выполнения положений Закона Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь», создан Национальный комитет по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь, который является постоянно действующим органом. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 года для обеспечения стабилизации демографической ситуации предусмотрен комплекс мер, направленных в первую очередь на улучшение здоровья населения. Этому, прежде всего, будет способствовать реализация мер социальной политики по повышению уровня жизни населения, развитию социальной сферы и охране окружающей среды, разработке и реализации национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь.

Информация о работе Рынок труда в Республике Беларусь