Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:41, курсовая работа
Целью работы является изучение современного состояния фондового рынка России, анализ развития фондового рынка на протяжении последнего 10-летия. По результатам анализа предложены варианты перспективного развития рынка.
Информационную основу работы составили исследования таких авторов, как Бердникова Т.Б., Маховикова Г.А., Щербаков А., Хазанович Э.С. и др. Также в работе исследованы публикации различных авторов в периодическом издании Рынок ценных бумаг , аналитические обзоры, размещаемые на официальных сайтах Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Росбизнесконсалтинга, журнала «Рынок ценных бумаг», а также правовая база по изучаемому вопросу.
Введение 3
1. Формирование рынка ценных бумаг в РФ 5
1.1. Понятие рынка ценных бумаг, его сущность, структура и инфраструктура 5
1.2. Ценные бумаги и их классификация 12
2. Значение рынка ценных бумаг в РФ 15
2.1. Функции рынка ценных бумаг и их реализация 15
2.2 Современное состояние рынка ценных бумаг в РФ 16
2.3 Проблемы развития рынка ценных бумаг РФ 22
3. Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в российской 29
экономике
3.1 Состояние рынка ценных бумаг в России 29
3.2 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России 32
Заключение 34
Список использованных источников 45
В начале 2009 г. в районе низшей точки наступила некоторая стабилизация российского фондового рынка, более того, несмотря на кризисные явления со II половины 2009 г. рынок начал непрерывно расти, что не позволило, однако, быстро вернуться к исходному состоянию. Уменьшение рыночной капитализации российских предприятий, наряду с негативными последствиями для их текущей деятельности, сужает их возможности в использовании привлеченных финансовых ресурсов для стратегических инвестиций [19, стр. 65].
С начала 2000-х годов в России сложились чрезвычайно благоприятные внутренние и внешние экономические условия, связанные главным образом с резким ростом мировых цен на углеводородное сырье и другие традиционные товары российского экспорта. Улучшение макроэкономической ситуации позволило существенно укрепить государственные финансы, обеспечить значительное превышение государственных доходов над расходами. [11]
При таких обстоятельствах взаимодействие между состоянием государственного бюджета и динамикой государственного долга изменилось кардинальным образом: если в 90-х годах бюджетный дефицит покрывался за счёт привлечения внутренних ресурсов и иностранных кредитов, то теперь, напротив, профицит бюджета стал основным источником погашения задолженности по привлеченным ранее кредитам. Однако власти заботились и о том (что закономерно), чтобы наличие устойчивого профицита государственного бюджета не привело к полному прекращению эмиссии рублевых долговых обязательств, к ликвидации рынка внутреннего государственного долга [15].
На сегодняшний день на рынке государственных ценных бумаг на ММВБ обращается более 80 различных выпусков ценных бумаг. К обращению на рынке допущены государственные краткосрочные облигации (ГКО), различные виды государственных облигаций федерального займа, такие как облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) и облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Допущены к обращению на рынке также бумаги таких корпоративных эмитентов, как ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», Банк Внешней торговли (ОАО), ЕБРР, ЗАО «Банк Русский Стандарт», АБ «Газпромбанк» (ЗАО), ОАО «МегаФон», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и др.[18]
Проанализируем динамику поведения рынка ГКО-ОФЗ по номиналу за 2006-2008 гг.:
- Облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) имеют положительную динамику, происходит их повышение с 53,7 % в 2006 г. до 60,3 % в 2007 г., а в 2008 г. составили 66,7 % от всей структуры рынка ГКО-ОФЗ[26].
- Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) имеют неоднородную динамику, так в 2006 г. они составили 20,4 %, в 2007 г. наблюдается спад до 19,2 %, а в 2008 г. опять наблюдается рост до 22,0 % от общей структуры рынка ГКО-ОФЗ [26] (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Изменения номинала ОФЗ-ПД
- По облигациям федерального
займа с фиксированным
Рис. 2.2. Отрицательная динамика номинала ОФЗ-ФД
Рост объемов рынка ГЦБ стал в основном результатом эмиссии облигаций федерального займа с погашением в 2007--2008 гг. В контексте установки на долгосрочные заимствования Минфин произвел в мае и сентябре 2008 г. эмиссию двух выпусков нового финансового инструмента -- облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) со сроком обращения 4 и 6 лет. Особенностью этого инструмента является погашение основной суммы долга не единовременной выплатой, а частями - в течение двух последних лет обращения на рынке, что значительно уменьшает нагрузку на бюджет. Купонная ставка по этим облигациям является фиксированной для каждого купона; купонный доход начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.[6]
Стремясь обеспечить гарантированное выполнение долговых обязательств и равномерное распределение платежей по долгу, Минфин России значительно увеличивает сроки своих рыночных заимствований. В результате этого на 1 января 2008 г. из общей суммы выраженного в ценных бумагах государственного внутреннего долга (756.8 млрд. руб.) на обязательства со сроком погашения свыше пяти лет приходилось 60.2%, от года до пяти лет -- 30.3%, а с погашением в течение одного года - только 9.5% . В связи с созданием накопительной пенсионной системы был образован еще один финансовый инструмент - государственные сберегательные облигации (ГСО). Это не обращающиеся на вторичном рынке ценные бумаги с длительным сроком погашения. Купонный доход по ним является постоянным и приблизительно соответствует прогнозному уровню инфляции [26].
Особенно значительно возрастает в последние годы совокупный оборот рынка ГЦБ (суммарный объем всех сделок за год, включая денежный рынок). Как показано в табл.2.2 к 2010 г. он увеличивается по сравнению с соответствующим показателем 2006 г. в 22.3 раза. Это будет вызвано по большей части резким ростом осуществления сделок РЕПО - продажи государственных долговых бумаг с обязательством обратного их выкупа.
Оборот собственно рынка ГКО-ОФЗ (вторичные торги, без учета размещении на аукционах, сделок РЕПО и депозитных операций Банка России) составил в 2010 г. 570.9 млрд. руб. (21.1 млрд. долл.). Это превышает уровень предыдущего года на 7.0% (в долларовом выражении - на 12.2%).
Таблица 2.2.
Внешний долг Российской Федерации (в млрд. долларов США) по государственным ценным бумагам в 2006-2010гг.)
год |
Долговые ценные бумаги |
Краткосрочные обязат-ва по ценным бумагам |
Долгосрочные обязательства по ценным бумагам |
2006 |
19,0 |
39,5 |
153,8 |
2007 |
18,5 |
39,4 |
149,5 |
2008 |
17,9 |
42,5 |
205,6 |
2009 |
17,4 |
50,0 |
230,3 |
2010 |
17,1 |
53,6 |
257,4 |
Проанализировав таблицу можно сделать вывод о том, что внешний долг Российской Федерации по государственным ценным бумагам в целом имеет разрозненную тенденцию. Покажем состояние в виде диаграммы:
Рис. 2.4 Внешний долг РФ по ГКО
В период с 2006 по 2007 гг. наблюдается общий спад долгов по всем показателям. Это связано с укреплением экономического положения в стране и достаточно резким ростом цен (и удержанием их на данной отметке достаточно длительный период) на топливно-энергетические ресурсы.
В 2008 г. мы также наблюдаем, незначительное снижение по долговым ценным бумагам, но происходит увеличение государственного долга краткосрочных и долгосрочных обязательств по ценным бумагам. Это связано с нестабильным положением на мировой арене, падением цен на топливно-энергетические ресурсы и развитием финансового кризиса в Российской Федерации.
Иначе говоря, государственным
органам следует принимать
Согласно последним новостям рынка ГКО-ОФЗ-ОБР, Внутренний долг РФ в госбумагах за январь-июль 2010 года увеличился на 7,4% до 1,973 трлн. руб. Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ГКО, увеличился за январь-июль 2010 г. на 7,4% – с 1 трлн. 837 млрд. 164 млн. руб. на 1 января до 1 трлн. 973 млрд. 362 млн. руб. на 1 августа. В том числе за июль прирост составил 3,2%. В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 августа 2010 г. 42,61% приходилось на ОФЗ-ПД на общую сумму 840,791 млрд. руб., а 42,07% - на ОФЗ-АД на общую сумму 830,156 млрд. руб. ГСО-ППС составляли 170,415 млрд. руб. /8,64%/, ГСО-ФПС – 132 млрд. руб. /6,69%/.
Рис.2.5 Структура внутреннего долга РФ на 1.08.10
Внутренний долг РФ в госбумагах за 2010 г. увеличился на 34% до 2,462 трлн. руб. Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился за 2010 г. на 34% – с 1 трлн. 837 млрд. 164 млн. руб. на 1 января 2010 г. до 2 трлн. 461 млрд. 591 млн. руб. на 1 января 2011 г. В том числе за декабрь прирост составил 7,4%. В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 января 2011 г. 54,38% приходилось на ОФЗ-ПД на общую сумму 1 трлн. 338,592 млрд. руб., а 33,13% - на ОФЗ-АД на общую сумму 815,584 млрд. руб. ГСО-ППС составляли 175,415 млрд. руб. /7,13%/, ГСО-ФПС – 132 млрд. руб. /5,36%/.
Рис.2.6 Структура внутреннего долга РФ на 1.01.11
Министерство финансов РФ объявило предварительный график аукционов по размещению облигаций федеральных займов на 1-й квартал 2011 г. На 19 января запланирован аукцион по размещению выпуска 25076 с погашением 13 марта 2014 г. на сумму 30 млрд. руб., на 26 января – по размещению выпуска 25077 с погашением 17 марта 2016 г. на 30 млрд. руб.
На 2 февраля намечен аукцион по размещению выпуска 26204 с погашением 15 марта 2018 г. на 30 млрд. руб., на 9 февраля – аукционы по размещению выпуска с погашением 9 ноября 2011 г. в объеме 5 млрд. руб. и выпуска 25076 на 35 млрд. руб., на 16 февраля – аукцион по размещению выпуска 25077 на 30 млрд. руб.
В марте аукционы, согласно предварительному графику, пройдут 2 числа – по размещению выпуска 26204 на 30 млрд. руб., 9 числа – по размещению выпуска с погашением 9 ноября 2011 г. в объеме 5 млрд. руб. и выпуска 25076 на 30 млрд. руб., 16 числа – по размещению выпуска 25077 на 30 млрд. руб., 23 числа – по размещению выпуска 26204 на 25 млрд. руб., 30 числа – по размещению выпуска 25075 с погашением 15 июля 2015 г. на 10 млрд. руб. и выпуска 26203 с погашением 3 августа 2016 г. на 10 млрд. руб.[23]
В представленных материалах Минфина касательно характера долговой политики 2011-2013 гг основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики на 2011-2013 гг, в частности, определены:
- дефицит федерального бюджета, который запланирован в 2011 г на уровне 3,6 проц. ВВП, в 2012 г - 3,1 проц. и в 2013 г - 2,9 проц.;
- низкий уровень
- ситуация на мировом
рынке капиталов,
По мнению Минфина, важная
дилемма при определении
В пользу первого варианта
финансирования бюджетного дефицита Минфин
приводит тот аргумент, что размер
Фонда национального благососто
В проекте федерального
закона "О федеральном бюджете
на 2011 год и на плановый период 2012-2013
годов" предусматривается
Политика в области государственного долга РФ на 2011-2013 гг должна быть направлена на решение следующих задач: обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств; развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг; минимизацию стоимости государственных заимствований; создание условий для осуществления корпоративных заимствований.
При этом долговая политика РФ не должна наносить ущерб способности других российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках. Минфин предлагает создавать благоприятные условия для российских заемщиков, формируя репрезентативную шкалу доходности российского суверенного долга по всем срокам заимствований, способствуя, таким образом, созданию условий для адекватного ценообразования по долговым инструментам заемщиков из частного и государственного секторов. Одновременно предлагается обеспечить решение задачи по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора, созданию механизма оперативного влияния на заемную политику российских компаний и банков с крупной долей государственного участия.
В качестве важнейших вопросов долговой стратегии РФ Минфин выделяет выбор между рыночным и нерыночным привлечением средств; выбор между заимствованиями на внутреннем или внешнем рынках; определение структуры займов по срокам.
Информация о работе Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в российской экономике