Рынок и его механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка и влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.
Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью рыночного механизма и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………..…………….3
1. Сущность рынка и элементы рыночного механизма
1.1 Сущность рынка и понятие рыночного механизма…………………………………………..……….5
1.2 Закон спроса и закон предложения…………………………………………………………………….…….11
Выводы…………………………………………………………………………………………………………………………..…..…17
2. Взаимосвязь спроса и предложения как фактора развития рынка
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену………………………..….18
2.2 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения……………………………………..……….….…22
Выводы………………………………………………………………………………………………………………………..….….…24
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………....….26
Список использованных источников и литературы……………………………………………………….…..28

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 104.61 Кб (Скачать)

Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европейской части России, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные  программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд  проблем, требующих вмешательства  государства. К ним относится  проблема справедливого распределения  доходов. Для рынка наиболее характерным  является распределение, соответствующее  вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения  остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для  обеспечения права на труд тех, кто  может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана  с безработицей.

Государственное регулирование может  быть прямым, т.е. осуществляемым посредством  законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство  имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в  том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает  долевое участие, является собственником  предприятий. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство  государства осуществляется по направлениям:

  1. стимулирование капиталовложений;
  2. обеспечение наиболее полной занятости;
  3. стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
  4. воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации;
  5. поддержка устойчивого экономического роста;

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Закон спроса и закон предложения

 

        Спрос - это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене [8 с. 79]

Таким образом, спросом называется количество товара, которое хотят  и могут приобрести покупатели за определенный период времени при  всех возможных ценах на этот товар [6 с. 113].

Мы знаем, что на величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько  стоит товар, который он хочет  купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что  спрос на определенное благо в  основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем  на потребление.

Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем  ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при  прочих равных условиях. Цена спроса - это максимальная цена, которую согласен уплатить покупатель при покупке  данного товара.

Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса:

1. Потребительские предпочтения.

Представления покупателей о полезности блага изменяются в благоприятном  или неблагоприятном направлении  для определенного товара. Среди  факторов , изменяющих потребительские предпочтения выделяют:

- Изменение потребностей.

- Мода.

- Реклама.

2. Цена на другие товары.

Поскольку потребности взаимосвязаны  между собой, то и блага, их удовлетворяющие, находятся в определенной зависимости  друг от друга.

 

3. Число покупателей. Увеличение  числа покупателей повышает спрос,  уменьшение - снижает.

4. Ценовые ожидания покупателей. 

Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в  будущем, может побудить их покупать теперь же, т.е. поднимет спрос на определенную группу товаров. Ожидание падения цен  приведет к падению спроса.

5. Доход. 

Воздействие спрос изменения денежного  дохода более сложно. Рост дохода, как  правило, ведет к повышению покупательской способности потребителей и в  большинстве случаев они при  тех же ценах имеют возможность  купить больше, т.е. увеличивают спрос.

Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными  товарами.

Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории

Характерные зависимости между  ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой кривой спроса.

Рисунок 1. Кривая спроса

 

На оси абсцисс показано количество товаров (Q), а на оси ординат - цены этих товаров(P). Кривая Dᵡ на нашем графике - это, во-первых, кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости, определяющих ее переменные цены и количества покупаемого товара. Во-вторых ниспадающий вид кривой иллюстрирует описание выше постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара. [3 с. 88]

Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя (потребителей) в зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса в  зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса.

 

ЗАКОН СПРОСА – с ростом цен при прочих равных условиях количество товара которое может приобрести покупатель уменьшается и наоборот.

Степень количественного изменения  спроса в ответ на изменение цен  характеризует эластичность (или  неэластичность) спроса. Под эластичностью  спроса подразумевается степень  изменения спроса ("чувствительность " его объема) в зависимости  от динамики цены. Мерой такого изменения  служит коэффициент эластичности спроса (Кс):

Kс = ∆Q%/ ∆P%

Формула 1

где Q% - процентное изменение количества товара;

        P% - процентное изменение цены.

Когда Кс>1 - спрос эластичен.

Кс = 1 - единичная эластичность спроса.

Кс< 1 - неэластичен спрос.

Эластичный спрос, неэластичный спрос, единичная эластичность спроса выступают  показателями относительной зависимости  реализации товара от изменения цены. Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны  к любому изменению цены. Спрос  является неэластичным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного  изменения цены

Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для поведения  предпринимателя, выбора цены. Если спрос  на товар эластичен, то производителю  выгодно понижение цены, так как  в этом случае его выручка будет  возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно  повышать цену на него, так как только в данном случае выручка может  увеличиться.

Предложение товаров, как и спрос, - это неотъемлемая и не менее  существенная часть процесса ценообразования  на рынке. Но в этой части процесса, определяющая роль принадлежит закону предложения, который выражает прямую зависимость между ценой и  количеством товаром, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.

Предложение - это совокупность товаров, выносимых производителем на рынок [8 с. 92].

Предложение - это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. [1 с. 93]

В каждый данный момент положение  производителей, предлагающих свой товар  на рынке, неодинаково. Некоторые произвели  много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу  продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую  цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, то есть увеличивать предложение.

Отметим, что на рынке складывается определенное соотношение между  рыночными ценами и количеством  товаров, которое производители  желают предложить покупателям. Эту  зависимость можно отразить графически, применив систему координат. Пусть  ось абсцисс (Q) служит для обозначения  количества товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (P). Кривая S имеет положительный наклон, и называется кривая предложения.

 Рисунок 2. Кривая предложения

Практика показывает: чем выше цена на товар, тем прибыльнее его производство, тем больше количество производители  готовы произвести и продать на рынок. Так формируется и закон предложения.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ - С ростом цен при прочих равных условиях количество товара предлагаемого на рынке для реализации увеличивается и на оборот.

На предложение кроме  цены влияют и другие факторы:

  1. Технологии.

Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет  более эффективно произвести единицу  продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов

  1. Налоги и дотации.

Предприятия рассматривают большинство  налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность  увеличивает издержки производства и сокращает предложение.

  1. Ожидания.

Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее  время.

  1. Число продавцов.

При данном объёме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение.

  1. Цены на ресурсы.

Существует самая тесная связь  между издержками производства и  предложением, снижение ресурсных цен  снизит издержки производства и увеличит предложение.

Объем предложения товара - это  количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объем предложения  зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся  в распоряжении продавцов производственных технологий.

Степень изменения объема предложения  в ответ на увеличение цены характеризует  эластичность предложения (Кп).

Эластичность предложения - это степень реагирования предложения на изменение цены товара или других факторов.

Kп= ∆S/∆P

Формула 2

где ΔS — изменение величины предложения;

      ΔP — изменение  рыночной цены на товар;

Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного  состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых  при производстве того или иного  товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения/

Когда Кп> 1 - предложение эластично, то есть когда при 1%- ном увеличении цены предложение увеличивается более чем на 1%;

Кп = 1 - предложение единичной эластичности, то есть когда при 1%- ном увеличении цены предложение увеличивается тоже на 1%;

Кп<1 - предложение неэластично, то есть такая ситуация, когда увеличение цены не вызывает существенного изменения предложения.

Одним из важнейших факторов, влияющих на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать  на изменение цены и приспособиться к ней. Это значит, что при повышении  цены на товар они должны иметь  время, чтобы перераспределить ресурсы  в сторону увеличения производства товара, а сократив при этом производство других, менее выгодных товаров.

По способности производителя  отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

В краткосрочном периоде фирма  не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой  продукции, какая бы ни сложилась  рыночная цена. В результате этого  предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном  периоде абсолютно не эластично.

В среднесрочный период предприятие  имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие  резервы, повышая объем производства за счет большей нагрузки оборудования, интенсификации труда и продажи  имеющихся запасов. Эластичность предложения  становится положительной, больше нуля.

Долгосрочный период он достаточно продолжителен для того, чтобы  фирмы успели принять все желательные  меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить  или сократить свои производственные мощности; новые фирмы могут войти  в состав отрасли, а старые - покинуть ее и т.д. такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще  более активную реакцию со стороны  предложения, то есть еще большую  эластичность предложения.

Информация о работе Рынок и его механизмы