Рынок труда: сущность и структура. Особенности современного рынка труда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является раскрыть сущность и структуру рынка труда, а так же особенности современного рынка труда в России.
Так основными задачами я поставила:
рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику
состояние рынка труда в России на сегодняшний день
так же, проанализировать рынок труда и образовательных услуг
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Рынок труда: сущность и структура………………………………….3
1.1 Сущность, структура и функции рынка труда…………………………….3
1.2 Классификация и теории рынков труда……………………………………8
1.3 Рынок труда и заработная плата…………………………………………….11
Глава 2. Особенности современного рынка труда в России…………………17
2.1 Состояние рынка труда и занятости………………………………………...17
2.2 Рынок труда и рынок образовательных услуг…………………………….20
2.3 Уровень безработицы…………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………..31
Приложения……………………………………………………………...…………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

      Представляется, что эффективное трудоустройство  выпускников учреждений профессионального  образования сдерживается:

  • отсутствием механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;
  • незаинтересованностью учреждений системы профессионального образования в трудоустройстве выпускников, организации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, изучении изменений в востребованности работников с точки зрения конкретных профессий и специальностей, уровня квалификации;
  • кадровой политикой большинства организаций, стратегия которых в основном направлена на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;
  • отсутствием у значительного количества выпускников учреждений профессионального образования необходимых навыков поведения на рынке труда, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства и карьерного роста;
  • завышенной самооценкой своего профессионально-квалификационного уровня у многих выпускников учреждений профессионального образования.

      При резком сокращении воздействия государства  на процессы регулирования деятельности системы профессионального образования и переподготовке кадров появление в этой сфере коммерческого сектора, действующего чащу всего без учета реальных потребностей рынка труда, усиливает профессионально-квалификационные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы.

      Почему  они возникают? Как справится с этими диспропорциями? Как найти баланс между выпуском специалистов и квалифицированных рабочих, с одной стороны, и количеством рабочих мест – с другой? Можно ли и дальше рассчитывать на то что рынок всё отрегулирует, или необходимо, опираясь на рыночные сигналы, реагировать на них соответствующим образом и действовать?

      Чтобы ответить на эти вопросы, стоит рассмотреть  структуру предложения с позиции  коньюктуры рынка образовательных  услуг. Сегодня все специальности  и профессии можно разделить на три группы.

        Первая – профессии для промышленности, науки, образования. Сюда входят  рабочие профессии для промышленности, транспорта, строительства, специалисты  среднего звена тех же сфер  деятельности. В особую подгруппу  можно выделить инженерные и естественнонаучные, гуманитарные и педагогические профессии, требующие высшего образования. Хотя лица, выбирающие эти специальности, должны соответствовать требованиям профессиональной пригодности, и пройти достаточно длительную подготовку, это не всегда гарантирует им трудоустройство и приемлемый заработок.

      Вторая  – большинство профессий и  специальностей, связанных с социальной сферой, здравоохранением, искусством, инфраструктурой экономики. Они не менее трудны в освоении, но гарантируют трудоустройство и приемлемый заработок.

      Третья  группа, в наибольшей степени причастная к возникновению дисбаланса на рынке  труда, включает специальности экономического, юридического, управленческого профиля, потребность в которых не превышает 20% ежегодной численности соответствующих выпускников. Тем не менее, в общественном мнении укоренилось представление, что учеба по этим специальностям в значительной мере гарантирует трудоустройство и достойный заработок.

      Что касается среднего профессионального  образования, то оно явно недооценивается. При этом игнорируется тот факт, что в условиях глобализации и общего тренда в сторону инновационных технологий роль и требования к подготовке специалистов среднего звена динамично растут. В частности, и производство, и социальная сфера нуждаются в квалифицированных рабочих, владеющих информационными технологиями.

      Для изучения отдельных аспектов взаимодействия рынков труда и образовательных  услуг был проведен социологический  опрос, в котором приняли участие 100 человек из числа поставленных на учет в Центре занятости населения Йошкар-Олы. Среди них: 24% мужчины, 76% женщины в возрасте от 16 до 35 лет, что соответствует сложившейся в республике тендерной структуре безработных. При этом 34% респондентов имеют среднее профессиональное образование, 40% среднее техническое, 26% высшее. Из общего числа опрошенных 74% впервые получили статус безработного, 26% во второй раз, 16% были уволены по сокращению штатов или в связи с ликвидацией предприятия, 28% уволились по собственному желанию. Более половины опрошенных так и не смогли устроиться на работу после окончания учебного заведения. И это не случайно! При выборе профессии люди руководствуются самыми разными обстоятельствами, но меньше всего реальным спросом на неё на рынке труда. По данным, полученным в результате исследования, при выборе специальности 50% респондентов руководствовались стремлением получить после окончания учебного заведения высокооплачиваемую должность; 26% спросом на работников с данной специальностью, 14% престижностью профессии, 10% самим фактом получения диплома. При этом лишь 12% опрошенных анализировали спрос на рабочую силу, прежде чем поступить в учебное заведение по выбранной специальности, 68% имели об этом некоторую информацию, 20% вообще отсутствовали представления о спросе на работников с получаемой профессией.16

Система высшего образования  не отвечает запросам рынка труда

      Основополагающими элементами конструкции рыночной экономики  являются рынки труда и образовательных  услуг, гармонии между которыми достичь, к сожалению, пока не удается. Образование, в том числе высшее до сих пор остается преимущественной замкнутой системой, слабо взаимодействующей с рынком труда, что проявляется в снижении показателей трудоустройства выпускников вузов по полученным специальностям, несоответствии их номенклатуры потребностям экономики и т.д.

      Безусловно, негативную роль играет и несовпадение жизненных планов работников, в первую очередь молодежи, с возможностями  их реализации на практике, что ведет  к огромным социальным, экономическим, психологическим издержкам. Недаром российский бизнес тратит порядка 20 млрд. долл. Только на доучивание и переучивание специалистов (к этой сумме следует прибавить значительные финансовые затраты самих молодых людей и их родителей).

      Противоречие  между профессиональными планами граждан и их востребованностью на рынке труда проявляется в росте профессионального маргинализма: получение профессии становится средством достижения фактически непрофессиональных целей (диплом ради диплома). Нечто схожее происходит и с защитой диссертаций.

      Слабое  качество образования, погоня за корочками, невостребованность полученной профессии, низкая оплата труда порождает необходимость  массового перепрофилирования выпускников  вузов.

      Пока  наша страна резко отстает в формировании институтов «экономики знаний», динамично прогрессирующей в передовых государствах. Для эффективного взаимодействия образования, науки и производства, требуются, помимо соответствующей инфраструктуры, радикальное изменение отношения общества к  человеку, который должен стать центром программы национального развития, всемирная поддержка талантливой молодёжи, привлечение её в наукоёмкие производства, в том числе на работу в вузы в качестве преподавателей. Сегодня в эту сферу идет не менее 2% выпускников. И это при том, что вузы нуждаются в значительном омоложении профессорско-преподавательского состава. Очевидный факт: у нас отсутствует культ интеллектуального труда, престиж научного работника крайне низок.

      Расширяется разрыв между традиционной для отечественной  системы образования ориентацией на получение фундаментальных знаний и требованиями рынка, нуждающегося, прежде всего в прикладных. В последние годы уменьшилось количество без практики, сокращаются рабочие места для студентов-практикантов, низка заинтересованность руководителей и собственников предприятий в сотрудничестве с вузами. Качество знаний и навыков молодых специалистов вызывает сомнение со стороны работодателей, для которых уровень общего развития, обучаемость и личные качества рабочих мест зачастую оказываются важнее знаний по специальности.

      Сопоставление ожиданий работодателей работников выявляет три главные проблемы –  деформацию конкурентной среды в  сфере экономических отношений, непропорционально низкую оплату труда  в ряде сфер экономики (особенно в  бюджетной), сильную дифференциацию по качеству предоставляемых услуг в сфере образования.

      Результаты  исследований в различных регионах, в том числе в Пермском крае, показывают, что рыночные механизмы, регулирующими отношения между  работодателями и рабочей силой, не обеспечивают условий для вовлечения в процесс труда основной части молодёжи. Со стороны государства необходимы стимулирующие меры в области молодёжной политики (в том числе и на рынке труда), создание правовых, экономических, социальных условий для реализации потенциала молодых людей.

      По  оценкам ряда экспертов, коммерциализация российского образования чрезмерна: платное обучение доступно не более  чем 10% населения страны, остальные  по существу, лишены возможности реализовать  свое конституционное право на получение качественного доступного образования. Ни для кого не секрет, что отечественная система образования крайне коррупционна: по данным специалистов ЮНЕСКО, в России поступление детей в вузы ежегодно обходится родителям примерно в 520 млн. долл.

      В самом общем плане – посредством  формирования цивилизационного рынка  труда, проведения эффективной социальной политики, обеспечивающую высокую мобильность  рабочей силы и качественное образование. Для этого необходимо создавать  соответствующие условия, в том числе путем формирования внешнего заказа на образование и прогнозирования востребованности новых образовательных программ, отвечающим вызовам рынка труда: привлечение работодателей к разработке Госстандартов, учебных планов и непосредственно к участию в подготовке кадров.

      По-видимому, не малую выгоду могли привести заимствование западных практик инновационного типа в интересах оптимизации взаимодействия системы высшего образования с бизнес-структурами и государством.17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3 Уровень безработицы

      Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на третью неделю сентября. Начиная с сентября 2009г. опросы населения будут проводиться ежемесячно.

      Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2009г. составила 76,2 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

      Уровень безработицы, исчисленный как отношение  численности безработных к численности экономически активного населения, в сентябре 2009г. составил 7,6%. 
Численность занятого населения в сентябре 2009г. по сравнению с августом снизилась на 0,2 млн.человек. Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в сентябре 2009г. составил 63,2%.

      По  данным обследования населения по проблемам  занятости в сентябре 2009г., в численности  безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, около 675 тыс.человек (11,7%) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 245 тыс.человек (36%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 256 тыс.человек (38%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 174 тыс.человек (26%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

      В сентябре 2009г. общая численность  безработных по сопоставимому кругу  лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров  по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,5 раза. 
Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в сентябре 2009г. составила 45,7%, доля городских жителей среди безработных составила 66,4%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В сентябре 2009г. это превышение составляло 1,5 раза.

      Возрастной  состав безработных. Средний возраст безработных в сентябре 2009г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 29,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,7%, 20-24 года - 22,4%.

Информация о работе Рынок труда: сущность и структура. Особенности современного рынка труда в России