Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:41, курсовая работа
Целью работы является изучение современного состояния фондового рынка России, анализ развития фондового рынка на протяжении последнего 10-летия. По результатам анализа предложены варианты перспективного развития рынка.
Информационную основу работы составили исследования таких авторов, как Бердникова Т.Б., Маховикова Г.А., Щербаков А., Хазанович Э.С. и др. Также в работе исследованы публикации различных авторов в периодическом издании Рынок ценных бумаг , аналитические обзоры, размещаемые на официальных сайтах Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Росбизнесконсалтинга, журнала «Рынок ценных бумаг», а также правовая база по изучаемому вопросу.
Введение 3
1. Формирование рынка ценных бумаг в РФ 5
1.1. Понятие рынка ценных бумаг, его сущность, структура и инфраструктура 5
1.2. Ценные бумаги и их классификация 12
2. Значение рынка ценных бумаг в РФ 15
2.1. Функции рынка ценных бумаг и их реализация 15
2.2 Современное состояние рынка ценных бумаг в РФ 16
2.3 Проблемы развития рынка ценных бумаг РФ 22
3. Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в российской 29
экономике
3.1 Состояние рынка ценных бумаг в России 29
3.2 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России 32
Заключение 34
Список использованных источников 45
Осуществление внешних займов, по оценке Минфина, имеет следующие преимущества:
- национальная экономика
получает дополнительные финанс
- государство получает
возможность привлечения
- внешние заимствования формируют ориентиры по доходности для корпоративных эмитентов, размещающих свои долговые бумаги, и способствуют снижению стоимости заимствований для российских компаний;
- ограниченность источников
долгосрочных пассивов в
В качестве аргументов в пользу внутренних займов Минфин выделяет:
- привлечение внутренних
заимствований не сопряжено с
валютным риском для
- такие займы стимулируют
развитие внутреннего
Учитывая текущую ситуацию в экономике, в ближайшие годы предлагается основную часть заимствований произвести на внутреннем рынке при сохранении определенного присутствия на внешних рынках.[24]
В целях реализации стратегии расширения заимствований на внутреннем рынке Минфин предлагает реализацию комплекса мер, направленных на достижение следующих результатов:
- обеспечение регулярного,
диверсифицированного по
- привлечение различных инвесторов по их типам, географии деятельности, предпочтениям по срокам заимствований, инструментам и площадкам торговли;
- повышение прозрачности
государственной заемной, в
- совершенствование
Учитывая приоритетный характер развития национального рынка государственных ценных бумаг, в предстоящий период политика в области государственных внешних заимствований будет ориентирована на решение следующих задач:
- сохранение присутствия
России как суверенного
- поддержание репрезентативной
кривой доходности по
Для реализации обозначенных задач Минфин предлагает осуществить размещение 30-летних государственных облигаций, наряду с 5-ти и 10-летними ценными бумагами, а также выпустить наряду с долларовыми долговыми инструментами гособлигации, номинированные в евро. При этом размещение долговых инструментов на международных рынках капитала в иных валютах и на срок менее 5 лет представляется нецелесообразным.
Важным элементом системы управления государственным долгом, по мнению Минфина, призвано стать Российское финансовое агентство (РФА). Планируется, что РФА будет осуществлять от имени РФ внутренние и внешние государственные заимствования. В области государственной гарантийной поддержки Минфин РФ полагает, что она должна основываться на том, что государственные гарантии - прежде всего инструмент, применяемый в кризисный период при отсутствии доверия на рынке. Предлагается также обеспечить соблюдение определенных ограничений получателями господдержки на период действия государственных гарантий (отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту и др.), установление ответственности принципала за нереализацию поддерживаемых госгарантиями проектов, а также поддержку крупных, особо значимых и экономически состоятельных инвестиционных проектов ("инвестиционные" гарантии), обеспечив их приоритетное предоставление в условиях "посткризисного" периода.
Наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий, оправдано установление платности государственной гарантийной поддержки.
В перспективе возможно предоставление государственных гарантий, покрывающих не все виды рисков, а только отдельные из них, а также расширение практики разделения рисков государства с частным капиталом (покрытие доли риска).
Требует отдельного рассмотрения вопрос внесения изменений в бюджетное законодательство в части резервирования средств в федеральном бюджете на исполнение гарантий. В настоящее время резервирование осуществляется в полном объеме. Возможен переход к резервированию сумм в зависимости от уровня риска.
Реализация основных направлений долговой политики РФ на 2011-2013 гг не повлечет изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части бюджетов.
3. Рынок ценных бумаг:
проблемы и перспективы
3.1 Состояние
рынка ценных бумаг в Российско
В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.
Рынок ценных бумаг в России – это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой.
Современный российский фондовый рынок можно охарактеризовать по следующим параметрам:
Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе: быстро расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.
Нынешнее состояние рынка ценных бумаг в России следует охарактеризовать как тяжелое. Последние полтора года он развивается неравномерно и не соответствует потребностям экономики. Преобладающим сегментом этого рынка до последнего времени являлся сектор государственных ценных бумаг, в основном краткосрочных, которые по традиционным мировым понятиям считаются объектом денежного, а не фондового рынка. В то же время рынок корпоративных ценных бумаг либо стагнирует, либо обслуживает инвесторов, главным образом иностранных. Российское население играет на отечественном фондовом рынке крайне незначительную роль.
В связи с этим следует провести целевую переориентацию рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых компаний, не имевших ранее реальных активов, - вместо выполнения этих задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России. Большой рынок нуждается в более профессиональном регулировании, в предупреждении крупного падения рынка ценных бумаг. Очевидна необходимость введения уже сейчас элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро и макроуровне.
Также необходимо провести укрупнение структур фондового рынка, т.к. в России количество фондовых и товарно-фондовых бирж в несколько раз больше, чем в развитых странах, что при слабости финансовых и информационных связей ведет к раздробленности фондового рынка в стране.
По оценке Всемирного банка, в 2008 года в России «начался кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». Начавшееся в конце мая 2008 года снижение котировок акций российских компаний стало перерастать в обвал в конце июля.
6 октября 2008 года произошло очередное, рекордное за всю историю российского рынка акций, падение индекса РТС (за день на 19,1 % — до 866,39 пункта); в Лондоне, где торги не останавливались, российские «голубые фишки» подешевели на 30—50 %.
С начала августа по начало октября 2008 года капитализация российского фондового рынка снизилась на 51,7 %, в то время как капитализация фондовых рынков развивающихся стран в целом упала на 25,4 %.
8 октября 2008 года индекс ММВБ упал при открытии на 13 %, через полчаса падение составило 14,35 %: индекс опустился до отметки 637,87 пункта. Торги акциями были приостановлены до появления соответствующего решения ФСФР. Торги на РТС, где индекс опустился до отметки 761,63 пункта, были приостановлены на час, но после полудня не возобновились — также до выхода специального распоряжения ФСФР. Торги российскими бумагами — депозитарными расписками на акции — переместились в Лондон.
В связи с серией приостановок торгов на российских торговых площадках, в октябре 2008 года объём торгов на ММВБ упал более чем наполовину: если в августе среднедневные обороты биржи составляли около 150 млрд рублей, то в октябре они упали до 60 млрд.
По итогам октября 2008 года российский фондовый рынок продемонстрировал худшие результаты среди всех рынков мира.
А по итогам 2009 года российский фондовый рынок оказался мировым лидером роста, индекс РТС вырос в 2,3 раза. 12 марта 2010 года «Независима газета» отмечала, что российскому фондовому рынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансового кризиса.
Рис. 9 Российский фондовый индекс ММВБ в сравнении c американским индексом DJIA. В процентах от значений апреля 2008 года
Таким образом, фондовый рынок России, как звено финансовой системы, с одной стороны, испытывает на себе все негативные явления в экономике страны, а с другой стороны является важнейшим индикатором макроэкономических процессов. В то же время рынок ценных бумаг играет роль основного инструмента в привлечении средств в производство, мобилизации ресурсов на восстановление и развитие экономики, финансировании дефицита государственного бюджета.
3.2 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдерживающих развитие рынка ценных бумаг в России, в частности высокая социальная и политическая нестабильность, а также инфляция, которая оказывает влияние даже при своем невысоком уровне.
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых компаний, не имевших ранее реальных активов, - вместо выполнения этих задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России.
3. Выбор модели рынка,
т.е. выбор ориентации на
Информация о работе Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в российской экономике