Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 10:12, курсовая работа
Целью курсовой работы «Рынок труда и человеческий капитал фирмы» является широкое и всестороннее изучение данной проблемы.
Здесь мы можем выделить и основные задачи, поставленные в курсовой работе. Они состоят в рассмотрении и изучении понятий, механизмов функционирования, видов, функций и особых характеристик рынка трудовых ресурсов и человеческого капитала. Для того, чтобы в полной мере изучить данную тему перед нами стояли вопросы об анализе национального рынка труда ,о его особых характеристиках. Мы должны были изучить детальную государственную политику поэтому вопросу и выяснить значение человеческого капитала для обычных наёмных рабочих и российских предпринимателей.
Введение
Глава І Рынок труда и человеческий капитал фирмы: понятие, теории, специфические особенности, функции и виды………………………………...5-20
1.1. Сущность, структура, механизм функционирования, мобильность рынка труда. Классификация и теории рынка трудовых ресурсов…………………...5-15
1.2. История развития теории человеческого капитала. Понятие термина.
Виды, рынок и значение человеческого капитала………………………..…..16-20
Глава ІІ Анализ особенностей и развития национального рынка труда. Значение человеческого капитала для российских граждан и предпринимателей…..21-30
2.1. Развитие рынка труда в России. Основные черты национального рынка. Статистика занятости, безработицы населения России…………………….21-26
2.2. История развития и значение человеческого капитала для российских предпринимателей и наёмных рабочих………………………………………27-30
Глава ІІІ Государственное регулирование рынка трудовых ресурсов…..31-34
3.1. Государственная политика в отношении рынка труда. Его прогнозируемое развитие………………………………………………………………………..31-34
Заключение
Список использованной литературы
В этом году на российском рынке труда продолжилась тенденция значительного роста спроса на персонал. Эта ситуация хорошо прослеживается и на Калининградском рынке труда[Приложение 5]. Такой «бум», по мнению экспертов, продолжится еще четыре-пять лет. Особенно хорошо обстоят дела в Москве и Санкт-Петербурге. Эксперты в один голос утверждают, что пока экономика растет, рынок труда также будет «раздуваться». Более того, по прогнозам кадровиков, через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов.
По оценкам разных специалистов, Рынок труда в России в этом году вырос на 20-40%. «Бум на рынке труда продолжился и в этом году, особенно это касается Москвы и Санкт-Петербурга, — говорит RBC daily региональный директор по Центральной России Kelly Services CIS Татьяна Мойса, — также мы отметили, что очень высок был спрос в регионах на «топовые» должности, причем компании предпочитают не растить таких специалистов у себя, а импортировать из столицы». По данным рекрутинговой компании АНКОР, в первом полугодии этого года рост запросов на персонал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего составил 44%. Наибольший рост был отмечен в секторе профессиональных услуг (74%), промышленного производства (62%), продажи товаров повышенного спроса (47%) и фармацевтической отрасли (31%). Зато снизилась потребность в ИТ-специалистах на 14% по сравнению с прошлым годом, а наибольший спад наблюдался на рынке страхования — падение на 29%. Интересно, что еще в 2003 г. то же страхование, напротив, показало 50-ти процентный рост, зато спрос на фармацевтов и медиков упал тогда аж на 36%. Словом, рынок развивается волнообразно, отмечают рекрутеры, и дать какие-либо прогнозы и рекомендации студентам вузов крайне затруднительно. Версии самые разнообразные.3 По мнению представителей столичного департамента занятости, через пять-шесть лет будут в цене специалисты сферы услуг, социальные психологи и кадровики. Представители Центра исследования населения Института экономики РАН отмечают тенденцию увеличения спроса на «технарей», причем высокой квалификации.
Что касается прогнозов на ближайшее будущее, то практически все эксперты сходятся в одном: пока экономика страны на подъеме, недостатка в рабочих местах не будет. «До тех пор, пока в стране происходит экономический рост, «бум» на рынке труда продолжится практически во всех отраслях», — уверена Татьяна Мойса. «Структура спроса по типу позиций в следующем году сохранится приблизительно такой же, как и в этом, — добавляет директор департамента маркетинга АНКОР Елена Клековкина. — Практически равное количество запросов придется на технических специалистов и специалистов продаж, в сумме эти категории составят около 55% всего объема запросов, около 15% придется на финансовых специалистов, еще 10% — на маркетологов и пиарщиков и около 20% рынка — это администраторы, специалисты в области логистики, IT и юристы». Однако, несмотря на столь радужную картину, в среднесрочной перспективе российский рынок труда столкнется с серьезными сложностями. Уже сейчас менеджеры по персоналу отмечают тот факт, что работодатели начинают обращать меньшее внимание на наличие у соискателя опыта работы (исключая «топовые» должности) и все больше ориентируются на студентов-старшекурсников и выпускников вузов
Также Москва и Санкт-Петербург особо хорошо отличились по уровню деловой активности. А степень деловой активности является основным критерием для выделения региональной модели рынка труда.
Виды региональных моделей рынка труда:
Наиболее ярким примером первой модели рынка труда являются Москва, и
Санкт-Петербург, которые отличаются высокой степенью деловой активности. Рынок труда в регионах, отличающихся высокой степенью деловой активности, хара еризуется высокой занятостью, низкой безработицей и высокой скоростью выхода из рядов безработных.
Теперь же обратим внимание на современный этап развития рынка труда в России .проанализировав статистику по безработице, уровню деловой активности и числе занятых на данный период времени.
Рисунок 1
УРОВЕНЬ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И УРОВЕНЬ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В ВОЗРАСТЕ 15-72 года
Как мы можем заметить из Рисунка1,что уровень экономической активности стабильно высок: на 2005 и 2006 год он составляет самый высокий процент по сравнению с прошлыми годами -он равен 65%; а уровень занятости населения с каждым годом стремительно растёт.
Конечно на рынке труда всё не может быть однозначно гладко, т.к. рынок есть динамически развивающаяся единица. Всегда будут существовать безработные и недовольные граждане (т.е. те рабочие, которых не устраивает з/п, корпоративная среда, условия труда и т.д.)[Приложения 6,7.8]
Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.
В
настоящее время российский рынок
труда не сбалансирован, о чем
свидетельствуют серьезные
Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы.
Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы с точки зрения динамических потоков на рынке труда – существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения (например, женщины – заняты ведением домашнего хозяйства).
Формирование
рынка труда в России, его прогнозирование,
является неотъемлемой частью становления
рыночного механизма. Основными
направлениями его
На данный момент уровень безработицы в России превышает принятый на западе уровень естественной безработицы на 0,6% и составляет 7,6%, однако, в целом в течение последних 10 лет суммарное число безработных постепенно сокращается
Главный путь решения проблемы безработицы на рынке труда, по моему мнению, – экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике.
В Росси идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят закон о занятости создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата.
2.2. История развития и значение человеческого капитала для российских предпринимателей и наёмных рабочих.
Процесс
системной трансформации в
Как следствие, возник глубокий разрыв между фактическими и желаемыми запасами человеческого капитала на уровне каждого отдельного человека. Не удивительно, что участники рынка труда начали предпринимать активные усилия, направленные на восполнение этого разрыва (т. е. на оптимизацию имевшихся у них запасов человеческого капитала). Можно без преувеличения сказать, что в первой половине 1990-х годов вся страна превратилась в один огромный учебный класс. Естественно, что этот процесс всеобщего переобучения протекал не столько в стенах учебных заведений, сколько по ходу трудовой деятельности и шире - по ходу жизнедеятельности каждого человека. По имеющимся оценкам, в 1990-е годы 40% российских работников сменили профессию. К. Сабирьянова, исследовавшая этот процесс, назвала его "великой реаллокацией человеческого капитала".4
Что способствовало его успешному ходу? Есть один особый элемент человеческого капитала, обозначаемый английским термином "trainability". Речь идет о способности людей использовать полученные ими знания и навыки для дальнейшей учебы, для приобретения новых знаний и навыков. По моим представлениям, советская система подготовки кадров, по меньшей мере, одну вещь делала действительно хорошо. Она прививала если не любовь и охоту, то уж во всяком случае, привычку и готовность к тому, чтобы постоянно учиться, учиться и учиться. Я думаю, эта привычка сослужила хорошую службу в тот критический момент, когда огромная часть "старого" человеческого капитала подверглась резкому обесценению и эту потерю нужно было восполнять.
К каким результатам это привело? Обратимся сначала к общему человеческому капиталу, который производится в рамках формальной системы образования. Известно, что, по крайней мере, к концу советского периода отдача от образования находилась на очень низкой отметке и составляла не более 1-2%. Реально это означало, что с точки зрения пожизненных заработков человек, получивший диплом, скажем, об окончании вуза, практически ничего не выигрывал. Однако в переходный период ситуация резко изменилась. Оценки, которые относятся к середине-концу 1990 годов, показывают уже совершенно другую картину. В эти годы отдача от образования достигла 7-8% - уровня, на котором находится его окупаемость в большинстве других стран мира, как развитых, так и постсоциалистических. О том же говорит и более грубый индикатор, нередко используемый в межстрановых сопоставлениях, - относительная разница в заработках между работниками с высшим и полным средним образованием. В России обладание вузовским дипломом обеспечивает прирост в заработках в среднем на 60-70%. Это практически не отличается от оценок для промышленно развитых стран, где премия на высшее образование обычно варьируется в диапазоне от 50 до 100%.
Человеческий
капитал повышает шансы не только
на получение более высоких
Как видно из [Приложения9,10], в российских условиях высокое образование действительно усиливает конкурентные позиции работников. Прослеживается закономерность, имеющая практически универсальный характер: чем выше образовательный потенциал, тем выше экономическая активность, больше занятость, ниже безработица и меньше доля "отчаявшихся" работников, покинувших рынок труда после длительных безуспешных поисков (эта закономерность нарушается лишь в одном-единственном случае - для работников с незаконченным высшим образованием).
Так, в 2003 году "выигрыш", которые лица с высшим образованием в возрасте от 25 до 49 лет имели по сравнению с лицами со средним образованием, составлял: с точки зрения активизации участия в рабочей силе - около 10 процентных пунктов (94% против 85%), с точки зрения улучшения перспектив занятости - почти 15 процентных пунктов (90% против 76%), с точки зрения сокращения риска безработицы - 6,5 процентного пункта (3,7% против 10,1%) [см. Приложение9]
В
[Приложении10]приведены
Очевидно, что
накопление общего человеческого капитала
обеспечивает огромные преимущества,
многократно усиливая конкурентные позиции
работников на рынке труда.
Однако со специфическим человеческим капиталом ситуация была не столь однозначной. Стандартным показателем, измеряющим объемы накопленного специфического человеческого капитала, является специальный стаж, то есть время, в течение которого человек работает на данном рабочем месте, в данной фирме. В России он составляет сейчас около 7 лет против 10-12 лет в странах Западной Европы или Японии. Это означает, что российская экономика продолжает жить с рабочей силой, которая имеет недостаточные по международным меркам запасы специфического человеческого капитала. Оборотная сторона этого явления - высокая текучесть. Анализ показывает, что по интенсивности оборота рабочей силы Россия оставляет далеко позади все другие переходные экономики.
На ситуацию со специфическим человеческим капиталом можно взглянуть и с другой стороны. Известно, что пик заработков в процессе трудовой карьеры человека обычно приходится на возраст 50-55 лет - именно в этом возрасте отдача от инвестиций в специфический человеческий капитал достигает своего максимума. Однако в России пик заработков достигается где-то между 35 и 40 годами, то есть на 10-15 лет раньше. Отсюда можно сделать вывод, что старшие поколения уже никогда не восполнят утерянный ими специфический капитал и что российской экономике придется еще долгое время жить в условиях его явной недостаточности.
Однако,
исключая этот "провал" со знаниями
и навыками, приобретаемыми непосредственно
на рабочем месте, можно утверждать,
что на российском рынке труда прослеживаются
все основные закономерности, характеризующие
взаимосвязь человеческого капитала с
заработками, экономической активностью,
занятостью и безработицей, которые известны
из опыта других стран. Обладание им безусловно
усиливает конкурентные позиции работников
- стимулирует участие в рабочей силе,
повышает шансы на нахождение работы,
снижает риск безработицы. Все указывает
на то, что российским рынком труда высокое
образование ценится не меньше (в относительных
терминах), чем рынками труда большинства
других стран мира.
Информация о работе Рынок труда и человеческий капитал фирмы