Рынок и его механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка и влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.
Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью рыночного механизма и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………..…………….3
1. Сущность рынка и элементы рыночного механизма
1.1 Сущность рынка и понятие рыночного механизма…………………………………………..……….5
1.2 Закон спроса и закон предложения…………………………………………………………………….…….11
Выводы…………………………………………………………………………………………………………………………..…..…17
2. Взаимосвязь спроса и предложения как фактора развития рынка
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену………………………..….18
2.2 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения……………………………………..……….….…22
Выводы………………………………………………………………………………………………………………………..….….…24
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………....….26
Список использованных источников и литературы……………………………………………………….…..28

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 104.61 Кб (Скачать)

Итак, товары, на которые потребитель  предъявляет спрос, создает и  предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и  образует предложение.

Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости  от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав  их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много  товара. Когда же цена существенно  возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить  предложение товара.

 

 

 

Выводы

 

        Можно отметить, что возникновение и становление рынка- это следствие очень длительного исторического развития.

Рыночный механизм - это сложный  и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующую и  само развивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители  также самостоятельно решают, какую  продукцию, когда и сколько производить. И потребитель, и производители  руководствуются лишь собственными интересами. Но, преследуя свои частные  интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего  общества.

Итак, как мы понимаем, важнейшими категориями микроэкономического  анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители  готовы приобрести по низкой цене большее  количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон  предложения в условиях рынка  предусматривает прямую зависимость  между ценой и объемом предлагаемого  к продаже товара: по более высокой  цене производитель готов выпускать  и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Действие закона спроса объясняют  существованием эффекта дохода и  эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит  в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить  этим товаром другие, цены на которые  не изменились.

Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, важнейшими среди которых являются основные средства производства, доступные производителям технологии, цены переменных производственных ресурсов, т.е. все факторы, определяющие издержки продавцов.

 

 

 

 

 

 

2. Взаимосвязь спроса  и предложения как фактор развития  рынка

 

2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса  и предложения на цену

 

        Ценой - это количество денег, за которые продается и покупается экономическое благо.

Система цен в рыночной экономике  играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает сигнал к сокращению. В цене находят отражение все  три подхода к установлению стоимости  товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение.

Цена может отклонятся от стоимости  под воздействием спроса и предложения. Но в основе цены лежит стоимость  товара. Следовательно, цена имеет объективную  основу - стоимость.

Закон стоимости. Выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами товаров. Труд признается в качестве главного фактора пропорций, эквивалентности.

Сущность закона стоимости заключается  в том, что товары производятся и  обмениваются на основе общественно  необходимых затрат труда. Этот закон  действует через механизм цен, прокладывает себе дорогу в постоянном колебании  цены вокруг стоимости.

Значение рыночной цены определяется её основными функциями:

1. Учётная функция. Отражает  в цене общественно необходимые  затраты на производство и  обращение товаров.

2. Стимулирующая функция заключается  в том, что более высокие  цены побуждают производителей  рационально использовать производственные  возможности, внедрять достижения  научно-технического прогресса с  целью получения лучших результатов.

3. Распределительная функция связана  с колебаниями цены под воздействием  рыночных факторов. С помощью  этой функции осуществляется  распределение и перераспределение  национального дохода между отраслями  экономики, регионами, различными  формами собственности группами  населения. В случае, когда требуется  быстрое изменение приоритетов  и пропорций развития экономики  допускается введение государственного  регулирования цен, а в крайних  случаях и прямое установление  цен государственными органами.

4. Функция балансирования спроса  и предложения. Под средством  цен в экономике осуществляется  связь между спросом и предложением  и, следовательно, между производством  и потреблением. В случае отклонения  цены от ее реального рыночного  значения, возникают диспропорции  в производстве и потреблении,  выражающиеся в возникновении  дефицита или избыточного предложения.  Возврат к состоянию равновесия, может быть, достигнуть за счет  изменения цен или объемов  производства.

5. Функция рационального размещения  производства. Роль и значение  этой функции возрастет по  мере развития и укрепления  рыночных отношений в экономике.  Складывающийся уровень цен по  отраслям и сферам экономики  способствует переливу капитала  из одной сферы в другую. При  этом решение об изменении  вида деятельности принимается  предприятием самостоятельно, исходя  из ожидаемых результатов бизнеса.

Рыночная цена устанавливается  под воздействием спроса и предложения. Рыночную цену называют еще ценой  равновесия, поскольку она находится  на том уровне, когда продавец еще  согласен продавать (по более низкой цене продажа будет убыточна), а  покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка будет  убыточна)

Равновесная цена - это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом [11 с. 45]. На рисунке 3 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а так же желание и готовность продавцов его продать совпадают.

 

Рисунок 3. Равновесие на рынке

 

Где Р - равновесная цена

      Q - равновесный объем продаж

      Е - точка равновесия

 

Равновесие означает, что все  покупатели, которые могут или  хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать  по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

 

На рынке действует закон  рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

  • Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
  • Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения  [6 с. 118].

Спрос и предложение, являясь ключевыми  элементами рынка, взаимодействуя, заставляют действовать рыночный механизм.

Рассмотрим ситуацию, когда спрос  на какой-либо товар измениться в  результате неценовых факторов. Предположим, что спрос на некий товар А  повысился, так как этот товар  стал более модным.

Повышение спроса на графике отразится  как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1), что изображено на рисунке 4. В результате установится  новая равновесная цена Р1, которая  выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в  дальнейшем привлечет новых продавцов  к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом  подобных изменений станет новое  равновесие (Р2, Q2). Такие изменения  на рынке происходят постоянно, поэтому  понятие равновесной цены может  быть применено только к данному  конкретному моменту.

 

 Рисунок 4. Спрос, предложение,  цена

 

Время от времени, правительство вмешивается  в работу конкурентного рыночного  механизма, устанавливая максимальные или минимальные уровни цен. В  таких случаях величина предложения становится не равной величине спроса, при введении «потолка» цен возникает избыточное предложение, в то время как при установлении минимальной цены появляется избыточный спрос. Конечным результатом являются диспропорции и неэффективность. В случае если несоответствие между спросом и предложением не будет устранено с помощью неценового распределения или купонного нормирования, то может возникнуть беспорядок и «черный рынок» [8 с. 113].

Цена «пола» - установленная минимальная  цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Цена «потолка», напротив, ограничивает повышение цены [6 с. 119].

Цены «пола» и «потолка» могут  быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении  социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать  свои цены.

Примером цены «пола» может служить  запрет на торговлю товарами по ценам  ниже их себестоимости.

С ценами «потолка», регулируемыми  государством, мы сталкиваемся чаще. К  примеру, в России в качестве цен  потолка можно рассматривать  устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость  топлива и электроэнергии и т.п.

Цены «потолка» занижены по сравнению  с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются  в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Взаимосвязь совокупных спроса  и предложения

 

        Обратим внимание на то, что в условиях реального рынка встречаются не два контрагента - продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей,

Объемы предложения и спроса на рынке товаров и услуг устанавливаются  в соответствии с регулирующей ценой, а цена, в свою очередь, зависит  от объемов спроса и предложения, от соотношения между ними.

В данном случае, мы говорим не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении  одного конкретного товара, а о  совокупных, агрегированных спросе и  предложении в рамках национального  рынка.

А спрос выступает не как спрос  отдельных покупателей или групп  населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального  хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос потребителей, предприятий  и государства, исчисляемый обычно в масштабе года, а с другой стороны, это предложение годового национального  продукта, как правило, соответствующего объему годового производства, рассчитанному  применительно к сложившемуся уровню цен.

Итак, совокупный спрос - общая сумма  спросов на конечную продукцию, или  сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги [11 с. 246].

Совокупное предложение - сумма  стоимостей всех предъявленных к  продаже конечных товаров и услуг [11 с. 247].

Получается, что совокупный спрос - спрос на потребительские и инвестиционные товары (услуги), а совокупное предложение  соответствует, или, другими словами, равно, валовому внутреннему продукту (ВВП).

Зависимость между совокупным спросом  и уровнем цен - обратная, т.е. такая  же как между спросом на отдельный  товар и его ценой. Зависимость  между совокупным предложением и  уровнем цен - прямая: с ростом цен  растет и предложение. Подобная же зависимость  существует между предложением отдельного товара и ценой на этот товар.

Однако при рассмотрении агрегированных показателей, мы наблюдаем следующее  различие. Дело в том, что совокупный спрос совокупное предложение - это  не просто механическая сумма индивидуальных величин (спроса и предложения), а  качественно новая категория.

Обратимся к совокупному спросу. Вполне очевидно, что он растет вместе с ростом доходов, но растет не строго пропорционально росту доходов, поскольку с увеличением доходов  они не все направляются на потребление, а частично откладываются на увеличение сбережений. Если продолжить наше рассуждение, то мы придем к выводу, что предложение  на определенном этапе начинает обгонять спрос. Часть предложения товаров и услуг, растущего вместе с ростом национального продукта, оказывается излишней по отношению к изменившемуся объему и структуре спроса. В этом случае производители не могут полностью реализовать производимую продукцию; увеличиваются запасы непроданных товаров. Предприниматели несут убытки. Они вынуждены либо снижать цены (этому нередко препятствуют высокие производственные издержки), либо сокращать производство.

Может возникнуть и другая ситуация, кстати, достаточно характерная на протяжении длительного времени  для нашей страны. Ее отличало иное соотношение динамики агрегированных величин: не предложение опережало  спрос, а, напротив, совокупный спрос  обгонял совокупное предложение. В  этом случае взаимоотношения спроса и предложения в обществе основываются на модели централизованного регулирования, роль цены сведена до минимума. Отсутствует  механизм обратной связи, механизм саморегулирования, который должен был бы своевременно подтягивать производство по объему и структуре к изменяющемуся  спросу. Отсюда постоянное нарушение  сбалансированности, растущий дефицит  потребительских товаров, нехватка инвестиционных ресурсов.

 

Информация о работе Рынок и его механизмы