Рыночная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.
В соответствии с целью я определяю следующие задачи
Рассмотреть общие основы товарного производства
Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков
Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическое регулирование
Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества

Содержание

Введение 3
1. Рынок и рыночная экономика. Субъекты и объекты
рыночных отношений 6
2. Функции рынка. Структура и инфраструктура рыночной
экономики 14
3. Конкуренция. Позитивные
и негативные стороны рынка. Рынок и государство 23
4. Особенности формирования рыночных отношений в России 35
Заключение 51

Список использованной литературы 54

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

    Аукционы  имеют дело с продукцией, которой  на рынке недостаточно. Здесь главным  ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену.

    Различают аукционы

    • принудительные (проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков)
    • добровольные (организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров)

      Для проведения аукционов создаются  специальные фирмы, работающие  на комиссионных началах. Существуют  и международные аукционы. Они  представляют собой разновидность  публичных открытых торгов, где  реализуются товары определенной  номенклатуры.

    Биржа - это место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.

    Биржи различают на

    • товарные
    • фондовые биржи
    • биржи труда

    Товарная  биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

    Товарные  биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки.

    Фьючерсы (фьючерсные сделки) – заключаемые на бирже сделки купли –продажи сырья, золота, валюты, ценных бумаг по ценам , действующим на момент сделки, с поставкой купленных товаров и их оплатой в будущем либо сделки по образцам еще не произведенного товара. 

      На современных товарных биржах только 1—2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.

    Фондовая  биржа – организатор торговли на рынке ценных бумаг, занятый исключительно обращением ценных бумаг, определением их рыночных цен и распространением информации о них. 

    На  фондовой бирже обращаются главным  образом два вида ценных бумаг

    • акции предприятий, компании, фирм
    • облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями.

      Купля-продажа ценных бумаг на  фондовой, бирже происходит на  основе их биржевого курса,  который колеблется в зависимости  от соотношения между спросом  и предложением. На фондовой бирже  определяются реальные рыночные  цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Парижская.

    Биржа труда - это организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.

    Кроме мероприятий по трудоустройству  биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы.

    Элементом инфраструктуры рынка выступает  кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды  профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы -банковская система. Она включает в себя

    • национальный (государственный) банк
    • коммерческие банки (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит)
    • ипотечные банки (дают деньги под залог недвижимости)
    • инновационные банки (кредитуют разработку технологических нововведений) 
    • инвестиционные банки

    В рыночную инфраструктуру входят и государственные  финансы. Их основу составляют республиканские  и местные бюджеты. Через госбюджет  происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и  социальных программ.

    Важной  частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры". 
 

 

3. КОНКУРЕНЦИЯ. ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ РЫНКА. РЫНОК И ГОСУДАРСТВО 

      Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства,  купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция это

    • экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям
    • состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства

          Конкуренция имеет важное значение  в жизни общества. Она стимулирует  деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства,  улучшению качества продукции, усилению научно-технического  прогресса.   Вместе с тем конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

    Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации, их труда,  возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существуют в различных формах.

    Экономическое значение конкуренции огромно. Современные  экономисты считают конкуренцию  одной из причин роста эффективности  производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства. В западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

    Совершённая конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

    Для нее характерны следующие черты

    • наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен
    • возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам
    • однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм
    • хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

    Совершенная, или свободная, конкуренция в  экономике развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные  предприятия и их объединения, которые  охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

    Несовершенная конкуренция – это вид конкуренции, при которой фирмы имеют возможность полностью или частично контролировать цену на свою продукцию (на рынке ограничено число продавцов и покупателей, а также ограничен и сам доступ на рынок.

    Существуют  несколько моделей несовершенной  конкуренции. Одной из моделей является монополия.

    Монополия – это тип экономических отношений, при котором субъекты предпринимательской деятельности могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности. Для монополии характерно

    • единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги
    • нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив)
    • диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой)
    • вступление в отрасль конкурентов заблокировано

    Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в  производстве. Так, согласно законодательству Германии доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке.

    В нашей хозяйственной практике в  качестве занимающих доминирующее положение на рынке рекомендуется рассматривать тех участников хозяйственного оборота, доля которых на нем составляет свыше 70 %. Степень монополизации для участников, доля которых составляет от 35 до 70 %, определяется дифференцирование, в частности выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географических границ.

    Моделью несовершенной конкуренции является также монополистическая конкуренция.

    Монополистическая конкуренция – это одна из форм конкуренции при которой схожие товары выпускаются несколькими независимыми производителями. Ее отличительные признаки

    • существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор
    • продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи
    • экономическое соперничество влечет за собой и ценовую и неценовую конкуренцию
    • вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде
    • тип продукта дифференцированный
    • неценовая конкуренция (значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.)

    На  практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

    Моделью несовершенной конкуренции является олигополия.

    Олигополия  – это ситуация на рынке, при которой небольшое число продавцов обслуживает много покупателей. При олигополии каждый продавец может контролировать уровень своих цен и продаж до определенного предела. Доступ на такой рынок обычно затруднен для других фирм и компаний. Как правило, для олигополистического рынка характерна сильная неценовая конкуренция. Особенно заметна тенденция развития олигополистического рынка в развитых странах.

Информация о работе Рыночная экономика