Рынок и его механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка и влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.
Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью рыночного механизма и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………..…………….3
1. Сущность рынка и элементы рыночного механизма
1.1 Сущность рынка и понятие рыночного механизма…………………………………………..……….5
1.2 Закон спроса и закон предложения…………………………………………………………………….…….11
Выводы…………………………………………………………………………………………………………………………..…..…17
2. Взаимосвязь спроса и предложения как фактора развития рынка
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену………………………..….18
2.2 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения……………………………………..……….….…22
Выводы………………………………………………………………………………………………………………………..….….…24
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………....….26
Список использованных источников и литературы……………………………………………………….…..28

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 104.61 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………………..…………….3

     1. Сущность рынка и элементы рыночного механизма

     1.1 Сущность рынка и понятие рыночного механизма…………………………………………..……….5

     1.2 Закон спроса и закон предложения…………………………………………………………………….…….11

Выводы…………………………………………………………………………………………………………………………..…..…17

     2. Взаимосвязь спроса и предложения как фактора развития рынка

     2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену………………………..….18

     2.2 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения……………………………………..……….….…22

Выводы………………………………………………………………………………………………………………………..….….…24

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………....….26

Список использованных источников и литературы……………………………………………………….…..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        В условиях рыночной экономики производители и потребители для осуществления своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Как известно, равновесие означает такой  вариант выбора в экономике, который  бы устраивал всех субъектов экономической  деятельности. Оптимальный выбор  в экономике предполагает сбалансированность способа использования ограниченных производственных ресурсов и их распределения  между членами общества, то есть сбалансированность производства и  потребления, ресурсов и их использования, а следовательно, спроса и предложения.

Особенность рыночного механизма  в переходной экономике состоит  в том, что каждый его элемент  теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Показать как взаимодействие спроса и предложения способствует координации  рыночных сил и выступает целью  данной работы.

Категории спроса и предложения  лежат в основе рыночного механизма, и поэтому их изучение имеет первостепенное значение для понимания рыночной экономики.

Цель моей работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка и влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.

Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.

Анализируя данную тему нужно отметить, что вопрос о рыночном механизме  и его функционирование уже давно  интересует многих экономистов, которые  рассматривают принципы, законы и  действие рыночной экономики.

Задачи, стоящие перед  нами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью рыночного механизма и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

Работа состоит из введения, двух разделов и четырех подразделов, первый раздел раскрывает сущность рынка  и рыночного механизма, спрос  и предложение как экономические  категории, а второй - взаимосвязь  этих категорий как фактор развития рынка, заключения, где сформулированы основные теоретические и аналитические  выводы.

Наиболее популярными источниками, послужившими отправной точкой для  моих рассуждений стали: «Экономика». А.С. Булатова [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность рынка и элементы  рыночного механизма

 

 

1.1 Сущность рынка и понятие рыночного  механизма

 

 

        Рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, предприятия, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок как самостоятельное образование  включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Выделяют пять видов рынка.

1) Рынок потребительских товаров  и услуг: 

- рынок продовольственных товаров; 

- рынок непродовольственных товаров; 

- рынок услуг. 

2) Рынок факторов производства:

- рынок рабочей силы;

- рынок средств производства;

- рынок сырья. 

3) Финансовый рынок: 

- фондовый рынок (ценных бумаг);

- денежный рынок (депозитов,  валюты);

4) Рынок недвижимости:

- рынок земли; 

- рынок недвижимости;

5) Информационный рынок: 

- рынок духовно-интеллектуального  продукта.

По пространственному  признаку различают:

  1. локальный или местный рынок;
  2. региональный рынок;
  3. межрегиональный рынок;
  4. национальный рынок;
  5. международный рынок;
  6. мировой рынок.

По механизму функционирования различают:

  1. свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей);
  2. монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция);
  3. регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.

По степени  законности различают:

  1. Легальный (официальный);
  2. Нелегальный (теневой);

По степени  насыщенности выделяют:

  1. равновесный (спрос и предложение примерно совпадают);
  2. дефицитный (спрос превышает предложение);
  3. избыточный (предложение превышает спрос) рынки.

Инфраструктура рынка составляют: ярмарки, биржи, различные банки, консультационные компании, налоговая система. От того как развивается инфраструктура рынка зависит общее функционирование рынка.

Сущность рынка наиболее полно  проявляется в его функциях.

Функции рынка:

  • Регулирующая функция - самая важная ( в рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению);
  • стимулирующую функцию ( посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг);
  • информационная функция (рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка);
  • посредническая функция ( заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя);
  • санирующая функция (он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм);

Важнейшим условием возникновения  рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда  достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного  вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Важной причиной возникновения  рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек  может произвести лишь небольшое  количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности  человека, но и все другие факторы  производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной  сфере исключает возможности  такого же производственного использования  в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством  обмена одного продукта на другой через  рынок.

Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они  могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать.В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

Не менее важным условием возникновения  рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

Кроме того, причина становления  рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного  поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства  неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой  сложную систему элементов.

Элементы рыночного  механизма:

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и  т.д.);

2) объекты (различных видов рынка  товаров);

3) экономические связи между  субъектами, которые могут проявляться  в кооперации или конкуренции; 

4) наличие информации о принимаемых  решениях для установления экономических  связей;

5) механизм ценообразования. 

Рыночный механизм оптимизируется за счет действия конкуренции. Причиной возникновения конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно  выделить конкуренцию между продавцами и конкуренцию между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать  продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют  за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен.

Следует выделить типы конкуренции, основанные на предмете соревнования. Следует  различать ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция возникает за счет различия в ценах у производителей.

Ценовая конкуренция включает маневрирование ценами, систему тайных скидок и уступок по сравнению с объявленными ценами для тех или иных групп покупателей (прежде всего крупных), занижение цен, использование одинаковых цен для товаров разного качества и т.д.

А неценовая конкуренция основана на различии качества предлагаемых товаров и услуг. На практике расчленить их сложно, так как более качественный товар, предполагает более высокую цену.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать  для себя наиболее выгодные условия  производства и сбыта товаров  в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний  цен на производимые ими товары и  усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая  конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает  как важное средство развития производства, и существуют в различных формах.

Экономическое значение конкуренции  огромно. Современные экономисты считают  конкуренцию одной из причин роста  эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.

Рыночный механизм устанавливает  четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого  дохода. Рынок предполагает использование  механизма государственного регулирования  для решения различных проблем.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает  законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное  законодательство; принимает санкции  против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем  создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы  на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

Информация о работе Рынок и его механизмы