Рынок государственных ценных бумаг в России: современное состояние, тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика цивилизованной страны предполагает наличие крупного сектора, базирующегося на акционерном капитале. Данный сектор развивается по своим законам, используя акцию в качестве универсального финансового инструмента, служащего специфическим целям. Использование акций банками и иными коммерческими структурами имеет свои особенности.

Содержание

1. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ И КОНЬЮКТУРА ФОНДОВОГО РЫНКА 2
1.1 Основные характеристики ценных бумаг 2
1.2 Анатомия рынка ценных бумаг 8
2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 11
2.1 От Петра до наших дней 11
2.2 Современные российские биржи - ММВБ и РТС 12
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ 18
3.1 Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников фондового рынка 18
3.2 Новации в регулировании первичного публичного размещения акций 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

КурсоваяЭТ_Макулова СВ_рынок ценных бумаг.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

    За  прошедший год было размещено 24 выпуска облигаций 20 субфедеральных и муниципальных образований России на 53 млрд. руб. ($ 1,9 млрд.); при этом общий объем биржевых сделок с этими ценными бумагами составил 827,5 млрд. руб. ($29,2 млрд.) и 37,5 млрд. руб. ($1,32 млрд.) соответственно, что в 1,7 и 2,5 раза выше показателей 2008 г.

    В 2,1 раза выросли обороты на рынке госбумаг: 2,88 трлн. руб, ($101,0 млрд.) против 1,35 трлн. руб. ($46,8 млрд.) в 2008 г. Зафиксирован также существенный рост ликвидности рынка госбумаг, подтверждением чего является увеличение объема сделок на вторичных торгах в 1,3 раза до 533,7 млрд, рублей.

    Также отмечен рекордный объем размещения облигаций ЦБ РФ (ОБР), который вырос в 6,6 раза и достиг 227,8 млрд, рублей. В целом доля рынка госбумаг в биржевом обороте выросла до 11,0%».

    На  ММВБ происходят как первичные размещения, так и вторичные торги. Это очень удобно, и в этом отношении Россия впереди тех же США, где первичные размещения проходят вне биржи. На ММВБ торгуют:

  • иностранной валютой;
  • государственными облигациями;
  • облигациями Москвы и субъектов Федерации;
  • акциями приватизированных предприятий.

 
    Вся торговля ведется за рубли. Взаиморасчеты  участников торгов производит Расчетная  палата биржи через расчетную  систему в ЦБР. Ценные бумаги хранятся в Национальном депозитарном центре, основанном ММВБ. Биржа проводит обслуживание участников биржевого рынка как в Москве, так и в крупнейших финансово-промышленных центрах России. Инвесторы «на местах» связываются с биржей по современным каналам связи. ММВБ обладает одной из самых передовых электронных торгово-депозитарных систем в мире. Через оптико-волоконные линии к бирже подключено свыше 500 участников финансового рынка, находящихся в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Владивостоке, Нижнем Новгороде, Самаре и других городах. Свыше тысячи удаленных рабочих мест установлено в офисах банков и других финансовых институтов. Началась установка удаленных рабочих мест за рубежом. ММВБ — биржа, которая создала крупные резервные фонды для покрытия расчетных рисков на всех секторах биржевого рынка. С сентября 1997 г. на ММВБ рассчитывается сводный фондовый индекс ММВБ.

    В настоящее время ММВБ является ведущей  фондовой биржей России. Помимо ММВБ, ценными  бумагами в нашей стране торгуют  на Московской фондовой бирже (МФБ), фондовой бирже «Санкт-Петербург» и на Владивостокской фондовой бирже. Но их обороты в целом незначительны. Долгое время Санкт-Петербургская фондовая биржа имела монополию на торговлю акциями «Газпрома», однако после либерализации рынка этих акций ММВБ «перетянула» на себя значительную долю оборота по этим бумагам.

 

    3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ГЕГУЛИРОВАНИЕ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ

    3.1 Правовое регулирование  деятельности саморегулируемых  организаций профессиональных участников фондового рынка

 

    Основными нормативными правовыми актами, определяющими статус саморегулируемых организаций в области рынка ценных бумаг, являются Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [1](далее - Закон) и Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - Положение). Вопросы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются и подзаконными нормативными правовыми актами, в частности правовыми актами Федеральной службы по финансовым рынкам России (до 9 марта 2004 г. - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг). Значительную роль в регламентации указанных вопросов отводится также внутренним нормативным правовым актам самих профессиональных объединений.

    Законом и Положением регулируются и иные вопросы правового положения  саморегулируемых организаций в сфере рынка ценных бумаг. Так, пункт 2.1 Положения определяет права саморегулируемых организаций, согласно которому СРО:

  • устанавливает правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и операций с ценными бумагами для своих членов;
  • выдает ходатайства для получения в лицензирующих органах лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • осуществляет контрольные полномочия в отношении своих членов;
  • налагает санкции и применяет меры воздействия к своим членам, нарушающим требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, настоящего Положения и иных нормативных актов ФСФР, нормативных актов других органов, осуществляющих регулирование и контроль на рынке ценных бумаг, принятых по согласованию с ФСФР, а также устава и внутренних документов СРО;
  • направляет в ФСФР предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также анализирует практику реализации законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  • в соответствии с квалификационными требованиями ФСФР разрабатывает учебные программы и планы, осуществляет подготовку руководителей и сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определяет квалификацию указанных лиц и выдает им квалификационные аттестаты.

      В соответствии с п. 2.2 Положения СРО:

  • обязана выполнять требования ФСФР, направленные на поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • создавать и поддерживать эффективные системы контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также своевременно выявлять и пресекать нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, настоящего Положения и иных нормативных актов ФСФР, нормативных актов других органов, осуществляющих регулирование и контроль на рынке ценных бумаг, принятых по согласованию с ФСФР, а также устава и внутренних документов саморегулируемой организации;
  • осуществлять активное взаимодействие с ФСФР, ее региональными отделениями, другими органами, осуществляющими регулирование и контроль на рынке ценных бумаг, и другими саморегулируемыми организациями в целях достижения эффективного регулирования рынка ценных бумаг и избежания двойного регулирования;
  • представлять в ФСФР отчетность, включая ежеквартальные отчеты, в соответствии с настоящим Положением и иными актами ФСФР;
  • исполнять обязательные для исполнения предписания ФСФР и своевременно направлять в ФСФР отчеты об их исполнении;
  • участвовать в системах раскрытия информации, реализуемых ФСФР;
  • вести базы данных, содержащие информацию о ее членах;
  • создавать третейские суды, рассматривающие споры между членами саморегулируемой организации, или заключать соответствующие договоры с постоянно действующими третейскими судами;
  • неукоснительно выполнять требования, содержащиеся в уставе и внутренних документах саморегулируемой организации.

    К полномочиям указанных организаций  Положение также относит право  СРО требовать от своих членов представления отчетности и информации, необходимой СРО для выполнения ее функций, создавать на территории субъектов Российской Федерации по согласованию с ФСФР свои филиалы и представительства, осуществлять контроль их деятельности и нести за это ответственность.

    Как видно из приведенных норм, СРО обладают значительными полномочиями в отношении влияния на профессиональную деятельность своих членов, целями которых являются создание и устойчивое функционирование цивилизованного рынка по обращению ценных бумаг.

    Согласно  разд. 4 Положения к органам управления саморегулируемой организации относятся: общее собрание ее членов (высший орган управления), коллегиальный и исполнительный органы управления СРО.

    Коллегиальный орган управления осуществляет руководство  деятельностью СРО на постоянной основе. Что характерно, он должен состоять не менее чем на одну треть из лиц, не являющихся членами данной СРО и не состоящих с ней в трудовых отношениях, а также не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Этот критерий, по-видимому, направлен на достижение объективности и независимости при принятии решений при управлении СРО, недопущения корпоративных сговоров между членами СРО.

    Руководство текущей деятельностью саморегулируемой организации в период между общими собраниями и заседаниями коллегиального органа управления осуществляется исполнительным органом, который может быть единоличным и коллегиальным. Исполнительный орган утверждается коллегиальным органом после согласования кандидатуры (кандидатур) с ФСФР и подотчетен в своей деятельности коллегиальному органу СРО.

    В силу п. 4.11 Положения в целях разработки правил и стандартов осуществления  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг и операций с ценными  бумагами, иных внутренних документов саморегулируемой организации, осуществления анализа деятельности СРО, а также контроля и надзора за деятельностью ее членов учредительными документами СРО может предусматриваться создание комиссий, комитетов и иных внутренних подразделений саморегулируемой организации.

    Порядок формирования комиссий, постоянных и специальных комитетов и иных внутренних подразделений саморегулируемой организации определяется ее внутренними документами (п. 4.12 Положения).

    Данное  право широко используется саморегулируемыми  организациями, поскольку необходимо для достижения целей деятельности указанных организаций, представления интересов ее членов перед государством и третьими лицами.

    Федеральная служба по финансовым рынкам России при  осуществлении полномочий по координации  и контролю за деятельность СРО вправе:

  • предъявлять квалификационные и иные требования к руководителям и сотрудникам СРО;
  • включать своего представителя в состав коллегиального органа управления СРО, который имеет равные права наряду с другими членами данного органа;
  • вносить вопросы в повестку дня общего собрания СРО и коллегиального органа, в том числе по вопросам применения дисциплинарных мер к руководителям СРО;
  • созывать общее собрание членов СРО или проводить заседание коллегиального органа управления СРО с целью рассмотрения вопросов, связанных с деятельностью данной организации;
  • требовать отмены решений, принятых общим собранием членов СРО и коллегиальным органом управления СРО, принятых с нарушением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных актов ФСФР (п. 4.13 Положения).

    Важнейшим полномочием ФСФР России в отношениях с саморегулируемыми организациями  является принятие решения на выдачу последним лицензий на осуществление  деятельности в качестве саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

    Получение лицензии на осуществление операций с ценными бумагами профессиональными участниками данного рынка, поставлено в зависимость от членства в одной из саморегулируемых организаций профессиональных участников фондового рынка. Данные лицензии выдаются ФСФР России по ходатайству соответствующей СРО.

    В связи с этим, согласно п. 6.7 Положения, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка  ценных бумаг, являющегося членом саморегулируемой организации, он подлежит исключению из СРО. Если же профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление данной деятельности, в течение трех месяцев с момента исключения или выхода из СРО не вступит в СРО, его лицензия аннулируется лицензирующим органом (п. 6.8 Положения).

      Изложенное свидетельствует о  жесткой зависимости права на  осуществление профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг от членства в СРО.

    В соответствии с п. 6.3 Положения по отношению к СРО ее члены вправе:

  • принимать участие в работе СРО;
  • выносить на рассмотрение коллегиального органа управления и общего собрания в порядке, установленном внутренними документами СРО, предложения по вопросам, связанным с деятельностью саморегулируемой организации, ее органов и членов;
  • использовать факт принадлежности к саморегулируемой организации в целях рекламы и иных целях в порядке, установленном внутренними документами СРО;
  • обращаться в СРО с запросами, связанными с выполнением СРО своих уставных целей и задач;
  • получать информацию из баз данных, ведение которых осуществляет СРО, в объеме и порядке, установленными ее внутренними документами.

    Член  СРО вправе выйти из нее, за исключением  случаев, когда данной организацией к нему применены меры воздействия, которые продолжают действовать  на момент предполагаемого выхода.

    В данном пункте очерчены лишь наиболее общие права членов СРО, которые  уточняются и раскрываются во внутренних нормативных документах саморегулируемых организаций.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг в России: современное состояние, тенденции