Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:06, курсовая работа
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной.
Известно, что в действительности экономика любой страны является смешанной, поскольку теоретические модели рыночного хозяйства описывают экономику какой-либо достаточно локальной области, а на практике (в масштабах государства) действуют одновременно законы нескольких моделей экономики. Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике какой либо страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений.
Проблема
монополизма в экономике
К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.
С
одной стороны, монополии ограничивают
выпуск продукции и устанавливают
более высокие цены в силу своего
монопольного положения на рынке, что
вызывает нерациональное распределение
ресурсов и обусловливает усиление
неравенства доходов. Монополия, безусловно,
снижает жизненный уровень
С
другой стороны, существуют весомые
аргументы в пользу монополий. Продукция
монополистических компаний отличается
высоким качеством, что и позволило
им завоевать господствующее положение
на рынке. Монополизация воздействует
на повышение эффективности
Учитывая
двойственный характер монополистических
объединений, правительства стран
с развитой рыночной экономикой стараются
в какой-то мере противостоять монополизму,
поддерживая и поощряя
В России за годы экономических преобразований сложилась особая, непонятная для всего мира система экономического хозяйствования. В соответствии с этим действие конкурентных закономерностей хаотично и имеет свои особые формы.
Приступая к исследованию конкуренции и монополии, необходимо отметить, что многие вопросы, касающиеся данных понятий, являются дискуссионными. Исследование данной темы затрагивается в ряде книг таких авторов: Игнатова Т.В. «Экономическая теория», Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», Грязнова А.Г., Юданова А.Ю. «Микроэкономика. Теория и российская практика» и другие.
Объектом исследования курсовой работы являются феномен конкуренции и монополии, а также их влияние на современную рыночную экономику.
Целью курсовой работы является изучение сущности конкуренции и монополии, и их взаимодействие в Российской экономике.
Для ее реализации необходимо выполнить следующие задачи:
СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ
И ЕЕ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Взаимодействие между спросом и предложением, как известно, происходит на рынке. В системе рыночных отношений покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом, который решает все экономические проблемы общества, связанные с распределением ресурсов, благ и доходов.
Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.
Конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах рынка).1
Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом.
Действительно, в ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство прекращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?
Роль конкуренции состоит в том, что при ее наличии на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить свои издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход.
Кроме
того, конкуренция создает у
В
докапиталистический период конкуренция
не играла определяющей роли на становление
экономических отношений. В период
феодализма этот процесс сдерживался
различного рода внеэкономическими
ограничениями, монополиями, наличием
закрытых для конкуренции зон. Только
в условиях капиталистического хозяйства,
в котором товарные отношения
стали господствующими, были сняты
ограничения на пути движения товаров,
капитала, рабочей силы, образовался
единый национальный рынок и стал
складываться мировой - конкуренция
стала главным рычагом
2.1 СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Рынок
- это совокупность всех случаев, когда
сталкиваются спрос и предложение
на определенные товары. Действие двух
основных факторов, спроса и предложения,
зависит от рыночных ситуаций, которые
характеризуются различными условиями,
например, вхождения на рынок или
выхода, движения товаров, обмена информацией
и другие. Различные условия
Экономическая теория долгое время использовала количественный критерий, чтобы классифицировать различные ситуации рынка. Так, она выделяла конкуренцию между большим числом продавцов - совершенная конкуренция, конкуренцию между малым числом продавцов - олигополия и ситуацию, когда присутствовал лишь один продавец.3
Таблица 1. Виды конкуренции
Виды конкуренции | Количество и размер | Характер продукции | Условия выхода и входа | Доступность информации |
Совершенная конкуренция | Множество мелких фирм | Однородная | Никаких затруднений | Равный доступ |
Монополистическая конкуренция | Множество мелких фирм | Разнородная | Никаких затруднений | Некоторые затруднения |
Олигополия | Число невелико | Однородная или разнородная | Возможны отдельные препятствия | Некоторые ограничения |
Монополия | Одна фирма | Уникальная | Непреодолимые барьеры | Некоторые ограничения |
Совершенная
конкуренция как характеристика
рыночной ситуации свойственна более
раннему этапу развития рыночного
хозяйства. Основным признаком совершенной
конкуренции является существование
множества продавцов и
Поскольку действует бесчисленное количество, как продавцов, так и покупателей, ни те, ни другие не имеют достаточно власти для влияния на изменение цены на рынке.
Таким образом, ни размер предприятий, ни другие причины не позволяют хотя бы одному из участников рынка воздействовать на рыночную цену. Поэтому спрос на продукцию отдельного предприятия не будет падать по мере увеличения им своих продаж.
Совершенную
конкуренцию часто называют чистой
конкуренцией, так как при этой модели
рынка влияние каждого из участников экономических
отношений на общую ситуацию формирования
цен настолько ничтожно, что им можно пренебречь.
Однако в реальной жизни, особенно на этапе
современного уровня экономической цивилизации,
такая независимость практически неосуществима.
В действительности практика свободного
ценообразования постоянно нарушается.
4
Модель рынка совершенной конкуренции основана на четырех основных условиях:
1.Однородность продукции. Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция фирмы в представлении покупателей неразличима, т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами).
В этих условиях, когда товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.
2. Малые размеры и многочисленность субъектов рынка. При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют говоря об атомистической структуре рынка. При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений.
3. Невозможность диктовать цену рынку. Данные ограничения (однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий ) фактически предопределяет, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.