Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа
Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, не возникает. Сегодня государство вмешивается в экономику и это факт. Споры на эту тему уже не ведутся. Сегодня вопрос стоит в том, чтобы определить какое вмешательство необходимо: более или менее активное. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.
Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1 Роль и функции государства в рыночной экономике……………………....5
1.1 Современный взгляд на роль государства в рыночной экономике……….5
1.2 Причины государственного вмешательства в экономику…...….…………10
1.3 Классификация функций государственного регулирования……………...13
1.4 Методы госрегулирования рыночной экономики……………..……...….25
Глава 2 Антимонопольная политика как важная функция госрегулирования...….28
2.1 Необходимость антимонопольной политики для государства……….........28
2.2 Антимонопольная политика России, ее цели и методы.………………..….30
2.3 Издержки, связанные с антимонопольной политикой……………………...34
Заключение……………………………………………….…………………………...39
Список использованной литературы…………………………
Таблица 1-Задачи и методы реализации антимонопольной политики
Задачи | Методы |
1.Содействие
формированию рыночных |
1.Содействие
развитию товарных рынков и
конкуренции (устранение
4.Наблюдение
и контроль за состоянием и уровнем
концентрации товарных рынков, 5.Совершенствование
антимонопольного 6.Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий |
2.Предупреждение,
ограничение и пресечение |
1.Контроль и
наблюдение за субъектами, имеющими
доминирующее положение на 2.Контроль
и наблюдение за 3.Пресечение недобросовестной конкуренции. 4.Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов |
3.Принцип
разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции |
1.Исследование
структуры рынка, анализ 2.Приоритет
положительного эффекта в 3.Верховенство
законов над другими 4.Преемственность
норм международного права и
интегрирование российского |
4.Законность,
гласность
и публичность в действиях антимонопольных органов |
|
ФАС
России подчиняется непосредственно Пр
На
сегодняшний день сдвиги в развитии
антимонопольного регулирования очевидны,
но антимонопольная политика в России
развита ещё не достаточно хорошо,
хотя имеются все тенденции к
дальнейшему совершенствованию
этой сферы.
2.3 Издержки, связанные с антимонопольной политикой
Безусловно, антимонопольная политика, как и любая другая политика государства, имеет издержки. Издержки несёт государство, фирмы – монополисты и даже обычные потребители. Речь идёт а финансовых потерях (для государства), связанных с разработкой программ в поддержку Малого и Среднего предпринимательства, разработка упрощенной системы налогообложения для них, создание информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, разработка законов (к примеру, «Закон о защите конкуренции» с 2006г – по 2009г. менялся три раза), представить только, во сколько обходится содержание ФАС, где работает более 3000чел., и многое другое. [9].
В Таблице 2, я обозначила «издержки» в виде «недостатков», связанных с существованием монополий как для экономики в целом, так и для фирм – монополистов, а также для потребителей.
Таблица 2 - Сравнительная оценка полезности монополии
Достоинства
(преимущества)
Для экономики в целом
1.Прогнозируемость рынка, ограниченно
банкротство фирм
2.Возможность государства осуществлять
контроль и регулирование деятельности
предприятия (отрасли) 2. Высок
уровень доверия к крупным компаниям
3.Поведение компании па рынке более прозрачно 5.Цены
существенно превышают средние
производственные затраты, 6.Возможность давления ни потребителей, контрагентов, общество в целом 7.Возможность
осуществлять 8.Существует
потенциальная возможность |
Недостатки (издержки) 8.Высокие монопольные прибыли провоцируют неэффективное распределение ресурсов общества всех видов 9. Отсутствие стремления к снижению производственных издержек 10.Слабо стимулируется прогресс, инновации, развитие экономики за исключением случаев государственной поддержки 3.Государство
имеет возможность |
Нельзя игнорировать существенные социально-экономические издержки монополий, связанные с обладанием монопольной властью. Фирмы-монополисты устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Все это определяет необходимость постоянного контроля со стороны государства за состоянием секторов и отраслей экономики, динамикой уровня концентрации и стратегиями ценообразования крупных бизнес-структур.
Хотя, с другой стороны, монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть.
Занимаясь
исследованиями, они обеспечивают выгоды,
как себе, так и обществу в целом.
Но убедительных доказательств того,
что монополии играют особенно важную
роль в ускорении технического прогресса
- нет, так как монополии могут задержать
развитие технического прогресса, если
он угрожает их прибыли. Российскому государству
необходимо заставить монополии соблюдать
правила конкуренции. [2, с.11-12].
Заключение
В ходе работы цель была достигнута, а поставленные задачи решены. Подводя итог проделанной работе можно сделать общие выводы.
От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Конечно,
вмешательство государства в
экономические отношения не должно
быть безграничным – экономика не
должна быть излишне административно
«зарегулирована», так как это
ущемляет экономическую свободу, приводит
к коррупции государственного аппарата
и возникновению теневой
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности. Особенно это ощутимо для обычных потребителей, которые могут столкнуться с проблемой монополизации рынка.
Монополизация рынков ведет к недопроизводству, завышению цен, возможному ухудшению качества продукции, неэффективное использование производства, сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому одна из важнейших функций государства - борьба с монополизацией, поддержка конкуренции. Государство защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.
Государственное
вмешательство может в
В
начале XXI столетия человечество стоит
перед задачей, как органически
соединить рыночную экономику, социальную
политику государства и экологию.
В цивилизованном обществе экономика
должна быть социальной. Это возможно
лишь при позитивном воздействии
на нее государства, в условиях, когда
высшей ценностью в обществе являются
достоинство и права человека
и функционирует правовое государство.
Как мне кажется, основная задача
государства состоит в том, чтобы удерживать
«золотую середину» в сфере влияния на
рыночную экономику.
9) http://www.gks.ru/rosstat/
Информация о работе Роль и функции государства в рыночной экономике