Рынок труда и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы изучение современного рынка труда, выявление причин и последствий безработицы, а так же исследование методов борьбы с ней.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…3
Глава 1. Рынок труда и его структура
1.1. Понятие рынка труда и его структура…..………………..……...4
1.2. Спрос на труд, предложение труда, их равновесие ………..……...….5
1.3. Сегментация рынка труда……………..………………………….7
Глава 2. Причины и формы безработицы
2.1. Сущность безработицы…………………………………………..10
2.2. Формы безработицы, её причины и последствия…………........11
Глава 3. Государственное регулирование занятости
3.1. Основные направления регулирования занятости…………......16
3.2. Особенности безработицы в России и методы борьбы с ней….20
Заключение…………………………………………………………….24
Тесты……………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………28

Работа содержит 1 файл

по эконом теории.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

      Неоклассическое направление исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда.

      Представители неокейнсианского направления считают, что рынок труда может достичь равновесного состояния даже при высоком уровне безработицы, но для этого необходимо государственное вмешательство и макрорегулирование рынка труда. Суть их рекомендаций сводилась к тому, что если основной причиной безработицы является снижение совокупных расходов в экономике, то государство путем стимулирования расширения платежеспособного спроса на рынке благ и услуг может значительно снизить безработицу. Этому должны способствовать поощрение государством инвестиционной активности бизнеса, увеличение госзаказов, снижение ставок подоходного налога, расширение национализированного сектора, рост управляемости экономикой, усиление контроля за расходованием бюджетных средств. Проведение такой политики должно привести к росту производства и занятости. Однако при этом возникает проблема увеличения дефицита госбюджета и роста инфляции.

      Попытка решить данную проблему была предпринята английским экономистом А.Филлипсом в 50-е годы. В своем исследовании "Связь между безработицей и темпами изменения 1861—1957 гг." он показал, что на протяжении изучаемого периода в Англии темпы роста средней денежной заработной платы и уровня безработицы находились в обратной зависимости, т.е. чем выше были темпы роста зарплаты, тем ниже безработица, и наоборот. Поскольку рост заработной платы является одним из важнейших факторов инфляции, то в модифицированном виде кривая Филлипса была представлена как обратная зависимость между ростом цен Р (инфляцией) и уровнем безработицы U. Кривая Филлипса в краткосрочном периоде представлена на рис. 8.

Рис. 8. Кривая Филлипса

      Выведенные Филлипсом закономерности долгое время составляли основу при проведении макроэкономической политики большинства правительств на Западе: для снижения инфляции правительство допускало увеличение уровня безработицы, и, наоборот, рост занятости требовал ослабления контроля над инфляцией. Однако продолжавшийся рост безработицы в 70—80-е годы при одновременном увеличении темпов инфляции показал, что данные методы борьбы с безработицей стали неэффективными. Возникла потребность в разработке нового подхода к проблеме регулирования рынка труда.

      Такой альтернативной концепцией стала теория «естественного» уровня безработицы, предложенная американским экономистом М.Фридменом. Она стала теоретическим обоснованием для проведения практической политики дерегулирования рынка труда.

      В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна только в краткосрочном периоде, когда рост инфляции, вызванный государственной стабилизационной политикой достижения полной занятости, является совершенно неожиданным для наёмных рабочих и предпринимателей. Так как работающее население  недооценивает фактор роста цен, а темпы реальной инфляции оказываются выше ожидаемых, то номинальная заработная плата отстает от роста инфляции. В такой ситуации предприниматели расширяют производство и занятость, поскольку издержки производства растут медленнее цен.

      В краткосрочном периоде, когда хозяйствующим субъектам трудно предвидеть те макроэкономические изменения, которые возникают при проведении правительством мер по регулированию совокупного спроса, обратная связь между инфляцией и безработицей вполне подтверждается. Но в долгосрочном периоде при неоднократном проведении государством подобной политики адаптивные ожидания рыночных субъектов изменяются в сторону наиболее полной и объективной оценки предстоящих изменений в экономике на основе прошлых знаний. В такой ситуации работники, предвидя рост цен вследствие увеличения совокупного спроса, могут заранее предусмотреть при заключении трудовых договоров с администрацией фирм индексацию заработной платы. Предприниматели, в свою очередь, могут изменить свое поведение на рынке труда и скорректировать спрос на труд.

      Поэтому в условиях адаптивных ожиданий, как бы правительство ни стремилось снизить "естественный" уровень безработицы путем активного стимулирования совокупного спроса, это может привести лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Под влиянием рыночного механизма при достижении экономикой долгосрочного равновесия произойдет рост безработицы. В долгосрочном периоде кривая Филлипса является абсолютно неэластичной к изменению цен при достижении полной занятости.

      Неоклассическая и монетаристская концепции делают упор на необходимости «снятия блокировки» механизма восстановления равновесия на рынке труда, которую создает деятельность государства и профсоюзов. Выдвигается задача повышения гибкости рынка труда, усиления действия его конкурентного механизма. Это обеспечивается за счет:

  1. повышения гибкости заработной платы;
  2. разнообразия форм занятости и рабочего времени;
  3. усиления трудовой мобильности путем переподготовки работников, обеспечения их информацией о вакансиях;
  4. ослабления законодательной регламентации трудовых отношений;
  5. снижения предусмотренных законом социальных гарантий в сфере оплаты труда и занятости;
  6. перехода от коллективных договоров как основы регулирования трудовых отношений к индивидуальным трудовым соглашениям.

      В современной практике государственного регулирования, нацеленного на снижение уровня безработицы, предусматривается комплекс мер по:

  1. стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;
  2. содействию найму (развитие информационных служб, служб трудоустройства);
  3. подготовке и переподготовке рабочей силы;
  4. страхованию безработицы и материальной помощи длительно безработным. В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, ориентированные на смягчение ее негативных последствий.

      Следует отметить, что современные концепции регулирования занятости, базирующиеся как на неокейнсианских, так и на неоклассических рекомендациях, в целом сходятся в понимании того, что государственное макроэкономическое регулирование рынка труда целесообразно в краткосрочном периоде, там и тогда, где и когда параметры безработицы существенно превышают естественный уровень, т.е. растет ее циклическая составляющая.

      При приближении экономики к состоянию полной занятости задача государства — содействовать развитию институтов инфраструктуры рынка труда и трудовой мобильности, сокращая тем самым масштабы и длительность фрикционной и структурной безработицы. 

      3. 2 Особенности безработицы в России и методы борьбы с ней

      Период трансформации российской экономики сформировал некоторые особые отношения, характеризующие и современную социально-трудовую сферу, а также обозначил проблемы занятости и безработицы, имеющие известную специфику.

      Современные экономисты, исследующие названные процессы, сходятся во мнении в главных особенностях.

  1. Безработица в России не является циклической, ее вынужденный характер вот уже второе десятилетие остается следствием развития рыночных отношений в стране.
  2. Доля регистрируемой безработицы в общей численности безработных постоянно снижалась до 2003 г., затем, с ростом уровня пособий и активизацией служб по трудоустройству, сократилась с 5,4% средней численности до 4,2%, и наметилась положительная тенденция до 2006 г., когда вновь обозначился негатив неплатежей в регионах страны.
  3. Региональный характер российской безработицы связан с двумя моментами:
  1. высоким естественным приростом населения, где он является национальным (Калмыкия, Тыва, Дагестан, Бурятия и др.), либо с массовым притоком беженцев;
  1. наличием и преобладанием неконкурентоспособных отраслей (допустим, легкой — Иваново, Кострома, Владимир, Тверь).

      4. Неблагоприятная демографическая ситуация, постарение 
населения, абсолютное сокращение численности населения 
(трудоспособное население в 2007 и 2008 гг. соответственно со- 
ставило 89,6 млн и 89,1 млн человек). «Стареют» и профессии, 
а разрушенная система профессионально-технического образования, подготовки и переподготовки персонала не может противостоять острому дефициту «синих воротничков» и массе вакансий на отечественных промышленных предприятиях.

  1. Слабая мобильность российской рабочей силы. Масштабы страны порождают и дефицит, и избыток работников; процессы эти усугубляются практически полным отсутствием доступного рынка жилья. Существует значительное количество поселений с градообразующими предприятиями, где проживает сейчас порядка 25 млн человек.
  2. На показатель безработицы в России существенно влияет, завышая его, теневая занятость (иначе ее называют неформальным сектором экономики). Общие масштабы занятости составляют 10—12 млн человек, а по некоторым данным этот показатель вдвое больше — 18—22 млн человек.

      Проявления и последствия российской безработицы крайне тревожны, поскольку возрастает уровень бедности, становящийся одним из главных препятствий на пути к долговременному экономическому росту.

      Выход из сложившегося положения современные экономисты в области социально-трудовых отношений прослеживают через взаимодействие государства с имеющимися у него экономическими и правовыми возможностями со структурами отечественного бизнеса. Обозначены и главные направления:

  • стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики;
  • создание общественных работ для безработных;
  • разработка и реализация целевых государственных программ трудоустройства и развитие малого бизнеса;
  • социальная поддержка безработных;
  • регулирование международной миграции труда (особенно в рамках стран СНГ).

      Плодотворной является точка зрения, согласно которой частная инициатива и государственная активность не взаимозаменяемы, а взаимодополняемы.

      Итак, государству следует более активно и широко использовать комплекс косвенных мер для стимулирования занятости посредством увеличения совокупного спроса методами фискальной и кредитно-денежной политики. Большее внимание нужно уделять такой эффективной мере, которая всегда давала высокую отдачу, как активное содействие профессиональной подготовке и переподготовке кадров, ориентированной на отдельные сегменты рынка труда и основанной на прогнозе объема и структуры будущего спроса на определенные группы профессий.

      Для части незанятого населения, которое состоит в основном из низкоквалифицированных работников, целесообразно организовать общественные работы. Предполагаемые большие масштабы таких работ способны на некоторое время снять напряженность на российском рынке труда.

      Таким образом, стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом складывающихся тенденций развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Любые реформы, проводимые на рынке труда, влекут за собой как положительные, так и отрицательные последствия.

      Чем «жестче» законы Трудового Кодекса (по поводу найма и увольнения работников), тем выше издержки работодателя. Штрафы за нарушение законов сравнительно ниже тех издержек, которые возникают при их соблюдении. Для работодателя выгодно несоблюдение законодательных трудовых норм. Из-за этого всё чаще используются различные виды неформальных трудовых отношений.

Информация о работе Рынок труда и безработица