Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:28, курсовая работа
Сфера труда — одна из важнейших и многоплановых областей экономической и социальной жизни общества. К ней относятся и рынок рабочей силы вообще, и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда реализуется главный фактор производства — ресурсы труда (рабочая сила). Там складывается цена ресурсов труда, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. На нем осуществляется взаимодействие спроса на труд и его предложения.
Введение………………………………………………………………….…….….4
1 Экономическая природа рынка труда……………………………...………….5
1.1 Понятие, сущность и элементы………………………………………………5
1.2 Спрос и предложение на рынке труда. Равновесие спроса и предложения…………………………………………………………………….....7
2 Рынок труда в развитых странах……………………………………………...10
3 Рынок труда в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы развития………………………………………………………………………..…20
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников…….………………………………..……29
В реальности изменение заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения невозможно, также нельзя серьезно говорить об отсутствии безработицы в обществе, поэтому неоклассики для защиты своей «идеальной» модели ссылаются на несовершенства рынка, которые приводят к несоответствию их теории с действительностью. К таким несовершенствам относят борьбу профсоюзов за повышение ставок заработной платы, которая на самом деле влияет на повышение инфляции, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие полной информации на рынке труда, «добровольную безработицу», о которой будет говориться ниже, и др.
Другой подход к объяснению функционирования рынка труда предлагают сторонники двух основных экономических течений XX в. — кейнсианцы и монетаристы. Кейнсианцы считают, что рынок труда находится в постоянном неравновесии. Дж.М. Кейнс, родоначальник кейнсианской теории, является создателем современной теории занятости. Согласно этой теории, при капитализме не существует механизма, гарантирующего полную занятость. Причины безработицы лежат в отсутствии полного согласия при принятии правительством основных экономических решений, в том числе о сбережениях и инвестициях. КеЙнсианцы подвергают сомнению положение об эластичности цен и заработной платы. Эластичность — это степень реакции одной цены на изменение другой цены. И цены на товары и услуги, и заработная плата устойчивы к понижению вследствие влияния целого ряда факторов, таких как монополии, профсоюзы, законодательное установление минимальной заработной платы [9, с. 36].
Еще один теоретический подход к механизму функционирования рынка труда представлен направлением институционализма (Дж.Б. Кларк, Л. Ульман и др.). Основное внимание в этом течении уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Институционалисты отходят от принципов макроэкономического анализа и пытаются объяснить характер рынка труда особенностями динамики развития отдельных отраслей народного хозяйства и профессиональных демографических групп.
В марксистской теории проблемы рынка труда также занимают весьма важное место. Согласно этой теории наемный работник продает на рынке труда свою рабочую силу, под которой К. Маркс понимал способность к труду. Труд рабочего капиталист присваивает, а в качестве заработной платы возвращает ему только часть присвоенного труда в размере стоимости средств, необходимых рабочему для существования. В этом заключается суть капиталистической эксплуатации. Безработицу, «резервную армию труда», Маркс рассматривал как неизбежный атрибут, а также необходимое условие капиталистического производства.
Таким образом, в неоклассической концепции рынка труда в условиях совершенной конкуренции спрос на труд и предложение труда определяются одной и той же переменной – ставкой реальной заработной платы, где спрос на труд – убывающая функция, а предложение труда – возрастающая функция от реальной заработной платы.
В кейнсианской концепции рынка труда объем спроса на труд зависит от величины эффективного спроса на рынке благ, а предложение труда – от ставки заработной платы. В отличие от неоклассический концепции рынка труда в кейнсианской концепции равновесие на рынке труда достигается при наличии безработицы.
2 Рынок труда в развитых странах
В современном мире важнейшими факторами, оказывающими исключительное влияние на сферу рынка труда и занятости, являются глобализация экономики и беспрецедентный по темпам развития в масштабах истории человечества технический прогресс. Однако наряду с безусловно позитивными результатами влияния этих факторов наблюдаются и серьезные негативные социально-экономические последствия: массовая безработица, связанная как со структурными изменениями во многих отраслях производства, так и повышением требований к качеству рабочей силы, рост социальной незащищенности, увеличение имущественного неравенства населения и другие. Еще одним значимым фактором является снижение рождаемости населения в экономически развитых странах, следствием чего стало старение населения. Вместе с тем политические и экономические реформы в развивающихся странах привели к развитию широкомасштабной миграции рабочей силы. Все эти факторы в комплексе сформировали ряд отличительных признаков сферы занятости населения, к числу которых относятся: [14]
1. Формирование глобального
рынка труда,
2. Возникновение новых форм занятости, адекватных современному уровню развития информационных технологий и коммуникаций.
3. Повышение требований
к качеству рабочей силы в
условиях реализации новых
4. Перемещение компаний-производи
Согласно рекомендациям
Международной организации
В разных странах определение экономически активного населения несколько различается, например, по возрасту вступления в активную трудовую жизнь. В США это 15 лет, в большинстве других, например в Швеции, - 16. Есть отличия и по категориям. Так, в Великобритании в состав экономически активного населения не входят учащиеся, работающие неполное рабочее время или занятые поиском работы. Они учитываются отдельно. В США в состав экономически активного населения включены неоплачиваемые члены семьи, но при условии, что в неделю обследования они проработали не менее 15 часов.
В странах ЕС-27 уровень экономически активной занятости существенно разнится по странам. Так, в 2008г. он составлял от 55,2% на Мальте до 78,1% в Дани, в Швейцарии – 79,5; Испании – 85,1%.
Доля занятых в
Экономическая занятость женщин ЕС-27 достигла в 2008 г. 59,1%, мужчин - 72,8%. Среди стран ЕС-27 экономическая занятость женщин варьируется от 37,4% на Мальте до 74,3% в Дании, а среди мужчин - от 63,0% в Венгрии до 83,2% в Нидерландах.
Согласно данным Европейского статистического агентства, по состоянию на июнь 2009 г. в 27 странах Евросоюза безработными были пригнаны 9,4% экономически активного населения.
Самый низкий уровень безработицы зафиксирован в Голландии (3,3%) и Австрии (4,4%); максимальные показатели - в Испании (18,1), Латвии (17,2) и Эстонии (17%); почти треть всех безработных еврозоны находится в Испании.
Среди используемых различными странами вариантов кризисной политики занятости наиболее распространенным оказался метод регулирования рабочего времени. При этом возможны несколько подходов. Согласно одному из них, предусматриваются коллективные соглашения на межотраслевом уровне и уровне отдельных компаний и предприятий. Так, в Германии в соглашении о рабочем времени оговорена возможность сокращения рабочей недели до 30 часов на западе и 33 часов на востоке с целью предотвратить сокращение рабочих мест. Во Франции применяют (чаше всего в металлургической, химической и строительной отраслях) так называемый «договор о частичной безработице», согласно которому работники, занятые во время кризиса неполный рабочий день, получают частичную компенсацию [11, с. 40].
Второй подход - применение различных инструментов для сохранения рабочих мест при помощи государственного субсидирования оплаты труда на ограниченный период времени. Например, в Германии государство компенсирует часть потерь для работающих в режиме сокращенного рабочего дня.
Важная тенденция, заметно меняющая облик рабочей силы в США, - рост экономической активности женщин, достигшей к началу XXI в. 60% (для сравнения: в середине 60-х годов - 40%, в 1940 г. - 28%). В 2006 г. женщины составляли почти половину рабочей силы страны (около 71 млн.) [15, с. 10].
Среди основных причин повышения
трудовой активности американок - существенно
возросшие возможности
Вместе с тем средний заработок женщин, занятых полный рабочий день, все еще составляет лишь 73% от средней зарплаты мужчин, хотя этот разрыв и сокращается (в 1940 г. средняя зарплата женщин составляла 60% мужской). Отчасти эта диспропорция связана со все еще высокой концентрацией женщин в низкодоходных производствах и, как признают американские специалисты, с сохраняющейся дискриминацией при найме на работу и на рабочем месте. Мало пока женщин и в предпринимательской элите страны. Как показало недавнее обследование 4200 компаний, лишь 2,5% женщин относится к высшему управленческому персоналу: в 1999 г. только четыре из 500 крупнейших американских компаний возглавляли женщины.
Состав рабочей силы,
как и всего населения
По оценкам, это соотношение существенно изменится к 2050 г. Доля белых снизится до 52,8%, испаноязычных возрастет до 24,5%, афроамериканцев - до 13,6%, американцев азиатского происхождения - до 8,2%. Такого рода сдвиги связаны прежде всего с сокращающейся рождаемостью среди белого населения, а также с масштабами иммиграции в США из стран Латинской Америки и Азии (которая дает основной прирост населения страны). В результате, если в настоящее время представители национальных меньшинств составляют примерно 25% рабочей силы страны, то к середине XXI в. эта цифра возрастет почти до 50%.
Несмотря на общие позитивные характеристики, рынок труда США сталкивается с серьезными проблемами и противоречиями. Хотя уровень безработицы в среднем по стране относительно невысокий, ее масштабы среди отдельных групп рабочей силы весьма заметны. В частности, уровень безработицы среди представителей этнических меньшинств - испаноязычного населения и афроамериканцев - существенно превышал в 2006 г. общенациональный уровень (4,5-8,4% - среди темнокожих, 5% - среди испаноязычных). При этом среди выходцев из Азии уровень безработицы в 2006 г. составил 3,2%. Среди молодежи в возрасте 16-19 лет этот показатель превысил общенациональный уровень более чем в 3 раза (12,7%) [15, с. 11].
Сохраняется и даже увеличивается разрыв в оплате труда среди работников разного уровня квалификации. Хотя реальные доходы населения (после длительного застоя в 70-е и 80-е годы и первой половины 90-х) с 1996 г. начали устойчиво увеличиваться, темпы этого роста заметно разнятся среди различных групп рабочей силы, что усиливает неравенство в доходах. Более того, реальные доходы большинства низкоквалифицированных категорий уменьшается. Если в конце 70-х годов лица с высшим образованием зарабатывали в среднем на 38% больше тех, кто имел только среднее образование, то в конце 90-х годов этот разрыв увеличился до 71%. Средненедельный реальный заработок у неимеющих аттестата средней школы упал с 462 долл. в 1979 г. до 337 долл. в 1999 г. Лица с высшим образованием за этот же период увеличили свои реальные недельные заработки с 758 долл. до 821 долл. С конца 70-х годов разрыв в доходах высоко- и низкооплачиваемых работников в среднем возрос с 3,7 до 4,4 раз.
Другой серьезной проблемой остается неравенство в уровне образования и возможностях его получения среди различных этнических групп. К началу XXI в. наибольший процент закончивших среднюю школу был среди американцев азиатского происхождения - более 90%. Среднюю школу заканчивает примерно одинаковое количество белых и темнокожих американцев - 88% и 86% соответственно. Среди испаноязычного населения процент завершивших среднее образование существенно ниже - 62 %, что в немалой степени связано с большой долей иммигрантов из Латинской Америки, многие из которых не окончили школу [15, с. 12].
Значительно хуже ситуация с получением высшего образования среди представителей этнических меньшинств. Если среди белых в конце 90-х в вузы поступали 70% выпускников школ, то среди афроамериканцев - 60%, среди испаноязычных - лишь 50%. В значительной степени это обусловлено высокой стоимостью высшего образования в США: в начале 2000-х годов высшее образование имели 44% американцев азиатского происхождения, 26,1% белых и только 16,5% афроамериканцев и 10,6% испаноязычных. В 2005 г. 72,8% степеней бакалавра было присвоено белым гражданам США, 10,7% - афроамериканцам, 7% - испаноязычным, 6,2% - азиатам, 0,6% - коренным жителям США, 2,7% - нерезидентам страны.
Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах