Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Сфера труда — одна из важнейших и многоплановых областей экономической и социальной жизни общества. К ней относятся и рынок рабочей силы вообще, и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда реализуется главный фактор производства — ресурсы труда (рабочая сила). Там складывается цена ресурсов труда, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. На нем осуществляется взаимодействие спроса на труд и его предложения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….….4
1 Экономическая природа рынка труда……………………………...………….5
1.1 Понятие, сущность и элементы………………………………………………5
1.2 Спрос и предложение на рынке труда. Равновесие спроса и предложения…………………………………………………………………….....7
2 Рынок труда в развитых странах……………………………………………...10
3 Рынок труда в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы развития………………………………………………………………………..…20
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников…….………………………………..……29

Работа содержит 1 файл

Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

Вынужденная неполная занятость, с одной стороны, является способом поддержания занятости и гарантии получения определенного уровня заработка, а с другой - негативным процессом, поскольку сопровождается постепенной Дисквалификацией работников, Потерей их профессиональных навыков, формированием контингента потенциальных безработных. Отметим, что более половины (81,3 тыс. чел.) из общего числа работников были отправлены в административные отпуска без сохранения заработной платы. В целях смягчения ситуации Правительством страны было принято решение о создании временных рабочих мест в рамках общественных работ на территории предприятий с их финансированием за счет средств Фонда социальной защиты населения и предоставлением возможности участия в них работников, находящихся в вынужденных отпусках.

Реализация комплекса  мероприятий по поддержанию занятости  населения позволила минимизировать негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на основные индикаторы рынка труда. Численность регистрируемых безработных увеличилась с 40,6 тыс. чел. на конец января 2009г. до 44,6 тыс. в августе, а затем наметилась тенденция к ее снижению - до 40,3 тыс. чел. на конец декабря. Официально регистрируемая безработица стабильно удерживалась на уровне 0,9% от экономически активного населения при прогнозируемом целевом параметре 1,1-1,2% на конец 2009 г.

Увольнения работников отчасти компенсировались созданием новых рабочих мест и заполнением имевшихся на предприятиях и в службе занятости вакансий. Так, число свободных рабочих мест, заявленных организациями в службу занятости, уменьшилось с 50,7 тыс. на начало года до 34,5 тыс. на конец декабря 2009 г. При этом конъюнктура рынка труда в условиях кризиса заметно ухудшилась: если на конец декабря 2008 г. число вакансий в 1,4 раза превышало численность безработных, то на конец декабря 2009 г. коэффициент напряженности на рынке труда достиг 1,2 безработного на одно свободное рабочее место (рисунок 6, приложение В) [2, с. 27].

Вместе с тем органами по труду, занятости и социальной защите в большинстве случаев предлагаются низкооплачиваемые рабочие места. Ситуация на рынке труда осложняется несоответствием профессионально-квалификационной структуры свободных рабочих мест и безработных, низким качественным составом последних, что затрудняет их трудоустройство. Многие вакантные рабочие места в силу их непрестижного характера и малой зарплаты остаются заполненными.

Следствием неравномерного экономического развития и низкой трудовой мобильности рабочей силы стала значительная дифференциация per ионов страны к уровню безработицы. Особенно проблемными с позиций занятости являются малых городских поселений. Уровень безработицы варьирует от 0,5% в г. Минске, 1,1% в Брестской, Витебской, Гомельской и Гродненской областях. В результате коэффициент напряженности на рынке труда колеблется от 0,4 в г. Минске до 1,6 безработного на одно свободное рабочее место в Гомельской области.

Определенная часть  безработных по ряду причин (низкое пособие по безработице, необходимость участия в общественных работах и т.д.) не регистрируется в органах по труду, занятости и социальной защите. Беларусь пока не перешла на методологию МОТ при расчете общей безработицы, но, по оценкам специалистов, численность незарегистрированных безработных более чем в 3 раза превышает официальный показатель. Более 320 тыс. чел. – это занятые в неформальном секторе экономики и нелегальные трудовые мигранты, работающие за пределами страны. Следует отметить, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса массового высвобождения из общественного производства работников, способных дополнить ряды неформального сектора, не произошло. Лишь незначительная часть работников, отправленных в административные отпуска, пополнила ряды вторичной неформальной занятости, оставаясь в штате организации формального сектора.

Рост масштабов неформальной занятости – основной деятельности граждан - в условиях кризиса не отмечается. Для получения более достоверных о численности незарегистрированных безработных и неформально занятых необходимо ввести систему обследований домашних хозяйств по вопросам занятости населения на постоянной основе по методологии МОТ [2, с. 28].

В целях стабилизации ситуации на рынке труда Правительством принят ряд антикризисных мер. С начала текущего года организован еженедельный мониторинг - ситуации на рынке труда. Основными антикризисными мерами по сохранению рабочих мест являются: сокращение свободных рабочих мест и вакантных должностей; уменьшение продолжительности рабочей недели с предоставлением кредитов и займов на выплату заработной платы нанимателям, в наибольшей степени пострадавшим от кризиса; предоставление административных отпусков с частичным сохранением (без сохранения) оплаты труда. Субсидирование потерь заработной платы как мера сохранения рабочего места на данном этапе экономического развития не применялось.

Среди мер, используемых для защиты рабочих мест, наибольшее распространение получили бюджетные ссуды, выделяемые нанимателям при организации и модернизации рабочих мест сроком до трех лет. Одно из главных направлений противодействия безработице - стимулирование развития занятости в сфере малого бизнеса. В 2009 г. осуществлены специальные меры по поддержке предпринимателей, которые касаются упрощенной системы налогообложения и снижения их налоговой нагрузки, предоставления льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и др.

В 2010 г. главными направлениями государственной политики в сфере занятости должны стать:

  • стимулирование создания новых рабочих мест и развитие кадрового потенциала в динамично развивающихся производствах и сфере услуг;
  • содействие развитию малого бизнеса и самозанятости граждан, в том числе поддержка предпринимательской инициативы безработных;
  • расширение масштабов и совершенствование структуры профессиональной подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики;
  • усиление социальной поддержки безработных граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. Основные усилия должны быть направлены не на сохранение занятости, а совершенствование ее структуры путем активизации процесса создания новых рабочих мест в сфере услуг - телекоммуникаций, информационных, коммерческих, маркетинговых, рекламных и др.

Росту занятости в сфере услуг способствовать также развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, расширение малого бизнеса и предпринимательской деятельности я этом секторе экономики.

В целях снижения масштабов вынужденной неполной занятости на производстве и усиления социальной зашиты работников, находящихся под угрозой увольнения, необходимо: [2, с. 29]

  • предоставить предприятиям, перешедшим на режим вынужденной неполной занятости, право на уменьшение суммы выплат в фонд социальной зашиты в течение полугода за работников, находящихся в режиме сокращенной рабочего времени и в административных отпусках;
  • предусмотреть частичное финансирование организации оплачиваемых общественных работ для работников, находящихся в административных отпусках, из средств местных бюджетов;
  • восстановить систему внутрипроизводственного переобучения по вторым (смежным) профессиям работников, находящихся под риском увольнения, на принципах софинансирования затрат на его проведение с привлечением средств нанимателей и фонда социальной защиты населения. При этом сумма средств, выделяемых на переобучение, может составлять до 60% среднемесячной заработной платы работника за каждый месяц обучения. В целях усиления социальной поддержки безработных представляется необходимым повысить размер пособия по безработице до 40-60% бюджета прожиточною минимума в зависимости от категории безработного.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, рынок труда - это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара — рабочей силы; рынок, на котором совершается обмен трудовых услуг на заработную плату. На рынке труда формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу и, следовательно, на трудовые услуги. Конъюнктура рынка труда характеризуется соотношением между свободными рабочими местами и незанятыми и ищущими работу трудовыми ресурсами. Вместе с другими вилами рынка рынок труда образует экономическую систему рыночного механизма Причем рынок труда выступает основой, на которой строится вся рыночная система, ибо без рынка труда практически невозможно оптимальное функционирование и развитие рыночной экономики.

Рынок труда — это  рынок особого рода, имеющий ряд  существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами рынка труда  являются факторы не только макро- и микроэкономики, но и социально-экономические и социально-психологические, не всегда имеющие отношение к заработной плате.

Динамика рынка труда  характеризуется многими особенностями. Характерной чертой рынка труда  является постоянное превышение предложения трудовых услуг над спросом на них. На рынке труда между собственником условий производства и собственником рабочей силы идет торг по конкретному виду труда (труда повара, слесаря, инженера и т. д.), а также но условиям и продолжительности использования работника. На рынке труда происходит конкурентная борьба между работниками за свободные рабочие места, в которой побеждает тот, кто может своим трудом принести больше прибыли собственнику капитала.

Факторами, влияющими  на рост предложения трудовых услуг, являются: а) демографические факторы, предопределяющие численность трудовых ресурсов; б) уровень экономической активности различных демографических и этнических групп трудовых ресурсов; в) иммиграция трудоспособного Населения; г) мобильность в смене рода занятий и др.

Среди используемых различными странами вариантов кризисной политики занятости наиболее распространенным оказался метод регулирования рабочего времени. При этом возможны несколько подходов. Согласно одному из них, предусматриваются коллективные соглашения на межотраслевом уровне и уровне отдельных компаний и предприятий. Так, в Германии в соглашении о рабочем времени оговорена возможность сокращения рабочей недели до 30 часов на западе и 33 часов на востоке с целью предотвратить сокращение рабочих мест. Во Франции применяют (чаше всего в металлургической, химической и строительной отраслях) так называемый «договор о частичной безработице», согласно которому работники, занятые во время кризиса неполный рабочий день, получают частичную компенсацию.

Второй подход - применение различных инструментов для сохранения рабочих мест при помощи государственного субсидирования оплаты труда на ограниченный период времени. Например, в Германии государство компенсирует часть потерь для работающих в режиме сокращенного рабочего дня.

В 2010 г. главными направлениями государственной политики в сфере занятости должны стать:

  • стимулирование создания новых рабочих мест и развитие кадрового потенциала в динамично развивающихся производствах и сфере услуг;
  • содействие развитию малого бизнеса и самозанятости граждан, в том числе поддержка предпринимательской инициативы безработных;
  • расширение масштабов и совершенствование структуры профессиональной подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики;
  • усиление социальной поддержки безработных граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. Основные усилия должны быть направлены не на сохранение занятости, а совершенствование ее структуры путем активизации процесса создания новых рабочих мест в сфере услуг - телекоммуникаций, информационных, коммерческих, маркетинговых, рекламных и др.

В целях снижения масштабов вынужденной неполной занятости на производстве и усиления социальной зашиты работников, находящихся под угрозой увольнения, необходимо:

  • предоставить предприятиям, перешедшим на режим вынужденной неполной занятости, право на уменьшение суммы выплат в фонд социальной зашиты в течение полугода за работников, находящихся в режиме сокращенной рабочего времени и в административных отпусках;
  • предусмотреть частичное финансирование организации оплачиваемых общественных работ для работников, находящихся в административных отпусках, из средств местных бюджетов;
  • восстановить систему внутрипроизводственного переобучения по вторым (смежным) профессиям работников, находящихся под риском увольнения, на принципах софинансирования затрат на его проведение с привлечением средств нанимателей и фонда социальной защиты населения. При этом сумма средств, выделяемых на переобучение, может составлять до 60% среднемесячной заработной платы работника за каждый месяц обучения. В целях усиления социальной поддержки безработных представляется необходимым повысить размер пособия по безработице до 40-60% бюджета прожиточною минимума в зависимости от категории безработного.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Боровик Л.С. Политика рынка труда в Беларуси: состояние и перспективы / Л.С. Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010. - №6. – С. 4-12.
  2. Боровик Л.С., Корж Г.Г. Рынок труда и денежные доходы населения / Л.С. Боровик, Г.Г. Корж // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2010. - №2. – С. 25-29.
  3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: учебник. – 2-е изд. / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
  4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. / С.Н. Ивашковский. - Москва: Дело, 2002. - 472 с.
  5. Киселева Е.А. Макроэкономика: курс лекций / Е.А. Киселева. – Москва: Эксмо, 2007. – 352 с.
  6. Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник. – Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.
  7. Лемешевкий И.М. Микроэкономика: основы микроанализа и белорусская практика. Полный курс: учебное пособие. – Минск: ФУАинформ, 2010. – 672 с.
  8. Липсиц И.В. Экономика: учебник / И.В. Липсиц. – Москва: Омега-Л, 2009. – 656 с.
  9. Мазин А.Л. Экономика труда: учебное пособие / А.Л. Мазин. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 575 с.
  10. Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие / Е.А. Марыганова. – Москва: КНОРУС, 2008. – 304 с.
  11. Нестерова А.А. Рынок труда в странах СНГ и ЕС: сравнительный анализ / А.А. Нестерова // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства труда Республики Беларусь. – 2010. - №6. – С. 34-40.
  12. Рациональная политика компаний и стран может повысить эффективность глобального рынка труда [Электронный ресурс] / Официальный сайт журнала Е-rof. - Москва, 2009г. - Режим доступа: http://www.e-rof.ru/jurnal/rynok_truda_mneniya_ekspertov/global_rinok.htm. - Дата доступа: 21.10.2010.
  13. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва, 2006. – 672 с.
  14. Современные подходы к регулированию рынка труда в странах ЕС [Электронный ресурс] / Официальный сайт журнала Кадровик. - Москва, 2008г. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/sovremennye-podkhody-k-regulirovaniyu-rynka-truda-v-stranakh-es. - Дата доступа: 21.10.2010.
  15. Супян В. США: человеческий потенциал и экономика / В. Супян // Человеческий потенциал. – 2008. - №4. – С. 10-12.
  16. Шахлевич Е. «Звездный час» нанимателя / Е. Шахлевич // Дело. – 2010. - №4. – С. 42-44.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах