Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:38, курсовая работа
Цель моей работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка и влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.
Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью рыночного механизма и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………..…………….3
1. Сущность рынка и элементы рыночного механизма
1.1 Сущность рынка и понятие рыночного механизма…………………………………………..……….5
1.2 Закон спроса и закон предложения…………………………………………………………………….…….11
Выводы…………………………………………………………………………………………………………………………..…..…17
2. Взаимосвязь спроса и предложения как фактора развития рынка
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену………………………..….18
2.2 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения……………………………………..……….….…22
Выводы………………………………………………………………………………………………………………………..….….…24
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………....….26
Список использованных источников и литературы……………………………………………………….…..28
Итак, товары, на которые потребитель предъявляет спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.
Объем предложения каждого
Выводы
Можно отметить, что возникновение и становление рынка- это следствие очень длительного исторического развития.
Рыночный механизм - это сложный
и постоянно развивающийся
Итак, как мы понимаем, важнейшими
категориями
Действие закона спроса объясняют
существованием эффекта дохода и
эффекта замещения. Эффект дохода выражается
в том, что при снижении цены товара
потребитель чувствует себя богаче
и хочет приобрести большее количество
товара. Эффект замещения состоит
в том, что при снижении цены товара
потребитель стремится
Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, важнейшими среди которых являются основные средства производства, доступные производителям технологии, цены переменных производственных ресурсов, т.е. все факторы, определяющие издержки продавцов.
2. Взаимосвязь спроса
и предложения как фактор
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену
Ценой - это количество денег, за которые продается и покупается экономическое благо.
Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение.
Цена может отклонятся от стоимости под воздействием спроса и предложения. Но в основе цены лежит стоимость товара. Следовательно, цена имеет объективную основу - стоимость.
Закон стоимости. Выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами товаров. Труд признается в качестве главного фактора пропорций, эквивалентности.
Сущность закона стоимости заключается в том, что товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда. Этот закон действует через механизм цен, прокладывает себе дорогу в постоянном колебании цены вокруг стоимости.
Значение рыночной цены определяется её основными функциями:
1. Учётная функция. Отражает
в цене общественно
2. Стимулирующая функция
3. Распределительная функция
4. Функция балансирования спроса
и предложения. Под средством
цен в экономике
5. Функция рационального
Рыночная цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продавать (по более низкой цене продажа будет убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка будет убыточна)
Равновесная цена - это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом [11 с. 45]. На рисунке 3 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а так же желание и готовность продавцов его продать совпадают.
Рисунок 3. Равновесие на рынке
Где Р - равновесная цена
Q - равновесный объем продаж
Е - точка равновесия
Равновесие означает, что все покупатели, которые могут или хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.
На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:
Спрос и предложение, являясь ключевыми элементами рынка, взаимодействуя, заставляют действовать рыночный механизм.
Рассмотрим ситуацию, когда спрос на какой-либо товар измениться в результате неценовых факторов. Предположим, что спрос на некий товар А повысился, так как этот товар стал более модным.
Повышение спроса на графике отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1), что изображено на рисунке 4. В результате установится новая равновесная цена Р1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применено только к данному конкретному моменту.
Рисунок 4. Спрос, предложение, цена
Время от времени, правительство вмешивается в работу конкурентного рыночного механизма, устанавливая максимальные или минимальные уровни цен. В таких случаях величина предложения становится не равной величине спроса, при введении «потолка» цен возникает избыточное предложение, в то время как при установлении минимальной цены появляется избыточный спрос. Конечным результатом являются диспропорции и неэффективность. В случае если несоответствие между спросом и предложением не будет устранено с помощью неценового распределения или купонного нормирования, то может возникнуть беспорядок и «черный рынок» [8 с. 113].
Цена «пола» - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Цена «потолка», напротив, ограничивает повышение цены [6 с. 119].
Цены «пола» и «потолка» могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
Примером цены «пола» может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
С ценами «потолка», регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.
Цены «потолка» занижены по сравнению
с равновесной ценой и
2.2 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения
Обратим внимание на то, что в условиях реального рынка встречаются не два контрагента - продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей,
Объемы предложения и спроса
на рынке товаров и услуг
В данном случае, мы говорим не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка.
А спрос выступает не как спрос
отдельных покупателей или
Итак, совокупный спрос - общая сумма спросов на конечную продукцию, или сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги [11 с. 246].
Совокупное предложение - сумма стоимостей всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг [11 с. 247].
Получается, что совокупный спрос
- спрос на потребительские и
Зависимость между совокупным спросом и уровнем цен - обратная, т.е. такая же как между спросом на отдельный товар и его ценой. Зависимость между совокупным предложением и уровнем цен - прямая: с ростом цен растет и предложение. Подобная же зависимость существует между предложением отдельного товара и ценой на этот товар.
Однако при рассмотрении агрегированных показателей, мы наблюдаем следующее различие. Дело в том, что совокупный спрос совокупное предложение - это не просто механическая сумма индивидуальных величин (спроса и предложения), а качественно новая категория.
Обратимся к совокупному спросу.
Вполне очевидно, что он растет вместе
с ростом доходов, но растет не строго
пропорционально росту доходов,
поскольку с увеличением
Может возникнуть и другая ситуация,
кстати, достаточно характерная на
протяжении длительного времени
для нашей страны. Ее отличало иное
соотношение динамики агрегированных
величин: не предложение опережало
спрос, а, напротив, совокупный спрос
обгонял совокупное предложение. В
этом случае взаимоотношения спроса
и предложения в обществе основываются
на модели централизованного