Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа
Целью данной работы является определение особенностей функционирования и проблемы регулирования рынка труда в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить рынок труда, его понятие, структуру, макроэкономические функции и основные тенденции.
Выявить основные особенности рынка труда в Республике Беларусь
Рассмотреть и проанализировать основные направления регулирования рынка труда в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………….3
Рынок труда: понятие, структура, макроэкономические функции и основные тенденции………………………………………………………….5
Особенности рынка труда в Республике Беларусь……………………….15
Основные направления регулирования рынка труда в Республике Беларусь и их эффективность………………………………………………………….22
Заключения……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………34
Важной проблемой на рынке
труда является трудоустройство
инвалидов. С целью вовлечения их
в производство осуществляется стимулирование
работодателей, трудоустраивающих
инвалидов, содействие временной самостоятельной
деятельности, координация деятельности
государственных и общественных
организаций в области
Предлагаемые меры
по формированию предложения
рабочей силы в Республике
Беларусь с учётом зарубежного
опыта наиболее полно
Реализация рассмотренных
мероприятий позволит создать
необходимые условия для
На рынке труда
существует пассивная и
Но, не смотря на
такое активное регулирование
со стороны государства, оно
в полной мере не устраняет
все проблемы, возникающие на
рынке труда. Государству
Мировой опыт рыночной
экономики показывает, что рынок
труда является одной их
Пока еще на нашем рынке труда не работают многие рыночные регуляторы, которые действуют в развитых странах. Практика показывает, что без разработки мер государственного воздействия на рынок труда невозможно обеспечить повышение эффективности экономики. Во всех странах с развитой рыночной экономикой рынок рабочей силы является регулируемым. Государство не только определяет величину налогов на доход предприятий, минимальную заработную плату, но и порядок индексации зарплаты в соответствии с темпами инфляции. Регулирующая роль государства приобретает ещё большую значимость в период формирования полноценных рыночных механизмов, когда государство должно стать главным регулятором занятости в сфере трудовых отношений.
Белорусский рынок
труда имеет ряд особенностей,
которые значительно отличают
его от других рынков. Наш рынок
труда столкнулся с такой
Рыночные
преобразования в стране
Развитие
негосударственного сектора в
сфере занятости, определяется
экономической политикой
Особенностью развития экономики Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы. Одна ее часть связана с неэффективностью занятого на производстве персонала, а другая - с развитием неформальных трудовых отношений, связанных в большей степени с занятостью экономически неактивного населения. Эта часть фактически безработных нигде не работает, а найдя работу, приступает к ней без оформления трудовых отношений. Скрытую безработицу не учитывают в официальной статистике, поэтому мы не можем увидеть реальную картину на рынке труда. Скрытая безработица возникает прежде всего из-за неэффективной работы профсоюзов, служб занятости. Ещё одна из причин это маленькая сумма пособия для безработных, так как она ниже прожиточного минимума человека. У людей нет желания идти и регистрироваться в службы занятости, так как они не уверены, что им найдут работу, а если и найдут, то их не будет устраивать заработная плата. Это одна из самых главных причин искать работу без оформления трудовых отношений.
Основной проблемой рынка труда является количественный и качественный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Проявляется он в отсутствии для ищущих работу подходящих свободных рабочих мест, в структурной и технологической безработице, вынужденной неполной занятости, в устойчивом дефиците квалифицированных рабочих и специалистов одних профессий и в значительном избытке - других.
Высвобождение рабочей силы на предприятиях до настоящего времени сдерживается административными методами, что ведет к увеличению масштабов скрытой безработицы. Проведение такой политики позволяет сохранить на предприятиях квалификационную рабочую силу за счет снижения эффективности производства.
Эффективное экономическое развитие требует переведения скрытой безработицы в открытую. В республике в условиях ограниченности государственного бюджета, необходимых финансовых средств для обеспечения социальной защиты безработных правительство в своей деятельности должно придерживаться политики постепенного высвобождения излишней рабочей силы. И дать возможность людям при поддержке государственной службы занятости через систему подготовки и переподготовки кадров овладеть новыми профессиями и чтобы это специальности были востребованы на рынке труда.
Государству необходимо
проводить политику в
Очень остро сейчас
стоит проблема занятости
Анализ рынка труда,
изучение статистики по
Приложение
Приложение 1
Увеличился спрос на рабочую силу. На 01.08.2011 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 57,7 тыс. вакансий, что составило 104,3 процента к уровню 2010 года.
Рисунок 1 Динамика спроса и предложения рабочей силы в 2010-2011 годах (на конец месяца)
Источник: http://mintrud.gov.by/ru/
Приложение 2
Таблица 1 Состав безработных по полу, возрасту и образованию
Источник: http://mintrud.gov.by/ru/
На 1 июля 2011 г. половина всех состоящих на учете безработных – женщины (51,3 процента), молодежь в возрасте 16 -29 лет составляет (37 процентов).
Безработные, состоящие на учете на 01.07.2011, имеют образование:
общее среднее - 40,2 процента,
общее базовое - 11,2 процента,
профессионально-техническое – 24,8 процента,
среднее специальное – 13,5 процента,
высшее и послевузовское – 10,2 процента.
В составе безработных наиболее широко представлена возрастная группа безработных 30-49 лет, которая составляет 44,1 процента безработных. Безработные в этой возрастной группе находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 37,1 процента, из них молодежь до 18 лет - 2,7 процента. Возрастная группа безработных от 50 до 60 лет и старше составляет 18,8 процента.
Приложение 3
Рисунок 2 Численность принятых и уволенных работников огранизаций по отдельным видам экономической деятельности в январе- июле 2011 г. (тысяч человек)
Источник:http// belstat.gov.by/- электронный ресурс
Приложение 4
Таблица 2 Данные о численности занятого населения республики
Источник: http://mintrud.gov.by/ru/
Численность занятого населения | |||
всего, тыс. человек |
в % к соответствующему периоду предыдущего года | ||
2010 г. Январь Январь-февраль
I квартал Январь-апрель Январь-май
I полугодие Январь- июль Январь- август Январь- сентябрь Январь- октябрь Январь- ноябрь Январь- декабрь
2011 г. Январь Январь- февраль I квартал Январь-апрель Январь-май
I полугодие Январь- июль |
4655,5 4654,6
4657,8 4657,8 4657,0
4 657,0 4659,0 4661,0 4662,0 4663,0 4665,1 4665,9
4658,1 4665,7 4667,7 4668,2 4665,8
4663,0 4659,5 |
100,5 100,5
100,5 100,5 100,5
100,5 100,5 100,5 100,5 100,4 100,5 100,5
100,1 100,2 100,2 100,2 100,2
100,1 100,01 |
Информация о работе Рынок труда .Особеннсти его формирования в Белоруссии