Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:18, курсовая работа
Целью моей работы является раскрыть сущность и структуру рынка труда, а так же особенности современного рынка труда в России.
Так основными задачами я поставила:
рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику
состояние рынка труда в России на сегодняшний день
так же, проанализировать рынок труда и образовательных услуг
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Рынок труда: сущность и структура………………………………….3
1.1 Сущность, структура и функции рынка труда…………………………….3
1.2 Классификация и теории рынков труда……………………………………8
1.3 Рынок труда и заработная плата…………………………………………….11
Глава 2. Особенности современного рынка труда в России…………………17
2.1 Состояние рынка труда и занятости………………………………………...17
2.2 Рынок труда и рынок образовательных услуг…………………………….20
2.3 Уровень безработицы…………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………..31
Приложения……………………………………………………………...…………32
Представляется,
что эффективное
При
резком сокращении воздействия государства
на процессы регулирования деятельности
системы профессионального
Почему они возникают? Как справится с этими диспропорциями? Как найти баланс между выпуском специалистов и квалифицированных рабочих, с одной стороны, и количеством рабочих мест – с другой? Можно ли и дальше рассчитывать на то что рынок всё отрегулирует, или необходимо, опираясь на рыночные сигналы, реагировать на них соответствующим образом и действовать?
Чтобы
ответить на эти вопросы, стоит рассмотреть
структуру предложения с
Первая – профессии для
Вторая – большинство профессий и специальностей, связанных с социальной сферой, здравоохранением, искусством, инфраструктурой экономики. Они не менее трудны в освоении, но гарантируют трудоустройство и приемлемый заработок.
Третья группа, в наибольшей степени причастная к возникновению дисбаланса на рынке труда, включает специальности экономического, юридического, управленческого профиля, потребность в которых не превышает 20% ежегодной численности соответствующих выпускников. Тем не менее, в общественном мнении укоренилось представление, что учеба по этим специальностям в значительной мере гарантирует трудоустройство и достойный заработок.
Что касается среднего профессионального образования, то оно явно недооценивается. При этом игнорируется тот факт, что в условиях глобализации и общего тренда в сторону инновационных технологий роль и требования к подготовке специалистов среднего звена динамично растут. В частности, и производство, и социальная сфера нуждаются в квалифицированных рабочих, владеющих информационными технологиями.
Для изучения отдельных аспектов взаимодействия рынков труда и образовательных услуг был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 100 человек из числа поставленных на учет в Центре занятости населения Йошкар-Олы. Среди них: 24% мужчины, 76% женщины в возрасте от 16 до 35 лет, что соответствует сложившейся в республике тендерной структуре безработных. При этом 34% респондентов имеют среднее профессиональное образование, 40% среднее техническое, 26% высшее. Из общего числа опрошенных 74% впервые получили статус безработного, 26% во второй раз, 16% были уволены по сокращению штатов или в связи с ликвидацией предприятия, 28% уволились по собственному желанию. Более половины опрошенных так и не смогли устроиться на работу после окончания учебного заведения. И это не случайно! При выборе профессии люди руководствуются самыми разными обстоятельствами, но меньше всего реальным спросом на неё на рынке труда. По данным, полученным в результате исследования, при выборе специальности 50% респондентов руководствовались стремлением получить после окончания учебного заведения высокооплачиваемую должность; 26% спросом на работников с данной специальностью, 14% престижностью профессии, 10% самим фактом получения диплома. При этом лишь 12% опрошенных анализировали спрос на рабочую силу, прежде чем поступить в учебное заведение по выбранной специальности, 68% имели об этом некоторую информацию, 20% вообще отсутствовали представления о спросе на работников с получаемой профессией.16
Система высшего образования не отвечает запросам рынка труда
Основополагающими элементами конструкции рыночной экономики являются рынки труда и образовательных услуг, гармонии между которыми достичь, к сожалению, пока не удается. Образование, в том числе высшее до сих пор остается преимущественной замкнутой системой, слабо взаимодействующей с рынком труда, что проявляется в снижении показателей трудоустройства выпускников вузов по полученным специальностям, несоответствии их номенклатуры потребностям экономики и т.д.
Безусловно, негативную роль играет и несовпадение жизненных планов работников, в первую очередь молодежи, с возможностями их реализации на практике, что ведет к огромным социальным, экономическим, психологическим издержкам. Недаром российский бизнес тратит порядка 20 млрд. долл. Только на доучивание и переучивание специалистов (к этой сумме следует прибавить значительные финансовые затраты самих молодых людей и их родителей).
Противоречие между профессиональными планами граждан и их востребованностью на рынке труда проявляется в росте профессионального маргинализма: получение профессии становится средством достижения фактически непрофессиональных целей (диплом ради диплома). Нечто схожее происходит и с защитой диссертаций.
Слабое качество образования, погоня за корочками, невостребованность полученной профессии, низкая оплата труда порождает необходимость массового перепрофилирования выпускников вузов.
Пока
наша страна резко отстает в формировании
институтов «экономики знаний», динамично
прогрессирующей в передовых государствах.
Для эффективного взаимодействия образования,
науки и производства, требуются, помимо
соответствующей инфраструктуры, радикальное
изменение отношения общества к человеку,
который должен стать центром программы
национального развития, всемирная поддержка
талантливой молодёжи, привлечение её
в наукоёмкие производства, в том числе
на работу в вузы в качестве преподавателей.
Сегодня в эту сферу идет не менее 2% выпускников.
И это при том, что вузы нуждаются в значительном
омоложении профессорско-
Расширяется разрыв между традиционной для отечественной системы образования ориентацией на получение фундаментальных знаний и требованиями рынка, нуждающегося, прежде всего в прикладных. В последние годы уменьшилось количество без практики, сокращаются рабочие места для студентов-практикантов, низка заинтересованность руководителей и собственников предприятий в сотрудничестве с вузами. Качество знаний и навыков молодых специалистов вызывает сомнение со стороны работодателей, для которых уровень общего развития, обучаемость и личные качества рабочих мест зачастую оказываются важнее знаний по специальности.
Сопоставление ожиданий работодателей работников выявляет три главные проблемы – деформацию конкурентной среды в сфере экономических отношений, непропорционально низкую оплату труда в ряде сфер экономики (особенно в бюджетной), сильную дифференциацию по качеству предоставляемых услуг в сфере образования.
Результаты исследований в различных регионах, в том числе в Пермском крае, показывают, что рыночные механизмы, регулирующими отношения между работодателями и рабочей силой, не обеспечивают условий для вовлечения в процесс труда основной части молодёжи. Со стороны государства необходимы стимулирующие меры в области молодёжной политики (в том числе и на рынке труда), создание правовых, экономических, социальных условий для реализации потенциала молодых людей.
По
оценкам ряда экспертов, коммерциализация
российского образования
В
самом общем плане –
По-видимому,
не малую выгоду могли привести заимствование
западных практик инновационного типа
в интересах оптимизации взаимодействия
системы высшего образования с бизнес-структурами
и государством.17
2.3 Уровень безработицы
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на третью неделю сентября. Начиная с сентября 2009г. опросы населения будут проводиться ежемесячно.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2009г. составила 76,2 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень
безработицы, исчисленный как отношение
численности безработных к численности
экономически активного населения, в сентябре
2009г. составил 7,6%.
Численность занятого населения в сентябре
2009г. по сравнению с августом снизилась
на 0,2 млн.человек. Уровень занятости населения
в возрасте 15-72 лет (отношение численности
занятого населения к общей численности
населения соответствующего возраста)
в сентябре 2009г. составил 63,2%.
По данным обследования населения по проблемам занятости в сентябре 2009г., в численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, около 675 тыс.человек (11,7%) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 245 тыс.человек (36%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 256 тыс.человек (38%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 174 тыс.человек (26%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.
В
сентябре 2009г. общая численность
безработных по сопоставимому кругу
лиц (т.е. в трудоспособном возрасте
без студентов, учащихся и пенсионеров
по возрасту, выслуге лет или на
льготных условиях, отнесенных к безработным)
превышала численность безработных, зарегистрированных
в органах службы занятости в 2,5 раза.
Безработица по полу и месту проживания.
Среди безработных по методологии МОТ
доля женщин в сентябре 2009г. составила
45,7%, доля городских жителей среди безработных
составила 66,4%. Безработица городского
и сельского населения характеризуется
превышением уровня безработицы среди
сельских жителей по сравнению с уровнем
безработицы среди городских жителей.
В сентябре 2009г. это превышение составляло
1,5 раза.
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в сентябре 2009г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 29,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,7%, 20-24 года - 22,4%.
Информация о работе Рынок труда: сущность и структура. Особенности современного рынка труда в России