Рынок. Экономическая сущностью.Рыночный механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить рынок, определить в чем заключается сущность рынка, структура, условия его формирования, изучить рыночный механизм, преимущества и недостатки рынка, институты рыночной экономики, а так же влияние государства на рыночную экономику.

Содержание

Введение
1.Экономическое содержание рынка
1.1. Сущность рынка и условия его возникновения
1.2. Характерные черты рынка
1.3. Система и структура рынка. Виды рынков
2.Рыночный механизм и его основные элементы
2.1 Рыночный механизм: определение, особенности и элементы
2.2 Спрос, предложение, их взаимодействие и формирование равновесной цены
2.3 Конкуренция и её роль в функционировании рыночной экономики
2.4 Рыночная инфраструктура, её элементы и значения в развитии рынка
3. Рынок и государственное регулирование
3.1. Преимущества и недостатки рыночного механизма
3.2. Роль государства в рыночной экономике
3.3. Основные направления государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Различают свободную и монопольную конкуренцию.

Свободная конкуренция ведется посредством снижения цены, заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения. Она характеризуется очень большим числом независимо действующих фирм, стандартизированным, однородным типом продукта, отсутствием контроля над ценой со стороны других фирм и государства, свободным вступлением в отрасль и выходом из нее. Модель свободной конкуренции является в основном теоретической и на практике встречается довольно редко.

Монопольная конкуренция – характеризуется большим числом фирм, разнообразным типом продукции, существованием небольшого контроля над ценой, сравнительно легкими условиями вступления в отрасль.

В настоящее время наиболее распространенным типом конкуренции является конкуренция качества, отвечающая в наибольшей мере интересам потребителей и обществу в целом. Она предполагает соперничество производителей товаров на основе технического превосходства, параметров качества и надежности товаров и услуг, более эффективных методов реализации, расширения видов предоставляемых сбытовых услуг, применения маркетинга.

Конкуренцию также делят на:

1.      Функциональную - когда конкурируют фирмы, которые выпускают непохожие товары, но эти товары выполняют одну и ту же функцию для потребителя.

2.      Видовую - предприятие выпускает товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся одним или несколькими принципиально важными параметрами.

3.      Предметную - предприятие выпускает по сути идентичную продукцию, отличающуюся только качеством, а может быть даже одинакового качества.

Конкуренция представляет собой регулирующую силу на рынке. Она обеспечивает гибкость экономики в целом, помогает не только сохранять ее эффективность, но и повышать ее. Конкуренция вынуждает экономику адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологий и т.д. С помощью установления соответствующих цен она сообщает об изменениях в потреблении и вызывает соответствующую реакцию производителей: сокращать производство или обновлять и расширять его.

Итак, конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны.

Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:

1. она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2. она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

3. в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1. придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2. ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3. ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

2.4          Рыночная инфраструктура, её элементы и значение в развитии рынка.

Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование.

Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.                                                                                                                                                         

В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:

      Биржи

      Банки

      Страховые компании

      Торговые дома

      Магазины

      Склады

      Аукционы

      Фонды

      Торгово-промышленные палаты

      Службы занятости

      Рекламные агентства и др.

а также  транспортную и информационную систему

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

К основным функциям инфраструктуры рынка относят:

- Облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;

-  Повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

-  Организационное оформление рыночных отношений;

- Облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

         Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

 

 

 

ГЛАВА III        РЫНОК И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

 

3.1          Преимущества и недостатки рыночного механизма.

 

Преимущества рынка.

   Современный рынок это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников.

   Рыночный механизм обеспечивает более быстрое развитие производительных сил общества. Современный рыночный механизм строится на условии конкуренции и поэтому обеспечивает выпуск более качественной продукции с наименьшими затратами.

К преимуществам рынка относят:

      Эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

      Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации — достаточно иметь данные о цене и издержках производства.

      Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям.

      Оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

      Свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

      Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество, снижать издержки и т. д.

В центре рыночного хозяйства стоит потребитель. Без вмешательства извне участники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить, в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь невозможен, так как это противоречит интересам всех участников рыночного процесса. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики.

Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий.

Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Основное достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянное стимулирование эффективности производства. «Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства» [[1]].

 

 

 

 

Недостатки рынка

 

       Рынок имеет как преимущества, так и недостатки. Он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы.

Недостатки рынка представляют собой нарушения в механизме функционирования рыночной экономики, ведущие к неэффективному распределению и использованию экономических ресурсов общества.

Преимущества рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой, но это не означает, что рыночные отношения являются совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. При всей своей огромной позитивной роли он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем.

      Недостатки рынка: Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

      Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

      Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, так называемых экстерналий. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.  По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.  Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто шить в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.

      Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте и обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

    Решение этих проблем в основном берет на себя государство, становясь участником не только политических, но и экономических отношений. Современная экономическая наука по-прежнему считает рыночные отношения главным объектом изучения, но теперь ее внимание смещается от изучения объективных законов рыночной саморегуляции к анализу проблем оптимального регулирования рыночного хозяйства. Основной путь решения проблем рыночной экономики, считают политики,— это жесткий государственный контроль и регулирование всех жизненно важных процессов в экономике страны.

 

3.2          Роль государства в рыночной экономике.

«Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры»[[4]].[[1]

        Государственное регулирование рынка это вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении или решения социальных проблем.

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

      налоги;

      дотации;

      фиксированные цены.

     Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Дотация - это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители. Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достается только ее часть, другая часть поступает в бюджет покупателей.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, так как это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Информация о работе Рынок. Экономическая сущностью.Рыночный механизм