Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Сфера труда — одна из важнейших и многоплановых областей экономической и социальной жизни общества. К ней относятся и рынок рабочей силы вообще, и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда реализуется главный фактор производства — ресурсы труда (рабочая сила). Там складывается цена ресурсов труда, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. На нем осуществляется взаимодействие спроса на труд и его предложения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….….4
1 Экономическая природа рынка труда……………………………...………….5
1.1 Понятие, сущность и элементы………………………………………………5
1.2 Спрос и предложение на рынке труда. Равновесие спроса и предложения…………………………………………………………………….....7
2 Рынок труда в развитых странах……………………………………………...10
3 Рынок труда в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы развития………………………………………………………………………..…20
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников…….………………………………..……29

Работа содержит 1 файл

Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

Многие зарубежные страны формируют новые подходы к  регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в  постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики [14].

Европейские страны отличаются большим  разнообразием в подходах к регулированию  сферы занятости и рынка труда. Так, во Франции, Германии и Скандинавских  странах действует достаточно жесткое  трудовое законодательство, строго регулирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах найма, увольнения и условий работы. Активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции - от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении предприятиями, когда в состав совета директоров компании входят представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для принятия или отклонения тех или иных решений. Система социального страхования является весьма развитой и обеспечивает реализацию государственных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы, пенсионеров, инвалидов, матерей и т.д. В этих странах существуют развитые системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работающих граждан.

Страны Северной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия) характеризуются созданием  широкой системы социальной поддержки  для всех граждан, финансируемой за счет общих доходов государства, а не за счет индивидуальных взносов. Цель этой системы состоит в том, чтобы уменьшить неравенство и несправедливость на основе равного доступа к базовым социальным благам. Активная политика государства в области занятости в таких странах, как Швеция и Норвегия, делает основной упор на меры по предупреждению безработицы в сочетании с поддержкой безработных. Политика занятости в этих странах включает в себя четыре основных элемента: [14]

1) ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;

2) политику солидарности в заработной  плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;

3) стимулирование создания новых  рабочих мест, а также центров  по подготовке и переобучению  кадров;

4) селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.

В отличие от стран континентальной  Европы, регулирование рынка труда  в Великобритании осуществляется с  минимальным участием государства и профсоюзов. Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или в трибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т.д. Все трудовые споры рассматриваются в рамках прецедентного права, когда судьи и присяжные заседатели всесторонне исследуют причины и обстоятельства разногласий между работником и работодателем и выносят решения. Эта система формировалась в течение всей истории Великобритании и до сих пор применяется в Ирландии, США, Канаде, Австралии и других. Система социального страхования в этой стране предоставляет широкие возможности для поддержания уровня доходов в период безработицы. Пособия, выдаваемые государством гражданам, предоставляются в рамках государственной программы национального страхования, которая финансируется главным образом за счет обязательных страховых взносов со стороны работодателей и наемных работников. Выплаты по безработице осуществляются в течение одного года за счет страховых взносов потерявшего работу гражданина и активно ищущего новое занятие. По истечении года безработный может получать социальные выплаты, которые значительно меньше пособия. Помимо государственных программ все более широко применяются различные схемы дополнительного страхования по безработице, предлагаемые финансовыми организациями этой страны. В Великобритании большое значение придается профессиональной подготовке кадров: действуют программы для молодежи, а также программы, совмещающие обучение безработных взрослых и их частичную занятость, при этом работодателям, предоставляющим рабочие места для приобретения опыта работы безработными, выплачиваются субсидии. В отношении граждан, находящихся без работы длительное время, осуществляются программы, стимулирующие их выход на рынок труда (консультирование, обучение, информационная поддержка и т.д.). Примечательно, что Великобритания еще в 1988 г. отказалась от финансирования проектов по созданию новых рабочих мест, направив эти средства на реализацию активных действий на рынке труда.

В современных условиях, когда устойчивость экономики определяется ее способностью воспринимать изменения, адаптироваться к ним, а также предвидеть позитивные и негативные тенденции, способствующие или препятствующие развитию, возникает необходимость выработки новых подходов к регулированию социально-экономических процессов, в том числе в сфере занятости и рынка труда. Объединение экономического пространства послужило толчком к формированию целостной политики занятости для государств, входящих в состав ЕС. В 1997 г. на саммите ЕС в Люксембурге была выдвинута идея Европейской стратегии в области занятости. Целями этой стратегии стали: обеспечение полной занятости, повышение производительности и качества труда, а также содействие единству и сплоченности. В 2000 г. была принята так называемая Лиссабонская стратегия, предусматривающая реформы экономики, рынка труда и социальной политики, направленные на поддержку экономического роста и роста занятости; она ставила задачи повышения уровня занятости населения, в том числе за счет граждан старших возрастов и молодежи, а также сокращения женской безработицы. Однако эти задачи не были решены [14].

В последние годы формирование стратегии занятости в Евросоюзе происходит на основе учета важнейших факторов, оказывающих исключительное влияние на сферу занятости, - это глобализация, старение населения, присоединение новых государств.

Снижение рождаемости в большинстве  европейских стран (Германия, Испания, Италия, Великобритания и другие) при росте продолжительности жизни приводит к старению их населения. С 1960-го по 2000 г. продолжительность жизни в странах ЕС повысилась на восемь лет. В новых странах - членах Евросоюза этот показатель ниже: 65 - 72 года - мужчины (по сравнению с 73 - 78 лет в ЕС-15), 75 - 78 лет - женщины (79 - 83 года). Развитие этих процессов, по мнению экспертов, приведет в скором будущем к изменению структуры и качества трудовых ресурсов этих государств: высокая доля работников в старших возрастах, сокращение доли молодежи, выходящей на рынок труда, снижают трудовую и территориальную мобильность рабочей силы. Вместе с тем с присоединением десяти новых государств-членов в 2004 г. численность населения ЕС увеличилась почти на 20%, однако и в этих странах наблюдаются схожие демографические тенденции. Наблюдается растущая тенденция к усилению влияния этнических, культурных и религиозных различий в структуре рабочей силы, которая будет сохраняться, а возможно, и усиливаться из-за сочетания таких факторов, как старение коренного населения, нехватка рабочей силы в отдельных регионах и секторах, безработица среди некоренного населения, бедность.

В настоящее время можно выделить несколько направлений, определяющих пути решения проблем в области рынка труда в странах ЕС и составляющих главные аспекты современной политики занятости: [14]

- увеличение численности экономически  активного населения за счет  привлечения в сферу занятости  молодежи, женщин, граждан пенсионных  возрастов (изменение законодательства, регулирующего использование труда этих категорий населения, стимулирование гибкой занятости, борьба с гендерной сегрегацией и другие);

- увеличение продолжительности  активной трудовой жизни за  счет стимулирования более раннего выхода молодежи на рынок труда, а также удержания людей старших возрастов в сфере занятости (снижение пенсионного возраста, отказ от досрочного вывода на пенсию, гибкие формы занятости и другие);

- стимулирование безработных к  выходу на рынок труда за  счет изменения системы социального страхования, в том числе страхования по безработице;

- повышение мобильности рабочей  силы внутри Евросоюза за счет  изменения миграционной политики  и ее ориентации на обеспечение  свободы перемещений между странами  ЕС и другие.

Особого внимания заслуживает концепция, составляющая основу современной стратегии  занятости в странах ЕС, определяемая термином "flexicurity", под которым  следует понимать политику, направленную на усиление гибкости рынков труда, гибкости организации работы и трудовых отношений, с одной стороны, и гарантий занятости и доходов - с другой, а также гибкости рабочей силы. При разработке стратегии гибкости была взята за основу датская модель, введение которой в 1993 г. привело к снижению уровня безработицы в этой стране с 12 до 5%, при этом рост номинальной заработной платы составил от 3 до 5% в год.

Основными мерами гибкой политики занятости  являются:

  • мотивация профессиональной подготовки работников в течение всей жизни для повышения квалификации или обучения вторым профессиям, повышающим шансы их трудоустройства при изменении конъюнктуры рынка труда;
  • поддержка равных возможностей для всех на рынке труда;
  • гибкость условий занятости: организации работы и рабочего времени, механизмов формирования заработной платы, мобильности работников;
  • изменение форм трудовых контрактов с учетом потребностей работодателей и работников;
  • содействие использованию современных информационных технологий для реализации гибких форм занятости;
  • адаптация систем социальной защиты для поддержки трудовой мобильности трудящихся.

Стратегии гибкости требуют  широкой поддержки со стороны  работников, работодателей и других субъектов рынка труда. При этом особое внимание уделяется формированию ответственности самих наемных работников за их трудовую жизнь.

Пути достижения гибкости должны быть сбалансированы с учетом интересов всех групп экономически активного населения - тех, кто конкурентоспособен в настоящий момент, а также граждан, оказавшихся наименее востребованными на рынке труда. Поэтому в странах, реализующих переход к стратегии гибкой занятости, таких, как Франция и Германия, предоставляющих традиционно высокий уровень гарантий в социально-трудовой сфере, реформы, проводимые правительствами, сопровождаются массовыми акциями протеста населения. Примерами таких выступлений являются выступления французских студентов против принятия закона, отменяющего запреты на увольнения молодых специалистов, а также массовые забастовки работников железнодорожного транспорта, вызванные изменениями пенсионной системы, отменяющими множество льгот, а также увеличивающими пенсионный возраст. В Германии работники той же отрасли требовали увеличения минимальной оплаты труда, государственные служащие - отмены решения об увеличении продолжительности рабочего времени с 38,5 до 40 часов, а работники международной торговой корпорации Wal-Mart выступили с требованиями к руководству компании о повышении заработной платы до уровня, определенного в коллективном договоре, обеспечении безопасных условий труда, а также предоставлении медицинской страховки каждому работнику, то есть следовать условиям отраслевых соглашений, действующих в Германии.

Таким образом, в большинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда, а также системы профессиональной подготовки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда. Вместе с тем масштабы и направления государственного регулирования сферы занятости весьма различны: регулирование всех аспектов рынка труда и самое широкое участие профсоюзов в деятельности предприятий (Франция, Германия) или либеральные законы, определяющие лишь общие правила и процедуры регулирования трудовых отношений, свобода найма и увольнения для работодателей и активное содействие со стороны государства при профессиональной подготовке и адаптации безработных к рынку труда (Великобритания). Однако проведение активной политики занятости в традиционном виде зачастую не приводит к нужным результатам, вызывая сопротивление как со стороны работодателей, стремящихся ограничить использование наемного труда, так и безработных, испытывающих трудности при трудоустройстве [14].

Необходимость изменения политики занятости обусловлена тем, что глобализация и технологический прогресс все более активно влияют на изменение потребностей предприятий к рабочей силе. Компании вынуждены оперативно принимать меры по адаптации и развитию не только производственной деятельности, но и своих работников. В то же время работники осознают, что изменения в деятельности организации - неизбежный процесс. Иметь работу сегодня не означает абсолютной защищенности и уверенности в будущем. Поэтому для того, чтобы планировать свою жизнь и карьеру, работникам нужны новые формы поддержки их трудовых возможностей, которые помогут им оставаться в сфере занятости. Эта поддержка должна выходить за рамки конкретной работы и обеспечить уверенный переход на новое рабочее место, который возможен только в том случае, если работник будет обладать конкурентоспособной рабочей силой - знаниями, навыками и умениями, востребованными на рынке труда независимо от структурных и технологических сдвигов в спросе на наемный труд.

Государственные и общественные деятели, представители деловых кругов высказывают диаметрально противоположные мнения относительно офшоринга—передачи определенных видов работ из одних стран в другие. Кто–то даже считает, что почти вся сервисная деятельность (то есть непроизводственные виды работ, не требующие физического присутствия работника) со временем переместится из стран с развитой экономикой в страны с низким уровнем зарплат. Противники этой точки зрения утверждают, что потенциал офшоринга уже иссякает — на это указывает рост уровня зарплат в таких городах, как Бангалор или Прага [12].

Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах