Автор: Наталия Матвейчик, 21 Июля 2010 в 22:37, курсовая работа
В данной работе раскрываются теоретические основы рынка ценных бумаг, анализируется текущее состояние рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, выявляются проблемы его функционирования, рассматриваютсяь перспективы развития.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Рынок ценных бумаг в системе экономических отношений……………………5
Экономическое содержание рынка ценных бумаг………………………5
Основы организации рынка ценных бумаг………………………………6
Понятие ценных бумаг и их виды………………………………………...9
Формы рынка ценных бумаг. Фондовая биржа………………………...11
2 Фондовый рынок в Республике Беларусь………………………..……………..15
2.1 Проблемы развития фондового рынка в Республике Беларусь………..15
2.2 Анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь за 2005 –
первое полугодие 2007гг………………………………………..…………...21
3 Перспективы развития фондового рынка в Республике Беларусь…………....27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………...33
ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является единственной в Республике Беларусь специализированной организацией, осуществляющей проведение торгов ценными бумагами. В соответствии с Уставом, лицензионными полномочиями и иными нормативными документами по рынку ценных бумаг Белорусская валютно-фондовая биржа в своей деятельности на фондовом рынке Республики Беларусь ответственна за организацию, обеспечение и развитие рынков государственных, муниципальных, корпоративных ценных бумаг и векселей в части процедур и механизмов листинга, торговли, депозитарного обслуживания, а также выполнение функций клиринга по биржевым сделкам с ценными бумагами и информационного обслуживания инвесторов [14, с.64].
ГЛАВА 2
ФОНДОВЫЙ
РЫНОК В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
2.1
Проблемы развития фондового
рынка в Республике
Беларусь
Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось, по существу, с 90-х годов ХХ столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокоразвитыми странами.
Государства,
формирующие современную
К
важнейшим характеристикам
К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирования за счет выпуска облигационных займов (соотношение облигаций и акций – 10 : 1); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50-60%) в финансировании экономики страны, относительно высокая доля участия банков в уставных фондах промышленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий.
В Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках страны [17, c.17].
Более развитым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг. На нем обращаются такие виды ценных бумаг, как:
Поскольку рынок ценных бумаг призван обслуживать экономические интересы участников производственных отношений, его состояние во многом определяется макроэкономической ситуацией как в стране, так и за рубежом. Связь фондового рынка с макроэкономикой позволяет определить проблемы иной природы – экономической, которые имеют не меньшее значение для рынка ценных бумаг.
В целом проблемы фондового рынка в Республике Беларусь можно объединить в три группы:
Следует подробно рассмотреть некоторые из них.
Одной из критических проблем является проблема несовершенства законодательства.
Если в сложившихся экономических условиях по каким-либо причинам отсутствуют традиции деловой практики в относительно узкой и специализированной сфере деятельности, законодательство должно становиться тем скелетом, вокруг которого будут строиться взаимоотношения участников.
Нормативная база, обеспечивающая функционирование отечественного фондового рынка, формируется как законодательной властью (Гражданский кодекс Республики Беларусь, закон «О ценных бумагах и фондовых биржах», закон «Об акционерных обществах»), так и органами исполнительной власти. Тенденции развития законодательства таковы, что большая его часть состоит из нормативных актов органов исполнительной власти (Комитета по ценным бумагам, Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации, Министерства финансов), нормативных актов Президента Республики Беларусь и Национального банка. Множественность регулирующих органов (для сравнения – в США этим занимается Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам и все вопросы регулируются шестью законами) приводит к противоречиям между нормативными актами (а по определенным вопросам нормативные документы вообще отсутствуют) и к нестабильности отечественного фондового рынка.
В принятом в 1999 году и вступившем в действие с 1 января 2001 года Уголовном кодексе Республики Беларусь не оговаривается уголовная ответственность за неправомерные действия с ценными бумагами несмотря на то, что последствием таких действий может быть ущерб, намного превышающий нижнюю планку определяемого Уголовным кодексом «особо крупного размера» в тысячу минимальных заработных плат. Учитывая особое значение операций с ценными бумагами в силу их размеров и последствий экономического характера, порядок определения ответственности за нарушения при операциях с ценными бумагами должен особо оговариваться в Уголовном кодексе, при этом наказание должно быть адекватно нарушению.
Лиц, использующих на фондовом рынке недобросовестные методы, называют манипуляторами. Манипуляторы практически гарантированно извлекают прибыль из операций с ценными бумагами, оперируя при этом самыми большими суммами [13, с.37].
Очевидно, что помимо законодательного введения ответственности за манипулирование фондовым рынком необходимо разработать эффективные методики, позволяющие выявить манипулятора и доказать неправомерность его действий. Простейшим способом контроля является бумажная отчетность. Однако это наименее оперативный способ.
Развитию рынка акций мешает преимущественное право государства на приобретение акций предприятий, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов госсобственности, пользующихся различными формами господдержки. Как результат — приватизация в Беларуси продолжается 16 лет, а удельный вес акционерных обществ с госдолей остается чрезмерно высоким — государство имеет долю в 1.296 ОАО, что составляет 72,5% от общего количества открытых акционерных обществ.
Инвесторов отпугивает институт особого права ("золотая акция") государства на участие в управлении хозяйственными обществами. И хотя особое право вводилось в 23 акционерных обществах, в условиях Беларуси этот институт, по сути, превратился в инструмент беспрецедентного вмешательства государства в деятельность ОАО, созданных в процессе разгосударствления.
Следующей критической проблемой является проблема развития биржевого и неорганизованного рынков.
И биржевой рынок, и внебиржевой имеют свои преимущества и недостатки. По сравнению с четким графиком торгов биржевого рынка внебиржевой рынок дает возможность участникам торговать практически в любое время суток.
В
биржевых торгах реально участвует
лишь очень небольшое количество
компаний, которые, однако, являются крупнейшими
представителями в своих
Существование внебиржевого рынка как государственных, так и корпоративных ценных бумаг расширяет сферу использования ценных бумаг их владельцем. Также очевидно, что отсутствие конкуренции между биржевым и внебиржевым рынками приводит к достаточно умеренным темпам развития рынка ценных бумаг [13, с.48].
Рассмотрим возможную структуру собственности на акции в Республике Беларусь. Три главных претендента на обладание крупными пакетами акций: государство в лице тех или иных органов, трудовые коллективы и предприятия, заинтересованные в перекрестном владении акциями. Все эти акционеры обзаводятся акциями не для того, чтобы тут же выйти с ними на рынок. Значит, подавляющая часть акций государственных предприятий, преобразуемых в акционерные общества, окажется иммобильной – ничего плохого в этом нет, если в итоге трудовые коллективы получат мощный стимул повысить эффективность своей работы, а хозяйственные связи между предприятиями укрепятся благодаря перекрестному владению акциями, взаимному представительству в советах акционерных обществ и т.д. Но для биржи такая структура владения акциями будет означать сужение потенциальных размеров оборота акций. Относительно больший интерес для нее будут представлять вновь образуемые акционерные общества, если они, разумеется, будут достаточно крупными.
Депозитарно-клиринговая система (ДКС) является частью инфраструктуры рынка ценных бумаг. В ее функции входит осуществление расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг. В Беларуси основные направления формирования ДКС определены в «Концепции формирования депозитарно-клиринговой системы Республики Беларусь». ДКС призвана обеспечивать эффективное осуществление расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг, максимальную защиту участников рынка ценных бумаг от возможных рисков при расчетах.
Главная проблема белорусской ДКС заключается в координации деятельности всех ее участников и юридическая ответственность за соблюдение принципа «поставка против платежа» при осуществлении расчетов. Анализ действующей инфраструктуры белорусского рынка ценных бумаг свидетельствует о необходимости и целесообразности возложения этих функций на Белорусскую валютно-фондовую биржу (БВФБ). Выполнение этих функций центральными депозитариями может привести к еще большим различиям в осуществлении расчетов по государственным и корпоративным ценным бумагам [13, с.50].
Проблема страхования профессиональных участников рынка является стимулирующей проблемой рынка ценных бумаг.
В условиях развитой рыночной экономики финансовые активы (сбережения) предприятий и частных лиц достигают колоссальных размеров. В целях предохранения средств от возможного банкротства финансовых посредников целесообразно создание некой организации (с государственным началом), которая будет заниматься исключительно страхованием посредников за счет самих посредников [13, с.60].
Риск – это естественная среда обитания любого коммерческого предприятия, он присущ всякой экономической деятельности. Однако в развивающихся экономиках существует целый ряд рисков, непосредственно связанных с происходящими структурными изменениями в этих странах. Предприятия пытаются застраховаться от ряда непредсказуемых неблагоприятных изменений на рынке, включая в стоимость своих товаров премию за принимаемый на себя риск.
Базовыми факторами в оценке инвестиционной привлекательности того или иного региона или страны являются политический и валютный риски. В мировой практике для оценки величины этих рисков используют специальные кредитные рейтинги, которые выставляются странам общепризнанными мировыми рейтинговыми агентствами: Moody’s Investor Service, Standard & Poor’s Corporation и т.п. Определение такого рейтинга является отправной точкой в оценке целесообразности инвестиций для иностранного инвестора.