Рынок и его механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка и влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.
Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью рыночного механизма и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………..…………….3
1. Сущность рынка и элементы рыночного механизма
1.1 Сущность рынка и понятие рыночного механизма…………………………………………..……….5
1.2 Закон спроса и закон предложения…………………………………………………………………….…….11
Выводы…………………………………………………………………………………………………………………………..…..…17
2. Взаимосвязь спроса и предложения как фактора развития рынка
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену………………………..….18
2.2 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения……………………………………..……….….…22
Выводы………………………………………………………………………………………………………………………..….….…24
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………....….26
Список использованных источников и литературы……………………………………………………….…..28

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 104.61 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

        Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволять сделать следующие выводы.

1. В рыночной экономике существует  механизм, обеспечивающий согласование  интересов продавцов и покупателей  на рынках:

- фирмы могут расширять и  сужать производство в зависимости  от изменения спроса, иными словами,  они свободны в выборе объема  и структуры выпуска;

- цены гибкие, изменяются под  воздействием спроса и предложения;

- наличие конкуренции, без которой  рыночный механизм спроса и  предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет  какое-то событие, которое нарушит  сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей  и соответствующее изменение  спроса), то:

- фирмы-производители обязательно  среагируют на изменение рыночных  условий (например, увеличение спроса  приведет к росту цены данной  продукции, поскольку спрос покажет  производителям, куда следует направит  свои усилия);

- начнется процесс приспособления  производителей и потребителей  к новым условиям, в результате  сформируются новая рыночная  цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

 Итак, рынок сводит продавцов  и покупателей; равновесная цена  и объем продаж устанавливаются  в точке, где намерения продавцов  и покупателей совпадают. Изменения  в спросе и предложении, вызванные  действием неценовых факторов (изменением  потребительских предпочтений, ростом  денежных доходов, введением дополнительных  налогов и проч.), приводят в  действие рыночные силы, благодаря  которым равновесие на рынке  устанавливается в новой точке.  Таким образом, для каждого  вида товара рыночная цена  зависит от соотношения предложения  его на рынке и спроса на  него.

Рынок находится в состоянии  равновесия, когда цена устанавливается  на уровне, при котором объем спроса равен объему предложения. При ценах  ниже равновесной имеет место  избыточный спрос (или дефицит), означающий превышение объема спроса над объемом  предложения. При ценах выше равновесной  существует избыточное предложение (излишек), означающее превышение объема предложения  над объемом спроса Значение углового коэффициента и положение кривой предложения определяются главным  образом издержками производства, которые  в свою очередь определяются технологией  и стоимостью производственных ресурсов. Технологическое усовершенствование, сокращая издержки производства, будет, как правило, сдвигать кривую предложения вправо, вызывая снижение равновесной цены и рост объема выпуска. То же будет происходить и при снижении стоимости одного из производственных ресурсов.

Обобщая сказанное, подчеркнем, что  описываемое обычно взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит несколько схематичный  характер. Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое  общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразное (противоречивее).

Когда в условиях развитого рыночного  хозяйства возникает ситуация, при  которой спрос несколько опережает  предложение, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Это обычная  реакция, позволяющая подтолкнуть  совокупное предложение, если оно отстало  от изменившихся потребностей спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        Рынок представляет собой сложную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных элементов, которые в своем взаимодействии образуют многогранную систему экономических связей.

Состав рынка входят домашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма могут поочередно или одновременно выступать как  в роли покупателя, так и в роли продавца.

Рыночный механизм призван найти  ответы на три главных вопроса:

 

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

 

Для решения этих вопросов рынок  выполняет ряд функций. Выполняя эти функций, рынок оказывает  громадное влияние на все стороны  общества, включая каждого отдельно взятого человека.

Для нормального функционирования рынка формируется его инфраструктура-система  институтов, призванных содействовать  рыночным отношениям. Инфраструктура рынка - это система учреждений и  организаций, обеспечивающих свободное  движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения  рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют  как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих  организационно-экономические условия  для функционирования рынка, так  и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Рассмотрев законы спроса и предложения  как фундаментальных законов  экономики свободного рынка, подчеркнем, что эти законы не устанавливают  строгие количественные соотношения, а носят качественный характер. Об этом свидетельствует, в частности, нечеткость формулировки «за некоторый  период» применительно как к  спросу, так и к предложению. Оба  закона выражают устойчивые тенденции  ценового поведения производителей и потребителей, продавцов и покупателей, проявляющиеся в определенных условиях при определенных допущениях.

 

Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых  товарах или услугах, желание  приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку  по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.

Спрос зависит не только от цены, но и от неценовых факторов: изменение  вкусов покупателей, числа покупателей, изменение дохода, изменение цен  на товары-субституты и на комплементарные  товары, изменение в ожиданиях  потребителя.

Товары, на которые потребитель  предъявляет спрос, создает и  предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и  образует предложение.

Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости  от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав  их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много  товара. Когда же цена существенно  возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить  предложение товара. Однако на предложение  влияют ещё и неценовые факторы: изменение ресурсных цен, изменение  технологии, изменение налогов и  дотаций, изменение цен на взаимозаменяемые товары, изменение ожиданий, изменение  числа поставщиков.

Совокупный спрос и совокупное предложение относятся к основным показателям, характеризующим состояние  экономики страны. Они определяются соответственно общей суммой индивидуальных спросов и предложений.

Государство воздействует на рынок, во-первых, с помощью налогов, которые оно  устанавливает на продаваемые товары, во-вторых, с помощью установления максимальных или даже фиксированных  цен на некоторые товары и в  первую очередь на предметы первой необходимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

 

  1. Курс экономики. Учебник. Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 1999 - 716 с.
  2. Курс экономической теории. Под общей ред. М.Н. Чепурин 5-е изд. исправ. и перераб. - Киров. 1997 - 273 с.
  3. Общая экономическая теория. Н. Эриашвили изд. ЮНИТИ. М.; 2004 - 288 с.
  4. Основы экономической теории. Под ред. доктора экон. наук, проф. Д.Д. Москвина. - М.: Эдиториал УРСС, 2001- 118 с.
  5. Современная экономика: Лекционный курс. Под ред. доктора экон. наук О. Мамедова. - Ростов н/д: Феникс. 2001. - 544 с.
  6. Экономика: Учебник. Под ред. доктора экон. наук проф. А.С. Булатова 3-е изд., переработано и дополнено. - М.: Юристь 2002 - 896 с.
  7. Экономическая теория Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова СПб: Питер, 2003 - 480 с.
  8. Экономическая теория. С.С. Носова изд. Владос, М.; 2001 - 432 с.
  9. Экономическая теория Н.М. Зубко, А.М. Зубко - 3-е издание, переработано и дополнено - М.: «НТЦ АПН», 2001 - 142 с.
  10. Экономическая теория. Под ред.А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд.-СПБ. Изд. СПбГУЭФ; Питер 2008 - 544 с.
  11. Экономическая теория: Учебник. Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: Экоперспектива, 2002 - 637 с.
  12. Экономическая теория: Учебник для студентов. Под ред. В.Д. Камаева. 7-е изд., перераб. и дополнено - М.: Гуманит, изд. цент Владос, 2002 - 640 с.
  13. Экономика. Учебное пособие для студентов. Под ред. А.Г. Сичкачева. Воронеж, 2004 - 220 с.
  14. Экономическая теория: Учебник для вузов Н.В. Сумцова, Л.Г. Орлова, В.В. Пранович и др. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000 - 387 с.
  15. Экономическая теория. Учебное пособие под ред. доктора экон. наук Ю.А. Тропина.- М.: Элит. 2007 - 392 с.
  16. Экономическая теория. Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко Минск, БГЭУ 2001- 216 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Рынок и его механизмы