Рынок труда .Особеннсти его формирования в Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение особенностей функционирования и проблемы регулирования рынка труда в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить рынок труда, его понятие, структуру, макроэкономические функции и основные тенденции.
Выявить основные особенности рынка труда в Республике Беларусь
Рассмотреть и проанализировать основные направления регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Рынок труда: понятие, структура, макроэкономические функции и основные тенденции………………………………………………………….5
Особенности рынка труда в Республике Беларусь……………………….15
Основные направления регулирования рынка труда в Республике Беларусь и их эффективность………………………………………………………….22
Заключения……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Рынок труда.docx

— 3.05 Мб (Скачать)

   Защитой населения от безработицы занимается - государственная служба занятости, которая обязана, каждому зарегистрированному безработному предоставить работу, либо отправить на обучения, для дальнейшего распределения на новое место работы. Но, к сожалению, в государственную службу занятости идут намного меньшее количество безработных, чем есть на самом деле.  Для такого поведения существует масса причин, одной из таких является маленькая сумма пособия по безработице, которая составляет 80 тыс. белорусских рублей. Хотя прожиточный минимум на человека составляет 464,0 тыс. [19].

    Ещё одной из причин является устройство населения на работу не по специальности. Здесь во многом играет психологический фактор, потому что, например человек,  имеющий высшее образование будет недоволен, если ему предложат низкооплачиваемую и не престижную работу. Деятельность служб занятости на данный момент, можно определить как неэффективную. Это можно определить по  данным официальной и реальной безработицы. Официальная составляет о,7%,а реальная 7%. Следовательно службы занятости работают не достаточно добросовестно, не проводят всех мер которые бы могли выявить реальную картину на рынке труда и при необходимости осуществлять программы, которые приведут к положительным тенденциям на нём.

     Цель регулирования рынка труда в экономике заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем чтобы: развить трудовые ресурсы и приспособить их к структурным изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможности для занятости в первую очередь для социально незащищенных групп населения; стимулировать занятость в период экономического спада.

  Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную. Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры:

  • регистрацию ищущих работу;
  • определение размера пособий по безработице и организацию системы их выплат;
  • осуществление не денежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.

   Одной из самых распространенных форм пассивной политики занятости являются программы страхования от безработицы, широко применяемые в странах с переходной экономикой.

   Сокращение безработицы и достижение более полной занятости в переходной экономике требует проведения активной политики на рынке труда. Основная ее цель - ускорение процесса структурной реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.

  Активная политика на рынке труда нацелена на повышение конкурентоспособности работника в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки, содействия само занятости, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. на проведение «профилактики» безработицы и ее массового распространения. Она представляет собой комплекс мер, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений и нацеленных на поддержание занятости, повышение мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, а также содействие более быстрому возвращению безработных к активному труду,

   Одним из эффективных направлений активной политики на рынке труда является целенаправленное воздействие на развитие важнейшего института рынка труда - службы занятости. Основная ее задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда путем распространения информации, позволяющей сократить время поиска вакансий безработными и работников предпринимателями; способствующей найму работников, наиболее соответствующих требованиям работодателей; позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.

   Для устранения несоответствия структуры свободных рабочих мест и временно незанятой рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе необходима своевременная и соответствующая потребностям производства профессиональная подготовка и переподготовка безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения.

В условиях характерного для  стран с переходной экономикой высокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и отсутствии стабильного  роста свободных рабочих мест особый интерес представляет развитие самостоятельной занятости.

  В Республике Беларусь, согласно Положению «О содействии Государственной службой занятости безработным в организации самостоятельной занятости», безработный, изъявивший желание организовать свое дело, имеет право на обучение основам предпринимательства, получение субсидии в размере 25 минимальных заработных плат и ссуды из средств Государственного фонда содействия занятости на срок не более 18 месяцев. Как указано в Положении, размер ссуды определяется социальной значимостью организуемого вида предпринимательской деятельности, содержанием технико-экономического обоснования, наличием средств фонда занятости на эти цели и не может превышать 150 минимальных заработных плат [3].

   В условиях растущей безработицы особое место занимает организация общественных работ. Данные программы представляют безработным общественные виды деятельности без специальной профессиональной подготовки. Они призваны улучшать материальное положение слабо защищенных групп населения, а также морально поддерживать их во время переходного периода, пока не появятся новые рабочие места.

Основные документы, соответственно которым осуществляется регулирование  рынка труда в Беларуси, являются: Конституция Республики Беларусь, Закон  Республики Беларусь от 20 июля 2007г, трудовой кодекс Республики Беларусь, коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего  трудового распорядка, трудовые договоры [3].

     За период формирования белорусского  рынка труда созданы нормативно правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы  занятости  населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства или консультацией в органы государственной службы занятости.

  Ориентирами белорусского  рынка труда являются поддержание  высокого уровня занятости населения,  повышение эффективности использования  рабочей силы, удержание безработицы  в пределах социально допустимого  уровня и рост заработной платы.  Основной проблемой рынка труда  является количественный и качественный  дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы. Проявляется он  в отсутствии для ищущих работу  подходящих свободных рабочих  мест, в структурной и технологической  безработице, вынужденной неполной  занятости, в устойчивом дефиците  квалифицированных рабочих и  специалистов одних профессий  и в значительном избытке - других.

 На рынке труда сохраняется  существенный дисбаланс профессионально- квалификационной структуры свободных рабочих мест и безработных.

   Состояние профессионально  - квалифицированного состава кадров, а так же низкая мобильность  рабочей силы предопределяют  значительный территориальный и  отраслевой дисбаланс спроса  и предложения специалистов и  квалифицированных рабочих.

   Главная задача  заключается в обеспечении сбалансированности  объёмов и структуры подготовки  рабочих и специалистов в системе  профессионального и специального  образования и спроса  национального  рынка труда к кадрах. Динамика занятости требует не только увеличения численности работников, сколько повышения качества подготовки квалифицированных кадров, степени её соответствия международным стандартам и повышения производительности  труда. Только на этой основе может быть решена задача повышения конкурентоспособности рабочей силы.

   Механизм государственного  регулирования рынка труда в  республике находится в стадии  становления. Формируется он на  основе Закона « О занятости  населения Республике Беларусь»,  в котором определены следующие  основные принципы государственного  регулирования рынка труда: обеспечение  равных возможностей всем трудоспособным  гражданам республики в реализации  права  на труд; предоставление  социальных гарантий и компенсаций  безработным; принятие дополнительных  мер, содействующих трудоустройству  граждан с ограниченной трудоспособностью.

    В соответствии с этими принципами основными направлениями государственного регулирования занятости населения и рынка труда являются следующие: оказание помощи в трудоустройстве на основе широкой информированности населения об имеющихся на предприятиях вакансиях; развитие профессиональной подготовки кадров, совершенствование системы профессиональной ориентации; стимулирование создания новых рабочих мест; содействие само занятости населения, развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса; бронирование и создание рабочих мест на предприятиях и организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; обеспечение социальной защиты незанятого населения.

Все эти направления находят  отражения в соответствующих  разделах ежегодно утверждаемой Государственной  программы содействия занятости  населения.

  В республике широко  применяются административные методы  регулирования рынка труда, на  основе которых осуществляется  непосредственное управление. К  ним можно отнести: прямые административные  указания, имеющие обязательный  характер; установление жестких  правил, регулирующих взаимодействие  нижестоящих и вышестоящих звеньев  единой государственной системы  управления; выработка стандартных  процедур административного воздействия  на занятость, субординация и  т.п.

  По мере становления  в республике рыночных отношений  административное регулирование  будет сужать сферу своего  действия, ступая место экономическому. Так, высвобождение рабочей силы на предприятиях до настоящего времени сдерживается административными методами, что ведет к увеличению масштабов скрытой безработицы. Проведение такой политики позволяет сохранить на предприятиях квалификационную рабочую силу за счет снижения эффективности производства.

Существенно изменилось при  переходе к рыночной экономике и  правовое регулирование. Прежде всего, это касается методов непосредственно  планово-регулирующей деятельности государства  в данной сфере. Использовавшиеся ранее  методы директивного планирования заменены методами программно-целевого планирования. Однако переход от административно-командных к преимущественно экономическим методам не означает полного отказа государства от непосредственного управления сферой занятости.

  Система государственного регулирования рынка труда населения включает взаимосвязанные подсистемы законодательного и оперативного регулирования.

  Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей правовой основы характера отношений работника и работодателя. Основными законодательными и нормативно-методическими документами по регулированию рынка труда являются: Закон «О занятости населения Республики Беларусь», Положение о порядке образования и использования Государственного фонда содействия занятости населения, Положение о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи, Положение об организации профессионального обучения безработных, Положение о порядке организации и условиях проведения общественных работ, Положение о порядке и условиях оказания финансовой помощи предприятиям и организациям для создания новых рабочих мест, положение о равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и перераспределение других социально-трудовых гарантий и др.

  Перспективная подсистема государственного регулирования рынка труда устанавливает тенденции и пропорции его формирования, масштабы регуляторов и соответствующий механизм их реализации. Она предполагает разработку Государственных программ содействия занятости населения на предстоящий год, программу подготовки и переподготовки кадров, прогноз баланса трудовых ресурсов, разработку Государственной программы поддержки малого предпринимательства.

  Оперативное регулирование осуществляет корректировку процессов формирования занятости и рынка труда и направлено на решение таких проблем, как трудоустройство и социальная поддержка незанятого населения, оказание помощи в профподготовке и переподготовке, общественных работ и др.

  Регулирование рынка труда в Республике Беларусь ставит перед собой ряд конкретных мероприятий и ищет пути их решения.

  При регулировании рынка труда республики важно учитывать такую его особенность, как низкий уровень реальной безработицы при значительных размерах скрытой. Эффективное экономическое развитие требует переведения скрытой безработицы в открытую. В республике в условиях ограниченности государственного бюджета, необходимых финансовых средств для обеспечения социальной защиты безработных правительство в своей деятельности должно придерживаться политики постепенного высвобождения излишней рабочей силы, давая возможность людям при поддержке государственной службы занятости через систему подготовки и переподготовки кадров овладеть новыми профессиями.

Также важным направлением государственной политики регулирования  рынка труда является содействие развитию предпринимательства. В этих целях предусматриваются такие  меры как: совершенствование организационных  условий для содействия развитию малого и среднего бизнеса; развитие финансово-кредитного механизма содействии занятости граждан в сфере  малого предпринимательства, стимулирование само занятости, содействие развитию народных промыслов и услуг и т.д.

Государственное регулирование  занятости населения включает разработку специальных программ и мер, поощряющих предприятия в приеме людей без  профессионального опыта работы, а также с пониженной работоспособностью в целях вовлечения их в общественно  полезную деятельность.

   Особое внимание уделяется молодежи, особенно выпускникам школ, не поступившим в учебные заведения, поскольку они не располагают профессией и трудовыми навыками и перспективы их трудоустройство крайне низки. Для них следует создавать рабочие места с последующей учебой на производстве, субсидируемые службой занятости.

Информация о работе Рынок труда .Особеннсти его формирования в Белоруссии