Рыночная экономика: сущность, функции, механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно:
- общественное разделение труда. В истории человечества известно три крупных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли хозяйства; возникновение купечества. В дальнейшем стали дробиться отрасли, постепенно углублялась специализация. Очевидно, что разделение труда предполагает развитие обмена, который постоянно расширялся (сначала – внутри общины, затем – между общинами);
- ограниченность экономических ресурсов.

Содержание

Глава 1. Сущность рыночной экономики
1.1 Определение рынка_______________________________________________5
1.2 Условия функционирования рынка__________________________________7
Глава 2. Функции и механизм рыночной экономики
2.1 Главные и важнейшие функции рынка______________________________13
2.2 Механизм рынка________________________________________________ 14
2.3 Принципы функционирования рынка_______________________________16
Заключение________________________________________________________ 30
Список литературы_________________________________________________ 32

Работа содержит 1 файл

Рыночная экономика (Автосохраненный).docx

— 45.56 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Реферат 
 
 

Рыночная экономика: сущность, функции, механизм.

  Выполнила:

 

План:

Глава 1. Сущность рыночной экономики 
1.1 Определение рынка_______________________________________________5 
1.2 Условия функционирования рынка__________________________________7 
Глава 2. Функции и механизм рыночной экономики 
2.1 Главные и важнейшие функции рынка______________________________13 
2.2 Механизм рынка________________________________________________ 14 
2.3 Принципы функционирования рынка_______________________________16 
Заключение________________________________________________________ 30 
Список литературы_________________________________________________ 32

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Сущность  рыночной экономики. Определение рынка.

     
  Понятие «рынок» и «рыночная экономика» - взаимосвязаны, но не тождественны. Рынок  возникает и развивается вместе с разделением труда в обществе задолго до формирования рыночной экономики. Рыночная экономика – результат  длительного исторического развития рыночных отношений и рынка.

В современной  экономической литературе понятия  «рынок» и «рыночная экономика» употребляются в одном и том  же значении: для характеристики рыночной экономики, одновременно понимаемой и  как рынок.

Рыночная  экономика – сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

      Рынок –  это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

      Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно:

- общественное  разделение труда. В истории  человечества известно три крупных  разделения труда: отделение скотоводства  от земледелия, выделение ремесла  как самостоятельной отрасли  хозяйства; возникновение купечества. В дальнейшем стали дробиться  отрасли, постепенно углублялась  специализация. Очевидно, что разделение  труда предполагает развитие  обмена, который постоянно расширялся (сначала – внутри общины, затем  – между общинами); 

- ограниченность экономических ресурсов.

   Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Взаимодействие  всех субъектов наглядно реализуется  в модели кругооборота ресурсов, продуктов  и доходов.  

Существуют следующие  виды субъектов рынка:

1.                      Домашнее хозяйство.                      

2.                     Фирма.

3.                      Государство.

   Рассмотрим подробнее каждый из субъектов рыночной экономики:

1. Домашнее хозяйство -экономическая единица в составе одного или нескольких человек ,форма деятельности которой носит хозяйственно-потребительское назначение,основано на личной собственности граждан, которая может использоваться в личных целях или в целях получения прибыли. 

2. Фирма- экономическая единица, осуществляющая свою деятельность,самостоятельно принимая экономические решения, главной целью является получение прибыли.

3.  Государство - на потребительском рынке оно представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют политическую и юридическую власть, в целях осуществления общественных потребностей.    Государство является императивным субъектом рынка, его распоряжения обязательны для всех остальных. 

  Государство в условиях рыночной экономики выполняет регулирующее воздействие следующими средствами.

1. Правовое регулирование.  Оно состоит в разработке законов,  обеспечивающих нормы функционирования  рыночных структур предпринимательства,  защиту прав потребителей и  интересов общества, равноправие  рыночных субъектов и т.д.

Исключительное  значение в системе общих регулирующих норм имеют антимонопольное законодательство и дефляционная (направленная против инфляции) политика.

2. Финансовое  регулирование. В качестве финансовых  регуляторов выступают деньги, налоги, инвестиции, дотации, цены на продукцию  предприятий-монополистов.

3. Государственное  предпринимательство. Государство  является субъектом рынка в  крупных научно-технических программах (космос, энергетика, дороги, нацинальная оборона страны и т.п.).

4. Социальное  регулирование. Государство устанавливает  минимальную заработную плату,  создает систему обеспечения  занятости населения, индексирует  фиксированные доходы (пенсии, сбережения), производит выплаты на социальные  нужды. 

   С позиции  характера конкуренции различаются следующие модели рынка:

-рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);

- рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много покупателей);

- рынок монопольной конкуренции (один продавец);

- рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей). 
 

 

    Функции и механизм рыночной экономики 
                   Главные и важнейшие функции рынка

    Сущность  рынка наиболее полно проявляется  в его функциях: 
Первая и одна из главных функций рынка - ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, неосознанный просчёт в экономических решениях. 

    Стимулирование  предпринимательства, экономия применяемых  ресурсов, объём производства и ассортиментная структура выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и  услуг - всё это определяют рыночные цены. Механизм формирования цен - процесс  взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие  цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих  товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и  предложения. Излишек тех или  иных товаров на рынке вынуждает  снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск.

    Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды человеческого труда имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок труда и ставки заработной платы отчётливо демонстрирует  альтернативу, выбор сферы деятельности: индивидуальное предпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в государственном или негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и вид работ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует виды доходов. "Монархом" здесь выступают деньги. Независимо от того, нравиться это кому-либо или вызывает чувство протеста, деньги - наиболее сильная и безальтернативная мотивация человеческого выбора в мире экономики.

    Другой  функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция  является "собирательной", многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют  с борьбой "фурий частного интереса". И это не лишено оснований, если иметь  в виду, что в данной формуле  воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это всё же это не полная характеристика конкуренции. Рынок  и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого  не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом  открытия новых возможностей, которые  без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направление поиска, хотя не дает никаких  гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет  открыть новые и более дешевые  товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе  рынков едва обозначенные контуры новых  потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими  разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены  с их помощью. В конкуренции проигрывает  тот, кто не может "вписаться" в  виражи экономического прогресса.

    Также к важнейшим функциям относятся:

    1.Санирующая функция. С помощью механизма конкуренции, в результате борьбы на рынке выживает сильнейший, исчезают некачественные товары , закрываются убыточные предприятия, что способствует оздоровлению экономики.

      2. Стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

    3. Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, рынок  дает информацию об ассортименте, количестве и качестве товаров и услуг, что влияет на объемы и структуру производства.

    4. Регулирующая функция. Рынок, через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов, заставляет потребителей выбирать товары по соответствующим ценам и доходам.

    5.Интегрирующая функция. Рынок соединяет сферы производства и потребления в общий активный процесс обмена товарами и услугами.

 

    Принципы  функционирования рынка

  1. Свобода выбора видов и форм деятельности.

    Хотя  и рыночная экономика и многопризначное понятие, главный её признак всё же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности.

    Естественная  экономическая свобода, как и  политическая, социальная, духовная, нравственная ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Без системы общественных ограничений  свобода одних станет засильем для  других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость.

    Главный принцип рыночной экономики декларирует  право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья группа, коллектив  предприятия выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической  деятельности и осуществлять эту  деятельность в любой допускаемой  законом форме.

    Под видами экономической деятельности подразумевается производство разнообразных  видов продукции, товаров, оказания услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность. Словом, любые виды действий в сфере производства, распределения и перераспределения, обмена, потребления и использования  общественного продукта, которые  не запрещены законом, как преступные или криминальные. Закон же призван  ограничивать и запрещать только те виды экономической и хозяйственной  деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе  людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Всё остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в её коллективных и государственных формах деятельности.

Информация о работе Рыночная экономика: сущность, функции, механизм