Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа
Цель: исследовать и проанализировать современный рынок труда в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
1.1 Рынок труда. Занятость и безработица……………………………………...4
1.2 Спрос и предложение на рынке труда……………………………………...12
1.3 Модели рынка труда…………………………………………………………16
2. РЫНОК ТРУДА ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Международное регулирование рынка труда (МОТ)……………………..20
2.2 Рынок труда на примере зарубежных стран……………………………….24
3. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ
3.1 Динамика и современное состояние………………………………………..31
3.2 Государственное регулирование рынка труда……………………………..37
3.3 Деятельность институтов на рынке труда………………………………….41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….....................................................45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47
Федеральная служба по труду и занятости возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения, службы по урегулированию коллективных трудовых споров и государственных инспекций труда (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, межрегиональных инспекций труда).
Федеральная служба по труду и занятости создает территориальные органы по вопросам занятости населения, по урегулированию коллективных трудовых споров и по государственному надзору и контролю над соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда (государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, межрегиональные государственные инспекции труда).
Свою деятельность Федеральная служба по труду и занятости осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Основные задачи Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации: разработка предложений и реализация основных направлений и критериев государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, контролю над соблюдением законодательства о труде и охране труда, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности.
В качестве особой задачи перед Федеральной службой по труду и занятости российской федерации поставлено обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда в России на протяжении последних лет стабильно рос вместе с ростом экономики. Повышались зарплаты специалистов: менеджеров, учителей, врачей, военных. Все уже успели привыкнуть к сложившейся тенденции, что сказалось на потреблении, не малая доля которого пришлась на покупки в кредит - покупались квартиры, машины, бытовая техника и электроника. Растущий рынок труда породил рост благосостояния, к которому россияне быстро успели привыкнуть. Однако финансовый кризис, который неожиданно для большинства граждан пришел в Россию осенью 2008 года, изменил все [12].
Если еще полгода назад спрос на многие специальности на российском рынке труда многократно превышал предложение, и предприятия были вынуждены порой переманивать друг у друга даже не очень опытных и квалифицированных специалистов, то 2009 год расставит все на свои места. Сокращения персонала, которые начались в финансовом и банковском секторе, а также в строительстве, в текущем году продолжатся повсеместно. Кризис изменил структуру рынка труда в России. Профессия строителя или банкира, столь популярная и высокооплачиваемая еще в начале 2008 года, уже не так привлекает вчерашних выпускников ВУЗов и абитуриентов.
Традиционно в периоды кризисов, рынок труда России, в отличие от западных стран, демонстрирует интересную особенность. Так было во время кризиса 1998 года, так, по всей видимости, произойдет и в 2009 году. Вместо повсеместного сокращения персонала, российские компании сокращают заработные платы сотрудников. Таким образом удается сохранить рабочие места и специалистов, а также избежать серьезных потрясений в социальной сфере.
Тем не менее, с ноября 2008 года в России уволено по сокращению штатов 53 000 человек. Реальное число пострадавших от кризиса, конечно, намного больше, ведь более 90% работников уходят “по соглашению сторон”. Тенденция к увеличению числа безработных сохраняется. Сильнее всего пострадали работники финансовой, страховой и строительной отрасли: сокращения уже осуществили 46% компаний. В целом же в декабре 32% российских компаний сократили персонал. Ожидается, что пик кризиса придется на первый квартал 2009 года. Если прогнозы экспертов оправдаются, то сокращения в 2009 году продолжатся еще большими темпами [11].
В заключении как вывод хочу сказать, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает огромное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
На мой взгляд нельзя считать, что ситуация на каком-либо отдельном сегменте рынка труда будет общей для рынка труда в целом, потому что политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.
В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. www.siurgtu.ru/download/
2. www.dveri-all.ru/refer/173_
3. ru.wikipedia.org/wiki/MOT
4. www.chelt.ru/2008/4-08/supyan_
5. http://ww.e-prof.ru
6. www.dw-world.de/dw/article/
7. www.allpravo.ru/diploma/
8. http://gks.ru
9. www.textreferat.com/referat-
10. bibliotekar.ru/biznes-41/91.
11. www.career-st.ru/career_
12. www.economic-crisis.ru/rynki-
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Направления государственной политики на рынке труда
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Приоритетные направления
служб занятости
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Экономический кризис