Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа
Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.
В соответствии с целью я определяю следующие задачи
Рассмотреть общие основы товарного производства
Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков
Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическое регулирование
Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества
Введение 3
1. Рынок и рыночная экономика. Субъекты и объекты
рыночных отношений 6
2. Функции рынка. Структура и инфраструктура рыночной
экономики 14
3. Конкуренция. Позитивные
и негативные стороны рынка. Рынок и государство 23
4. Особенности формирования рыночных отношений в России 35
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.
В странах СНГ, где происходит
формирование рыночный
перечисленным
направлениям государственного регулирования
экономики добавляются новые, связанные
с образованием многосекторной экономики
и включающие проведение приватизации,
демонополизации, демонтаж устаревших
звеньев прежнего хозяйственного механизма,
применение экономических регуляторов
вместо административных и многое другое.
4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
РЫНОЧНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
Сегодня всё чаще вместо понятия “экономические реформы” используется понятие “модернизация экономики”. Ряд экономистов в качестве “русской идеи” выдвигает идею модернизации России, что означает реконструкцию социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни российского общества путём различных нововведений и усовершенствований. Важное место в модернизации России должна занять модернизация российской экономики. Причём большая часть исследователей слово “модернизация” органично связывают с понятием “эволюционный подход”.
Итак, можно сформулировать задачу в экономической сфере: от радикальных экономических реформ к эволюционной модернизации российской экономики.
Необходим поиск путей такой модернизации. Прежде всего, надо определить, куда идёт российская экономика, какова модель будущей российской экономики. Уже ясно, что в результате радикальных экономических реформ 90-х гг. Россия существенно продвинулась к европейскому капитализму, к так называемому “дикому капитализму”, но с российской спецификой - “с криминальным лицом”, хотя российский народ в основном вообще не приемлет капитализм как таковой. А европейская, американская и японская экономика уже давно ушла от “дикого капитализма” к смешанной экономике. Ошибка правящей элиты России состояла в том, что она с самого начала неверно определила основную цель экономических реформ, как переход от командной экономики к рыночной экономике. Вторая ошибка правящих либералов - это радикализм, отказ от эволюционных преобразований экономики.
На мой взгляд, основной задачей в области экономики должна стать эволюционная модернизация российской экономики с целью созидания смешанной экономики, с учетом российской специфики и мировых тенденций.
Экономисты
должны решить вопрос, что следует
понимать под смешанной экономикой.
Преобладает упрощённое понятие
смешанной экономики как
Cмешанная экономика – это система экономических структур (подсистем), выступающая как “мозаичная целостность” и включающая в себя не три, а намного больше подсистем. Российская экономика должна стать системой следующих экономических подсистем:
Какова цель смешанной экономики? Цель экономики нельзя установить в отрыве от человека. Экономика должна перестать быть самоцелью или средством достижения власти, а должна рассматриваться в контексте культуры и экологии. Экономика существует постольку, поскольку существует человек и человечество. Я поддерживаю точку зрения швейцарского исследователя А. Риха, что экономика не самостоятельная система, а создана человеком для человека, и её фундаментальное предназначение – это служение жизни.
Ставя
человека в центр экономики, мы должны
принципиально по-иному
России легче, чем странам Запада, формировать качественно нового субъекта экономики, ибо россияне ещё полностью не покрылись “ржавчиной потребительского общества”.
Теория
смешанной экономики не является
результатом некой
Однако в случае с формированием теории смешанной экономики ситуация сложилась не только в соответствии с предопределенностью субъективного объективным, но и даже, как нам представляется с некоторым запозданием. Во всяком случае, трудно отрицать что реальные процессы становления отдельных фрагментов смешанной экономики осуществлялись гораздо раньше, чем экономическая теория пришла к осознанию и постановке проблемы смешанной экономики как предметного феномена современной экономической науки.
Наиболее яркими примерами, свидетельствовавшими о грядущей эпохе победы смешанной экономики, усматриваются в ленинской системе "новой экономической политики" и концепции американских либералов о конвергенции двух экономических систем. Нетрудно заметить, что и "нэповский" вариант, и вариант конвергенции были очень близки к современной трактовке смешанной экономики, однако были ограниченны идеологическими подходами. И именно эта идеологизация до сих пор препятствует объективной оценке того эвристического потенциала, который содержался в названных концепциях.
В современной интерпретации за этими, крайне идеологизированными, характеристиками скрываются общепринятые сегодня определения "государственный" (он же - "социалистический") и "негосударственный" (он же - "капиталистический") секторы. Хотя, конечно, в ленинской трактовке эти характеристики приобретали скорее социально-политический, чем политико-экономический смысл.
Спустя
полвека после ленинской
В Российской Федерации в настоящее время происходят коренные преобразования, как в базисных структурах общества, так и в надстроечных.
Применительно к экономике это означает переход от системы хозяйствования, организованной как своего рода одна большая фабрика, целиком, принадлежащая государству и им же управляемая, к системе рыночного хозяйства, характеризующегося смешанной экономикой при доминировании частной и коллективной форм собственности на средства производства, конкуренцией и состязательностью самостоятельных хозяйствующих субъектов, особой ролью государства как одного из регуляторов производства.
При
исследовании столь сложной и
многогранной проблемы, какой является
формирование эффективного комплекса
мероприятий и механизма
Основной целью радикальных преобразований следует считать достижение Российской Федерацией уровня экономического и социального развития, соответствующего передовым странам с наивысшими показателями национального дохода на душу населения и производительности труда.
В результате экономической реформы должны сформироваться рыночная инфраструктуpa и эффективный механизм достижения этой цели при логическом эволюционном развитии преобразований и поэтапном, конкретном достижении промежуточных задач.
Формирование рыночного механизма самоорганизации экономики и необходимой для этого инфраструктуры, а также условий, при которых рынок способен в определенной степени выполнять функции регулирования, - это достаточно продолжительный период, называемый нами переходным, промежуточным и имеющим этапы достижения своих конкретных вопросов.
В переходный период при формировании рыночной экономики принципиальные различия в стратегии преобразований и развитии хозяйства страны основаны тремя постулатами
По выбору и использованию постулатов и их соотношений все мировое сообщество со зрелой рыночной экономикой можно практически разделить в развитии на два стратегических направления
а) неоклассическое, либеральное - основанное на полном отрицании государственной собственности и абсолютизации частной, при незначительной социальной функции государства
б) социально ориентированное - базирующееся на свободном сосуществовании разных форм собственности, индикативном планировании и прогнозировании, эффективной социальной функции государства.
Наиболее
ярким примером первого направления
могут служить США после
Второе направление развития экономики характерно для Скандинавских стран, Израиля, Канады, Турции, Египта, Индии, Южной Кореи. По этому пути идут реформы в Китае.
Тенденция к формированию многоукладной экономики практически стала общемировой, не считаться с таким положением - значит допускать крупнейшую экономическую ошибку.
Государства со смешанной экономикой и эффективной социальной политикой не несут внутри себя каких-либо принципиальных неразрешимых противоречий типа противоречия между общественным характером производства и частным присвоением результатов труда, фатально обрекающих их на социальные перевороты и революции.
Каждая
форма собственности в
Экономическая теория оказалась недостаточно подготовленной для описания сущности переходного периода экономики от плановой к рыночной, обоснования сроков и последовательности проведения общеэкономических и отраслевых преобразований, стратегии действий в целом. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в переходный период в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы не сложился комплекс теоретических положений, которые могли бы послужить прочной основой для осуществления деликатного процесса превращения плановой экономики в рыночную. Отсюда большой разброс в общей стратегии, сроках, последовательности и очередности осуществляемых преобразований, а также их эффективности среди стран, осуществляемых переход к рыночной экономике.
Необходимо подчеркнуть отличительную особенность переходного периода: переход от одной системы хозяйствования к другой - это процесс, требующий достаточно продолжительного времени, в течение которого должно произойти формирование смешанной экономики, основанной на разных формах собственности; рыночной инфраструктуры; преобразование хозяйственной деятельности, власти и управления; должны сформироваться институты рыночной экономики, сложиться новые формы общественных отношений, утвердиться новые ценности. Прежде чем окончательно оформиться и начать эффективно функционировать, новая система должна пройти через естественные фазы развития и роста. Следовательно, по расчетам, на протяжении пятнадцати-двадцати лет в стране предстоит иметь дело с качественно особой системой хозяйствования переходного типа, характеризующейся специфическими закономерностями функционирования, регулирования и развития. Это уже не плановая командно-административная система, но еще и не рыночная. К ней неприложимы существующие рыночные экономические доктрины, а потому она нуждается в собственной теоретической базе, требует специальной институциональной структуры регулирования производства, новых подходов к ее объяснению и описанию.