Рынок руда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать и проанализировать современный рынок труда в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
1.1 Рынок труда. Занятость и безработица……………………………………...4
1.2 Спрос и предложение на рынке труда……………………………………...12
1.3 Модели рынка труда…………………………………………………………16
2. РЫНОК ТРУДА ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Международное регулирование рынка труда (МОТ)……………………..20
2.2 Рынок труда на примере зарубежных стран……………………………….24
3. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ
3.1 Динамика и современное состояние………………………………………..31
3.2 Государственное регулирование рынка труда……………………………..37
3.3 Деятельность институтов на рынке труда………………………………….41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….....................................................45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47

Работа содержит 1 файл

Курсовая (готовая).doc

— 347.50 Кб (Скачать)

      Шведская модель. Характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда — предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется путем проведения:

      -ограничительной фискальной политики, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной конкуренции между фирмами в повышении заработной платы;

      -достижения  равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм, что побуждает малоприбыльные предприятия сокращать численность работающих, сворачивать или перепрофилировать свою деятельность, а высокоприбыльные фирмы — ограничивать уровень оплаты труда ниже своих возможностей;

      -активной политики на рынке труда по поддержке слабоконкурентоспособных работников. Для этого предприниматели получают значительные субсидии;

      -поддержки занятости в секторах экономики, которые имеют низкие результаты деятельности, но обеспечивают решение социальных задач.

     Российская  модель. Цивилизованный рынок труда в России находится в стадии становления. В советский период его развитие сдерживалось, с одной стороны, высокой монополизацией экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, с небольшой ее дифференциацией в зависимости от результатов труда, отсутствием рынка жилья, административными ограничениями на переезд в другие города.

     С другой стороны, работников привязывало  к предприятиям высокая доля услуг, льгот, получаемых за счет социальных фондов предприятий, которые в первую очередь предоставлялись лицам, имевшим большой стаж работы на данном предприятии. В частности, работники крупных предприятий получали жилье, могли устроить своих детей в детский сад, лагерь, получить бесплатные или льготные путевки в дома отдыха, профилактории, санатории и т.д.

     Вместе  с тем политика, государства на планомерное распределение и  перемещение работников, не исключала  стихийной миграции, скажем переезде людей из районов Дальнего Востока и Севера в более обустроенную Европейскую часть бывшего Советского Союза.

     В результате радикальных реформ 90-х  годов в России была разрушена  плановая система движения кадров, государство устранилось от регулирования заработной платы, установив на национальном уровне размер минимальной заработной платы, которая никакого отношения к прожиточному минимуму не имеет. Появилась чрезмерная дифференциация оплаты труда, длительные задержки с выплатой уже заработанной платы, которые ограничивают мобильность рабочей силы, не создан и рынок жилья, за исключением отдельных городов, в первую очередь Москвы.

     Сохраняются и другие дестабилизирующие факторы, сдерживающие завершение формирования общероссийского рынка труда. К  ним относятся:

      -затяжной спад и депрессия производства, вызванные общим кризисом (кризисом экономической и политической систем, структурными деформациями, разрывом хозяйственных и технологических связей и др.) выход из которого наметился только в начале XXI в.;

      - несовершенство законодательной  базы;

      - рост скрытой безработицы; 

      - малоэффективная конверсия оборонного производства;

      - произвольное сокращение воинского  контингента в условиях затягивания военной реформы;

      - неконтролируемая миграция населения  и рабочей силы между странами СНГ;

      - недостаточная взаимосвязь административных  и рыночных методов регулирования занятости;

      - отсутствие информации о вакансиях  за пределами места проживания.

        Каковы перспективы внешнего  и внутреннего рынка труда  в РФ?

        В России еще сохранился большой государственный сектор в экономике, преобладает сеть государственных учебных заведений всех типов, готовящая кадры специалистов и квалифицированных рабочих для всех секторов экономики. Это серьезная база для развития внешнего (общенационального) рынка труда. Разукрупнение предприятий, появление множества мелких фирм также стимулирует формирование внешнего рынка, передача социальных объектов предприятий в собственность муниципальных органов самоуправления укрепляет позиции внешнего рынка. Но наряду с ним формируется внутренний рынок. Возникло и увеличивается число частных учебных заведений, хотя учащихся в них немного, сохраняется еще база для подготовки рабочей силы на предприятиях. Они создают основу для развития внутреннего рынка. Но можно с уверенностью сказать, что доминирующим будет внешний рынок [2]. 
 
 

           2. РЫНОК ТРУДА ЗА РУБЕЖОМ 

          2.1 Международное регулирование  рынка труда (МОТ) 

      Международная организация труда (МОТ) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. В настоящее время участниками МОТ являются 180 государств. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международное бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

      Создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций. Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью ХШ Версальского договора. Необходимость создания МОТ определялась следующими причинами:

        1) политическая:

поводом для создания МОТ послужили революции  в России и ряде других Европейских  стран. В целях разрешения возникающих  в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путем;

      2) социальная:

 тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества; 

      3) экономическая: 

стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран.

      Первый  генеральный директор и один из основных инициаторов создания — французский политический деятель Альбер Тома.

      В 1934 году членами МОТ стали США И СССР. В 1940 году СССР приостановил свое членство в МОТ, возобновил в 1954 году. С этого времени членами МОТ стали Белоруссия и Украина.

        Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе. Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств — трипартизма.

Структура МОТ и ее основополагающие документы.

      Высшим  органом МОТ является Международная  конференция труда, на которой принимаются  все акты МОТ. Делегатами Международной  конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно — Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

        МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

      В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная  конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты.

      Сотрудничество  Российской Федерации  с МОТ.

      Членство  в МОТ — одной из старейших  и ведущих международных организаций  — позволяет России изучать и  применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство — профсоюзы — предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости.

      Взаимодействие  Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления.

        МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда [3].

 

       2.2 Рынок труда на примере зарубежных  стран 

Рынок труда в США

       Сфера труда - важная и многоплановая область экономической жизни США. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и процесс непосредственного использования трудовых ресурсов в общественном производстве. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), то есть в общественном разделении труда, а также мобильность американской рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Именно поэтому проблемы занятости и безработицы, развития человеческих ресурсов и трудовых отношений являются одним из приоритетов социально-экономической политики Соединенных Штатов.

      Можно констатировать, что к началу XXI в. в США сформировалась чрезвычайно  мобильная и хорошо подготовленная рабочая сила, уровень производительности труда которой самый высокий в мире. Численность экономически активного населения в США в 2006 г. составила 152,4 млн. человек, 145,6 млн. трудились. Динамика показателей занятости свидетельствует о весьма высоких темпах ее роста в 90-х годах. За это десятилетие в стране создано более 21 млн. рабочих мест. Самый низкий уровень безработицы за последние 25 лет - 3,9% (5,5 млн. человек) - был отмечен в апреле 2000 г. В 2003 г. в результате циклического спада ее уровень возрос до 6,2%, но к 2007 г. вновь уменьшился до 4,5%.

      Отраслевая  структура американской рабочей  силы характеризуется дальнейшей ее урбанизацией, перераспределением из сферы материального в сферу нематериального производства, расширением занятости в быстро развивающихся наукоемких отраслях.

      Сельскохозяйственная рабочая сила, численность которой к концу 90-х годов приближалась к 3,3 млн. (менее 3% совокупной рабочей силы), в 2006 году составила немногим более 2 млн. человек. Занятость в материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство) в абсолютном выражении снижалась (с 35 млн. в начале 70-х годов до 30 млн. в 2006 г.), исключение - строительство, где численность работающих возросла с 4,8 млн. в 1970 г. до 9,6 млн. человек в 2007 г.; уменьшилась занятость в обрабатывающей промышленности (с 19-20 млн. в 70-80-е годы до 16 млн. человек в 2006 г.).

        Уровень занятости в материальном  производстве в совокупной занятости за последние 30 лет сократился с 33,2% до 21,8%, что объясняется ростом численности работающих в сфере услуг (за период с 1970 г. по 2006 г. - с 47,3 млн. до 114 млн. человек). Ни в одной другой стране мира занятость не распределяется с таким огромным перевесом в пользу сферы услуг. Это свидетельствует прежде всего о высоком уровне производительности труда в экономике, особенно в обрабатывающей промышленности, и о принципиально новой роли сферы услуг в социально-экономическом развитии страны.

      Весьма  заметны сдвиги и в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы. К началу 2006 г. доля ”белых воротничков” достигла почти 60%; доля же лиц, занимающихся преимущественно физическим трудом, к которым относят рабочих всех уровней квалификации и так называемых работников обслуживания, медленно, но неуклонно сокращается.

      Согласно  принятой классификации к работникам умственного труда относят специалистов с высшим образованием, администраторов и управляющих, административно-вспомогательный персонал, торговых работников. По прогнозам, особенно высокие темпы роста занятости в ближайшие годы ожидаются среди программистов, специалистов по программному обеспечению, использованию информационных баз данных, компьютерным технологиям, системных аналитиков, медиков.

Информация о работе Рынок руда в России