Рыночная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.
В соответствии с целью я определяю следующие задачи
Рассмотреть общие основы товарного производства
Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков
Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическое регулирование
Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества

Содержание

Введение 3
1. Рынок и рыночная экономика. Субъекты и объекты
рыночных отношений 6
2. Функции рынка. Структура и инфраструктура рыночной
экономики 14
3. Конкуренция. Позитивные
и негативные стороны рынка. Рынок и государство 23
4. Особенности формирования рыночных отношений в России 35
Заключение 51

Список использованной литературы 54

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

    Программа экономической реформы в России как целостный документ не разрабатывалась. Из принятых в конце 1991 г. указов и постановлений Правительства по радикальному реформированию народного хозяйства можно сделать вывод, что теоретической основой принятых в них подходов явилась либеральная, монетаристская концепция макроэкономического регулирования экономики, наиболее подробно изложенная на 1200 страницах в так называемом "Хьюстоновском докладе", подготовленном в 1990 г. четырьмя ведущими международными финансово-экономическими организациями Запада для руководителей стран "семерки".

    Монетаристская  теория разрабатывалась для лечения "больных" рыночных экономик, основанных на частной собственности и свободном  предпринимательстве, регулируемых «невидимой рукой» рынка.

    Использование этой теории при поспешном осуществлении  реформирования плановой, монопольной, дефицитной государственной экономики РФ не позволило сделать ни одного крупного реального шага на пути создания эффективного рыночного механизма производства и реализации продукции, тогда как прежний хозяйственный механизм был полностью разрушен.

    Во  все времена в периоды фундаментальных  общественных сдвигов исключительно  важной становилась роль государства. И это вполне объяснимо: когда  старые структуры и институты  уже должным образом не функционируют, а новые только еще формируются и создаются, лишь институты государства как система власти могут обеспечить социальный порядок, предотвратить дезинтеграцию общества, ввести в нормальное русло и осуществить в желаемом направлении социальные, экономические и политические реформы.

    В переходный период только институт государства  в состоянии достаточно жестко, на основе соответствующей законодательной  базы осуществлять регулирование, обеспечивающее поэтапное формирование рыночного  хозяйства путем концентрации усилий на первом этапе одновременно на важнейших стратегических направлениях: институциональных реформах, стабилизации экономики, структурной перестройке хозяйства, социальной защите населения.

    Только  при согласованном продвижении  по этим направлениям можно рассчитывать на успех и поддержку обществом осуществляемых преобразований.

    Анализ  показывает что проводимые реформы не относились на деле к числу основных приоритетов экономической политики. До недавнего времени институциональные реформы только декларировались, но осуществлялись крайне вяло и противоречиво, к структурной перестройке хозяйства практически не приступали, социальная защита населения совершенно недостаточна, стабилизация экономики декларативно ограничена сферой финансов и денежного обращения. Сложилось впечатление, что государство не стремится к активному регулированию социально-экономической сферы, полагаясь на механизм ее рыночной самоорганизации.

    Первоочередной  задачей настоящего периода является стабилизация производства, решение  которой в огромной степени зависит от способности государства осуществлять контроль за ходом экономических процессов, обеспечить управляемость экономической системы. При этом речь не идет о возврате к прежним методам управления на основе всеохватывающего директивного планирования. Следует создать адекватную новым условиям систему государственного регулирования производства и практически овладеть его тонким и сложным искусством с помощью действенных инструментов государственной экономической политики.

    Отбросив  использовавшиеся в стране командно-административные рычаги управления, государство в новых условиях может и должно, тем не менее, располагать другими достаточно мощными средствами воздействия на хозяйственные и производственные процессы. Это:

    • во-первых, авторитетные и эффективные институты законодательной, исполнительной и судебной власти
    • во-вторых, аккумулируемые через государственный бюджет финансовые ресурсы, достигающие в странах с развитой рыночной экономикой 30-60% валового национального продукта и используемые на реализацию государственных программ
    • в-третьих, крупномасштабная государственная собственность, представляемая имуществом, активами, предприятиями государственного и смешанного секторов экономики

    Исходя из того, что на протяжении всего переходного периода интенсивность государственного  регулирования должна быть значительно  выше, ежели в странах со зрелой рыночной экономикой. Высокая интенсивность регулирования должна быть на нынешнем, начальном этапе перехода, тогда как в дальнейшем номере созревания механизмов саморегулирования она может уменьшаться. Для обеспечения системы государственного управления всеми секторами экономики целесообразно энергично овладеть новыми эффективными методами. Институциональным структурам предстоит научиться не повелевать и командовать, а разумно управлять и координировать. Необходим принципиально новый стиль государственного управления, основанный на учете интересов объектов управления, отказе от методов силового давления, необходимости достижения согласия и компромиссов, ведении с партнерами переговоров, заключении с ними договоров и соглашений.

    Целесообразно вновь вернуться к планированию, но уже на качественно другой основе, чем это было прежде. Должна быть принята распространенная в мире система индикативного планирования и разработка целевых эффективных программ с поправками на российские традиции и специфику переходного периода.

    В условиях перехода к рынку нельзя обойтись без хорошо продуманных  и организованных государственных  регулирующих механизмов. Необходимо постоянно заботиться о создании благоприятных условий для нормального функционирования рынка, самым непосредственным образом влиять на его конъюнктуру, становление. В противном случае экономика становится вялой, неуправляемой, что мы и наблюдали в 1992 и 1993 гг.

    В кризисных условиях проводится налоговая политика, которая фактически не стимулирует стабилизацию экономики, а тем более ее развитие. Действующий с начала 1992 г. налог на добавленную стоимость по сути дела сдерживает производство. В Германии, например, в течение нескольких месяцев Парламент активно обсуждал вопрос о повышении налога на добавленную стоимость с 14 до 15 %, так как возможен рост инфляции. В России - 28 %  при катастрофическом падении производства и гиперинфляции.

    Государственные структуры многих западных стран с давно сформировавшейся рыночной экономикой стремятся так отрегулировать рыночные отношения, чтобы они стимулировали рост производства нужных товаров.

    Мониторинг  рынка, отслеживание, поддерживание  экономического равновесия, научное  прогнозирование развития отраслей, экономики в целом – важнейшие функции их деятельности. Российские государственные структуры в ответственный период перехода к рынку, недостаточно занимаются этими функциями, что постоянно приводит к непредсказуемым негативным последствиям. В сложившихся условиях остро назрела разработка концепции создания системы государственного управления и регулирования экономикой применительно к решению задач перехода от плановой экономики к социально ориентированному рыночному хозяйству.

    В современных условиях в развитых странах с рыночной экономикой ведется глубокое исследование экономических и правовых проблем, связанных с регулированием хозяйства, приватизацией, конкуренцией и антимонопольным законодательством.

    В России назрела необходимость тщательного  анализа результатов проведенных преобразований, всестороннего изучения мирового опыта регулирования рыночной экономики, и внесения необходимых корректив в теоретические и методологические основы проводимых преобразований.

    Экономическая теория считает, что центральный вопрос экономической реформы - приватизация государственной собственности - совсем не обязательно приводит к повышению эффективности производства. В Чехословакии, если судить по выступлению министра по делам приватизации в марте 1991 г., отдают себе отчет в том, что чисто экономические особенности приватизации не выглядят убедительными. Побуждения к ней носят, прежде всего, политический характер.

    Проведенная "на скорую руку" приватизация госсельхозов в Польше привела к огромным проблемам, которые приостановили программу, вынудили отступить от нее, и это обошлось правительству гораздо дороже, чем, если бы оно вообще ничего не начинало.

    Всестороннее  изучение этих процессов позволяет  в обобщающем виде сделать вывод, что при приватизации собственности государственных предприятий в странах Центральной и Восточной Европы не нашлось эффективных быстрых решений, а предстоит длинный и трудный путь.

    Программа разгосударствления и приватизации, осуществляемая в нашей стране, на мои взгляд, поспешна и во многом порочна. Преобразования под лозунгом народной приватизации привели к тому, что стоимость национального богатства страны обесценена в 50 раз. Об этом свидетельствуют заниженный именно в 50 раз курс рубля и практика продажи предприятий за бесценок.

    Проведенный анализ проверок хода приватизации позволяет отметить практически повсеместное снижение производственных и финансовых показателей в результате таких преобразований, массовые случаи длительного закрытия приватизированных предприятий для ремонта и перепрофилирования, сверхнормативный рост оплаты труда, свидетельствующий об отсутствии сдвигов в сторону накопления средств для реконструкции и повышения эффективности производства.

    Изучение  законности и влияния действующего механизма приватизации в 1996 г. по 78 тыс. преобразованных предприятий на достижение ее главных целей: создания социально ориентированной рыночной экономики, повышения эффективности производства, социальной защиты населения, создания конкурентной среды - показывает, что ни одно из перечисленных намерений не достигнуто, кроме создания слоя частных собственников.

    В последнее время все чаще возникает  мысль, что приватизация обросла  множеством иллюзий. Часть таковых  связана с трактовкой самого понятия: любой шаг по пути ограничения  роли государства как непосредственного собственника считается приватизацией, а создание рыночной конкуренции - элементарным, неотъемлемым интересом новых собственников. Другая часть иллюзий сопряжена с ожидаемым результатом приватизации. Согласно им зарождающаяся структура собственников сама по себе ведет к повышению эффективности производства, одновременно стимулируя становление сильного, материально независимого среднего слоя общества. От приватизации как таковой нельзя ожидать "скачка эффективности".

    Государственные предприятия могут быть столь же эффективными, как и частные, но им предстоит действовать в условиях достаточно высокого уровня конкуренции, хотя таких условий в нашей стране в настоящее время не существует.

    В результате проведенных исследований большое число экономистов пришли к пониманию положения о том, что приватизация в отрыве от других форм и методов стимулирования и государственного регулирования совсем не обязательно приводит к повышению эффективности производства.

    Рынок как сфера товарного обмена не может выдвигать требований по поводу каких-либо определенных форм собственности. Этот механизм не имеет избирательной способности: его содержание в наличии спроса и предложений.

    Чтобы спрос и предложения в товарном производстве находились в необходимом  равновесии, обеспечивающем удовлетворение производственных и личных потребностей и предотвращающем при этом как избыток, так и недостаток товарных масс, должна иметь место специально выделенная координирующая деятельность. Такая деятельность может находиться в интервале максимума централизации управления процессами обмена товара на деньги и минимума, когда отношения на рынке полностью освобождаются от институциональных регуляторов.

    В этой связи в качестве необходимых  условий полноценных отношений  товарного рыночного обмена можно выделить: достаточность товарных масс по количеству, качеству и ассортименту; надежное состояние финансово-кредитной системы; правовой характер отношений поставщиков и потребителей, развитую инфраструктуру движения товаров.

    Те  или иные формы собственности нужны постольку, поскольку они могут способствовать ускоренному экономически эффективному решению социальных и производственных задач в рамках выбора общества.

    Производственные  ресурсы представляют интерес в  качестве объекта собственности постольку, поскольку являются основой производства любого продукта, на котором сосредоточен интерес товаропроизводителей.

    Поэтому существует утверждение, что в общей системе отношений, отношения по результатам труда являются определяющими в поведении коллективов и их индивидумов.

    Копирование западных монетаристских рецептов регулирования  рыночной экономики для Российской Федерации неэффективно ни на первом этапе переходного периода от планового хозяйства к рыночному, ни в стратегическом плане.

Информация о работе Рыночная экономика