Рынок. Экономическая сущностью.Рыночный механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить рынок, определить в чем заключается сущность рынка, структура, условия его формирования, изучить рыночный механизм, преимущества и недостатки рынка, институты рыночной экономики, а так же влияние государства на рыночную экономику.

Содержание

Введение
1.Экономическое содержание рынка
1.1. Сущность рынка и условия его возникновения
1.2. Характерные черты рынка
1.3. Система и структура рынка. Виды рынков
2.Рыночный механизм и его основные элементы
2.1 Рыночный механизм: определение, особенности и элементы
2.2 Спрос, предложение, их взаимодействие и формирование равновесной цены
2.3 Конкуренция и её роль в функционировании рыночной экономики
2.4 Рыночная инфраструктура, её элементы и значения в развитии рынка
3. Рынок и государственное регулирование
3.1. Преимущества и недостатки рыночного механизма
3.2. Роль государства в рыночной экономике
3.3. Основные направления государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

      Смешанный рынок - это рыночные отношения с участием государства, это, прежде всего, защита государством конкуренции. Смешанный рынок создает условия для новой разновидности конкуренции, сочетающей в себе одновременное существование монополий и возможность конкурентной борьбы, соперничества в относительно равных условиях для всех участников рыночной экономики.

2. По характеру производимого продукта:

      Р. товаров и услуг - это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса.

      Р. капиталов - финансовый рынок, через посредничество которого реализуются долгосрочные и среднесрочные кредитные операции.

      Р. труда -  рынок спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

      Р. земли - является рынком природных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг. Природные ресурсы все, что может быть использовано в производстве в натуральном состоянии: плодородные земли, свободные места для строительства, леса, минералы и т.д.

      Р. научно-технических знаний и др.

3. По характеру продаж:

      Оптовый рынок - это рынок лиц или организаций, приобретающих товары либо услуги для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродаж или перераспределения.

      Розничный рынок - это рынок покупателей, приобретающих товары для личного (семейного, домашнего) использования. Он неоднороден: на нем действуют различные по величине доходов, уровню потребления, социальному положению, возрасту, национальности, культурным обычаям и т.п. группы населения.

4. По отраслям:

      Автомобильный рынок - это совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты.

      Сельскохозяйственный рынок –это рынок предназначен для продажи сельскохозяйственной продукции, произведенной фермерами, крестьянскими хозяйствами, предприятиями общественного питания, представляющими ассортимент в соответствии с перечнем, определенным Правительством.

      Машиностроительный рынок и т.д.

5. По правовому положению:

      Легальный рынок - совокупность актов купли–продажи товаров и услуг, создаваемых предпринимателями в различных отраслях народного хозяйства, и не запрещенных юридическими законами или традициями общества данной страны.

      Теневой рынок - совокупность отношений, осуществляющихся в нарушение действующих правовых норм и сводящих вместе покупателей и продавцов товаров и услуг. Нелегальный рынок является базовым институтом теневой и криминальной экономики.

6. По географическому признаку:

      Местный рынок - совокупность отношений продавцов и покупателей конкретного товара или товарной группы, сфера деятельности которых ограничивается преимущественно одним городом, районом или определенной их частью.

      Региональный рынок  - рынок определенного товара или товарной группы, сфера функционирования которого ограничивается преимущественно рамками одного региона (области, края, республики).

      Национальный рынок - рынок сбыта и покупки товаров и услуг, ограниченный территорией определенного государства, где резиденты осуществляют свою экономическую деятельность между собой.

      Мировой рынок - система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда

7.По характеру ассортимента товаров:

      Замкнутый рынок - на котором представлены товары только первого производителя.

      Насыщенный рынок - на котором представлено множество сходных товаров многих производителей.

      Рынок широкого ассортимента - на котором существует ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

      Смешанный рынок - на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

9. По уровню насыщения:

      Равновесный рынок - Конкурентный рынок, на котором предложение и запросы цен временно одинаковы, спрос = предложение.

      Дефицитный рынок - рынок, на котором спрос превышает предложение, спрос > предложение

      Избыточный рынок - предложение превышает спрос, откуда автоматически проистекает свободная конкуренция, снижение цен и прочие положительные моменты для потребителя, спрос < предложение

В рыночной структуре особо выделяют следующие виды рынков:

      Рынки факторов производства (в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых).

      Финансовые рынки (рынки капиталов, кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки).

      Рынки интеллектуального продукта (где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства).

      Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II        РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

2.1 Рыночный механизм: определение, особенности и элементы.

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:

        Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").

        Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).

        Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).

        Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).

        Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).

Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.

Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.

Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам (определение Е.Ф. Борисова).

Цена – денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей.

Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.

Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.

2.2 Спрос, предложение , их взаимодействие и формирование равновесной цены.

Закон спроса. Кривая спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса

Спрос характеризуется шкалой, которая отражает готовность покупателей в данный отрезок времени приобрести товар по каждой из предложенных на рынке цен. При этом значение имеют объем спроса и цена спроса.

Объем спроса – это то количество товара, которое потребители согласны купить. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение. Зависимость объема спроса от цен устанавливается законом спроса.

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценами и количеством товаров, которые будут куплены при каждой данной цене.

Обратная зависимость объясняется следующими основными причинами:

        снижение цен увеличивает число покупателей;

        снижение цен расширяет покупательную способность покупателей;

        насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц товара, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам.

Таким образом, при условии неизменности прочих факторов, повышение цены на товар ведет к соответствующему уменьшению величины спроса, а снижение цены, наоборот, обусловливает возрастание величины спроса.

Закон спроса имеет графическую интерпретацию в виде кривой спроса. Важнейшим свойством кривой спроса является ее нисходящий (убывающий) характер.

Следует различать понятия "изменение величины (объема) спроса" и "изменение спроса". Спрос, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины спроса от значения цены при неизменности прочих факторов. Величина (объем) спроса – это количество единиц определенного товара, которое отдельный покупатель (индивидуальный спрос) или вся совокупность покупателей (рыночный спрос) готовы приобрести за некоторый период.

Таким образом, величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Спрос меняется тогда, когда изменяются все прочие факторы, которые принимались ранее постоянными. На графике изменения величины (объема) спроса выражаются в движении по кривой спроса, т.е. эти изменения происходят в рамках неизменного спроса, так как вид, форма функции не меняются. Соответственно, изменение спроса графически выражается сдвигом самой кривой спроса, ее смещением.

Изменение спроса обусловливается многими факторами, т.е. в данном случае речь идет о тех факторах, которые на графике определяют особый вид, форму кривой спроса. В их числе можно выделить:

Информация о работе Рынок. Экономическая сущностью.Рыночный механизм