Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:51, курсовая работа
Целью работы выступает исследование общей характеристики рыночной экономики.
Для реализации данной темы необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать условия возникновения, этапы развития и черты рыночной экономики.
2. Рассмотреть рыночный механизм и принципы его функционирования.
Введение 3
1.Особености рыночной экономики. 4
1.1.Условия возникновения, этапы развития и черты рыночной экономики 4
1.2.Рыночный механизм и принципы его функционирования. 9
2.Сущность рынка. 15
2.1.Рынок: структура и функции. Инфраструктура рынка. 15
2.2.Становление и развитие рыночных отношений в России. 20
Заключение. 25
Список литературы.
Содержание
Введение
1.Особености рыночной
экономики.
1.1.Условия возникновения, этапы развития и черты рыночной экономики 4
1.2.Рыночный механизм и
принципы его функционирования.
2.Сущность рынка.
2.1.Рынок: структура и функции. Инфраструктура рынка. 15
2.2.Становление и развитие
рыночных отношений в России.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Актуальность данной темы заключается в том, что рыночная экономика в данный период времени является самой распространенной, и считается самой эффективной экономической системой. Проблема перехода к рыночной экономике занимает сейчас главное место в изучении всех рыночных дисциплин. Современный рынок значительно отличается от рынка эпохи свободной конкуренции тем, что предполагает активную финансово – кредитную и денежную политику государства, а также наличие социальной защиты малоимущей части населения.
Экономика большинства стран мира является рыночной, она требует от общества наименьших издержек при решении экономических проблем. Производители и потребители товаров находят друг друга без всякого вмешательства извне, общаясь между собой на языке цен. Благодаря такому свободному поведению обеспечивается пропорциональность в хозяйственной деятельности: все ненужное, утратившее свою полезность отбрасывается не находя спроса, а нужное, прогрессивное получает простор и развитие.
Целью работы выступает исследование общей характеристики рыночной экономики.
Для реализации данной темы необходимо решение следующих задач:
1. Особенности рыночной экономики.
1.1 Условия возникновения, этапы развития и черты рыночной экономики.
Система рыночной экономики сложилась в XVIII веке и просуществовала в зависимости от динамики стран до начала XX века. Эта модель не плод фантазии ученых, она реальна, так как является результатом исторического развития общества. [6]
Рыночная экономика возникла на определенном этапе развития человеческого общества, ее становление самым тесным образом связано с формированием капитализма и частной собственности.
Рыночные отношения прошли весьма сложный путь развития и в своих современных формах существенно отличаются от рынка XVIII, XIX, даже первой половины XX столетия. Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К главным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять многие общественные потребности, возникающие в ходе развития общества. Например, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др.
Рассмотрим основные условия возникновения рынка.
Первое условие – разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, чтобы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
Здесь мы наблюдаем зародыш бартера - одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Возникла необходимость появления денег, которые расширили стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство именно таких изделий, которые нужны производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен другие нужные ему предметы. Другими словами, производство появилось для удовлетворения потребностей других экономических агентов. Производители и потребители товаров общаются на языке цен и с помощью этого языка решают важнейшие для всей нации экономические проблемы.
Второе условие - самостоятельность экономических агентов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия).
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Некоторые ученые, политики считают, что лучший способ распределения товаров между претендующими на них потребителями есть купля-продажа, рынок. Такие экономические отношения называются товарно-денежными, а экономическая система – рыночной. [5]
Обратим внимание на некоторые закономерности процесса образования рынка, которые в той или иной мере, в большей или меньшей степени были присущи экономике любой страны. Этот процесс начался в XVI в., хотя первые признаки стали проявляться немного раньше. Процесс формирования рынка характеризуется рядом важных моментов:
1) Его отличает несомненная прогрессивность, связанная с экономической свободой, новыми социальными перспективами определенных слоев населения;
2) Это насильственность процесса (например: процесс огораживания общинных пастбищ в Англии);
3) Участие государства
в формировании условий для
первоначального накопления
4) Вместе с рынком
происходит формирование
Ученые выделяют следующие исторические этапы развития рыночной экономики:
- свободная конкуренция;
- массовое производство;
- сбыт;
- постиндустриализм.
Свободная конкуренция в экономике всегда проявлялась с ограничениями (часто значительными), по поводу чего П. Самуэльсон заметил: "Свободная конкуренция всем хороша, но она никогда не была испытана"'. Всегда что-нибудь ее ограничивало: или остатки феодализма, или разного рода диктатуры, или войны, или социальное давление. [2]
Основные черты рыночной экономики:
Итак, нами был сделан вывод, что рыночная экономика является результатом исторического развития общества. Сложилась рыночная экономика в XVIII и прошла сложный путь развития. В современном мире государства с чисто рыночной экономикой не существует. Рыночная экономика до сих пор продолжает развиваться.
1.2 Рыночный
механизм и принципы его
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.[8]
Еще одно, более простое, определение говорит, что рыночный механизм – это механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.
Спрос – это желание купить конкретный товар или услугу по определенной цене в определенный период времени, подкрепляемое способностью и готовностью оплатить покупку. [6]
Спрос можно
рассматривать как форму
Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.
Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:
Существуют также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.