Рынок государственных ценных бумаг в России: современное состояние, тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика цивилизованной страны предполагает наличие крупного сектора, базирующегося на акционерном капитале. Данный сектор развивается по своим законам, используя акцию в качестве универсального финансового инструмента, служащего специфическим целям. Использование акций банками и иными коммерческими структурами имеет свои особенности.

Содержание

1. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ И КОНЬЮКТУРА ФОНДОВОГО РЫНКА 2
1.1 Основные характеристики ценных бумаг 2
1.2 Анатомия рынка ценных бумаг 8
2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 11
2.1 От Петра до наших дней 11
2.2 Современные российские биржи - ММВБ и РТС 12
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ 18
3.1 Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников фондового рынка 18
3.2 Новации в регулировании первичного публичного размещения акций 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

КурсоваяЭТ_Макулова СВ_рынок ценных бумаг.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

    Положение накладывает на саморегулируемые организации  обязанность осуществлять контроль за соблюдением ее членами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, актов ФСФР и внутренних документов саморегулируемой организации. По общему правилу, СРО обязана осуществлять контроль исключительно за деятельностью своих членов, а в отдельных случаях - за деятельностью лиц, подавших заявление на вступление в СРО (п. 7.1 Положения). ФСФР России на СРО возложена обязанность контролировать исполнение предписания об устранении нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, направленного члену СРО данным государственным органом.

    В соответствии с п. 7.3 Положения в  целях реализации контрольных полномочий в отношении своих членов саморегулируемая организация:

  • осуществляет контроль за соблюдением ее членами: финансовых, организационно-технических, специальных и иных требований, установленных ФСФР, а также саморегулируемой организацией, включая нормативы достаточности их собственных средств; квалификационных требований, предъявляемых к руководителям и специалистам членов саморегулируемой организации; за участием своих членов в специальных гарантийных и страховых фондах, создаваемых в целях компенсации рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • по собственной инициативе или по поручению ФСФР проводит проверки деятельности своих членов, а также лиц, подавших заявления на вступление в саморегулируемую организацию;
  • назначает и отзывает инспекторов для осуществления контроля за деятельностью членов СРО;
  • проводит проверки жалоб и заявлений граждан и юридических лиц, содержащих информацию о нарушении их прав членами СРО;
  • запрашивает у своих членов документы и информацию, необходимые для установления фактов нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, актов ФСФР и нормативных актов других органов, осуществляющих регулирование и контроль на рынке ценных бумаг, принятых по согласованию с ФСФР, а также устава и внутренних документов СРО;
  • направляет в ФСФР информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и отчеты о результатах проведенных проверок;
  • направляет своим членам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и ликвидации их последствий;
  • применяет к нарушителям штрафные и иные санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами ФСФР, уставом и внутренними документами саморегулируемой организации;
  • направляет в ФСФР представления о применении санкций по отношению к ее членам, допускающим нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, о приостановлении или аннулировании лицензий, выданных членам СРО.

    СРО обязана иметь в своей структуре  подразделение мониторинга и  контроля за деятельностью своих  членов, а также дисциплинарный комитет, положения о каждом из которых подлежат обязательному согласованию с ФСФР (п. 7.5 Положения).

    На  СРО возлагается обязанность  предусматривать в уставе или  внутренних документах нормы, определяющие порядок применения к члену, допустившему нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований нормативных актов ФСФР, устава и внутренних документов СРО, следующих мер воздействия:

  • письменного предложения члену СРО устранить нарушение;
  • наложения штрафа на члена СРО, руководителей и специалистов;
  • направления представления в лицензирующий орган о приостановлении действия или аннулирования лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • исключения из числа членов СРО и иных мер.

      Для разрешения споров между  членами СРО, а также между членами СРО и их клиентами в саморегулируемых организациях создаются постоянно действующие третейские суды, либо на основании договора указанные споры передаются в иные постоянно действующие третейские суды. О результатах проведенного третейским судом разбирательства СРО обязана в семидневный срок сообщить в ФСФР. Отказ члена СРО от исполнения вступившего в законную силу решения третейского суда или суда является основанием для применения мер, предусмотренных уставом и внутренними документами СРО (п. 8.1 Положения).

     Как следует из представленного нормативного материала, на саморегулируемые организации возложена обязанность по разработке достаточно большого массива внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность указанных организаций. Это, в свою очередь, требует напряженной работы юристов профессиональных объединений. От того, насколько корректно и универсально разработаны внутренние нормативные документы СРО, во многом зависят результаты деятельности профессиональных объединений по регулированию соответствующего рынка. 

    3.2 Новации в регулировании  первичного публичного  размещения акций 

    С начала 2006 г. был принят и вступил  в силу ряд нормативных актов, внесших изменение в законодательство о рынке ценных бумаг. В числе  в нормы Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» среди которых можно выделить следующие:

     1. В соответствии с изменениями,  внесенными в ст. 25 ФЗ "О рынке  ценных бумаг", эмитент вправе  в случае оказания брокером  услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, представить в регистрирующий орган как отчет об итогах выпуска, так и уведомление, являющееся основанием для выдачи регистрирующим органом выписки из реестра эмиссионных ценных бумаг. Данное нововведение позволяет значительно сократить время начала обращения ценных бумаг.

    Необходимо  отметить, что данное положение не распространяется на эмиссию акций  и ценных бумаг, конвертируемых в  акции, осуществляемую эмитентами, являющимися кредитными организациями.

    2. В уведомлении наряду с информацией,  содержащейся в отчете об итогах  выпуска эмиссионных ценных бумаг,  необходимо указать:

     - наименование и место нахождения  фондовой биржи, на которой  осуществлен листинг размещенных эмиссионных ценных бумаг;

     - дату листинга размещенных эмиссионных  ценных бумаг.

     3. Отчет (уведомление) об итогах  выпуска (дополнительного выпуска)  эмиссионных ценных бумаг подписывается:

     - лицом, осуществляющим функции  единоличного исполнительного органа эмитента;

     - главным бухгалтером (иным лицом,  выполняющим его функции).

      Кроме того, уведомление об итогах  выпуска (дополнительного выпуска)  подписывается также брокером, оказывавшим  услуги по размещению эмиссионных  ценных бумаг.

      Подписанты тем самым подтверждают достоверность и полноту всей информации, содержащейся в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

     4. Определена ответственность лиц,  подписывающих отчет об итогах  выпуска ценных бумаг и уведомление об итогах выпуска ценных бумаг: при наличии вины указанные лица несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном отчете (уведомлении) недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими.

      В соответствии с изменениями,  внесенными в Приказ об утверждении положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, помимо котировальных списков "А" и "Б" появился котировальный список "В".

      Включение акций в последний,  предусмотренный специально для  целей проведения первичного  публичного размещения, осуществляется  только при соблюдении достаточно  жестких требований:

  • акции эмитента впервые размещаются путем открытой подписки, осуществляемой через фондовую биржу или с привлечением брокера, оказывающего услуги по их размещению, либо впервые предлагаются к публичному обращению через фондовую биржу или с привлечением брокера для совершения сделок, направленных на отчуждение акций;
  • эмитент существует не менее трех лет;
  • у эмитента отсутствуют убытки по итогам двух лет из последних трех;
  • количество размещаемых (предлагаемых для публичного обращения) акций составляет не менее 10 процентов общего количества обыкновенных акций эмитента (указанное условие применяется только для включения в котировальный список обыкновенных акций);
  • эмитент соблюдает ряд определенных требований, предусмотренных в вышеуказанном Положении, в том числе предоставляет фондовой бирже информации о соблюдении этих требований;
  • эмитент обязуется представлять фондовой бирже список аффилированных лиц эмитента и его регулярное обновление;
  • эмитент обязуется представлять фондовой бирже копии уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) этих акций не позднее чем на следующий день с момента представления такого уведомления в Федеральную службу.

    Следует обратить внимание на то, что включение  акций в котировальный список "В" осуществляется на срок, не превышающий 6 месяцев, с даты принятия фондовой биржей решения о включении таких акций в указанный котировальный список. По истечении указанного срока акции должны быть переведены в другой котировальный список (в список ценных бумаг, допущенных к торгам без прохождения процедуры листинга) при условии соответствия акций и эмитента требованиям, предъявляемым для включения акций в соответствующий котировальный список (для допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга).

    Изменения, внесенные в Федеральный закон об акционерных обществах коснулись:

     1. Обеспечения прав акционеров при размещении акций и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, а именно преимущественного права приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).

    Стоит отметить, что данные нововведения не распространяются на общества с  одним акционером.

    2. Уточнения порядка осуществления  преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и возможности определения цены размещения после окончания срока действия преимущественного права (такой срок не может быть менее 20 дней с момента направления (вручения) или опубликования уведомления).

      В этом случае уведомление  должно содержать сведения о  сроке оплаты ценных бумаг,  который не может быть менее  пяти рабочих дней с момента  раскрытия информации о цене  размещения.

     3. Порядка уведомления лиц, имеющих  преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, о возможности осуществления ими преимущественного права в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об акционерных обществах" для сообщения о проведении общего собрания акционеров.

      Уведомление должно содержать  сведения о количестве размещаемых  акций и эмиссионных ценных  бумаг, конвертируемых в акции,  цене их размещения или порядке  определения цены размещения, порядке  определения количества ценных  бумаг, которое вправе приобрести каждое лицо, имеющее преимущественное право их приобретения, порядке, в котором заявления таких лиц о приобретении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, должны быть поданы в общество, и сроке, в течение которого такие заявления должны поступить в общество.

    Рассматривая  изменения, произошедшие в регулировании  Стандартов эмиссии ценных бумаг  и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н", можно выделить:

     1. При размещении ценных бумаг путем открытой подписки эмитент может предусмотреть адресованное неограниченному кругу лиц приглашение делать предложения (оферты) о приобретении размещаемых ценных бумаг. При этом такие предложения должны содержать цену приобретения и количество ценных бумаг, которое лицо, подающее оферту, обязуется приобрести по указанной цене, и/или согласие такого лица приобрести указанное в оферте количество ценных бумаг по цене, определенной (определяемой) эмитентом в соответствии с решением о выпуске ценных бумаг. После истечения установленного срока для подачи предложений (оферт) о приобретении ценных бумаг эмитент определяет цену размещения (если она не была определена ранее) и направляет ответ о принятии предложения (акцепт) лицам, выбранным по его собственному усмотрению. При этом в случае предоставления при таком размещении преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг у лиц, осуществляющих указанное преимущественное право, сохраняется приоритет при приобретении размещаемых ценных бумаг по отношению к иным инвесторам.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг в России: современное состояние, тенденции