Роль и функции государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, не возникает. Сегодня государство вмешивается в экономику и это факт. Споры на эту тему уже не ведутся. Сегодня вопрос стоит в том, чтобы определить какое вмешательство необходимо: более или менее активное. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1 Роль и функции государства в рыночной экономике……………………....5
1.1 Современный взгляд на роль государства в рыночной экономике……….5
1.2 Причины государственного вмешательства в экономику…...….…………10
1.3 Классификация функций государственного регулирования……………...13
1.4 Методы госрегулирования рыночной экономики……………..……...….25
Глава 2 Антимонопольная политика как важная функция госрегулирования...….28
2.1 Необходимость антимонопольной политики для государства……….........28
2.2 Антимонопольная политика России, ее цели и методы.………………..….30
2.3 Издержки, связанные с антимонопольной политикой……………………...34
Заключение……………………………………………….…………………………...39
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.роль и функ. в рыночной экономике.docx

— 83.46 Кб (Скачать)

Таблица 1-Задачи и методы реализации антимонопольной политики

Задачи Методы
1.Содействие  формированию рыночных отношений  на основе развития конкуренции  и предпринимательства, контроль за процессами концентрации 1.Содействие  развитию товарных рынков и  конкуренции (устранение административных  межрегиональных и других барьеров).
  1. Поддержка малого предпринимательства.
  2. Проведение политики демонополизации производства и обращения.

4.Наблюдение  и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, 
поведением хозяйствующих субъектов на них.

5.Совершенствование  антимонопольного законодательства.

6.Наблюдение  и контроль за деятельностью естественных монополий

2.Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции 
 
 
1.Контроль и  наблюдение за субъектами, имеющими  доминирующее положение на рынке.

2.Контроль  и наблюдение за согласованными  действиями субъектов, направленными  на ограничение конкуренции.

3.Пресечение  недобросовестной конкуренции.

4.Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов

3.Принцип  разумного подхода 
при применении норм антимонопольного законодательства, 
направленных на эффективное 
функционирование товарных 
рынков и конкуренции
1.Исследование  структуры рынка, анализ поведения  и оценка результата функционирования  рынка.

2.Приоритет  положительного эффекта в социально-экономической  сфере над действиями, направленными  на изменение структуры и концентрацию  рынка

3.Верховенство  законов над другими нормативными  актами, принимаемыми органами власти  и управления.

4.Преемственность  норм международного права и  интегрирование российского антимонопольного  законодательства в европейское.

4.Законность, гласность

и публичность  в действиях антимонопольных  органов

  1. Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства.
2.Формирование  общественного сознания в пользу  развития рыночных сил
 

     ФАС России подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации. Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности. В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. Лишь за последние годы государство при помощи ФАС, Росприроднадзора и других ведомств выдавило из экономики ряд крупных западных компаний (British Petroleum, RoyalDutchShell, Mitsubishi, и др.), закрыло для зарубежных инвесторов целый ряд отраслей, также переведя их в разряд «стратегических», воспрепятствовало слиянию независимых производителей газа с крупными западными компаниями (та же ФАС в 2005 году отказала французской Total в приобретении 25-процентного пакета акций компании «Новатэк», которая позднее перешла под контроль «Газпрома»). [6].

     На  сегодняшний день сдвиги в развитии антимонопольного регулирования очевидны, но антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, хотя имеются все тенденции к  дальнейшему совершенствованию  этой сферы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3  Издержки, связанные с антимонопольной политикой

     Безусловно, антимонопольная политика, как и  любая другая политика государства, имеет издержки. Издержки несёт государство, фирмы – монополисты и даже обычные потребители. Речь идёт а финансовых потерях (для государства), связанных с разработкой программ в поддержку Малого и Среднего предпринимательства, разработка упрощенной системы налогообложения для них, создание информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, разработка законов (к примеру, «Закон о защите конкуренции» с 2006г – по 2009г. менялся три раза), представить только, во сколько обходится содержание ФАС, где работает более 3000чел., и многое другое. [9].

     В Таблице 2, я обозначила «издержки» в виде «недостатков», связанных  с существованием монополий как  для экономики в целом, так  и для фирм – монополистов, а  также для потребителей.

Таблица 2 - Сравнительная оценка полезности монополии

Достоинства (преимущества)         Для экономики в целом   1.Прогнозируемость рынка, ограниченно банкротство фирм  2.Возможность государства осуществлять контроль и регулирование деятельности предприятия (отрасли)                        3. Государству легче выстроить свои отношения с одним предприятием-отраслью, чем с большим числом компаний, конкурирующих на рынке    4. Государство может переложить часть своих расходных функций на предприятие-монополиста на взаимовыгодных договорных условиях                                                 5.Информационная прозрачность, прогнозируемость и управляемость рынка                                   6.Активная благотворительная деятельность, участие в мероприятиях социального характера, более тесные связи с общественностью ради престижа и создания благоприятного имиджа   7.Предоставление высоких заработных плат, значительных социальных гарантий и создание хороших условий труда для многочисленного персонала компании                         8.Существуют экономические, технологические и организационные условия для реализации открытий и нововведений                                    Для потребителя                                1.Положение фирмы на рынке стабильно; потребитель может оставаться постоянным покупателем фирмы, товары которой полностью удовлетворяют его

2. Высок уровень доверия к крупным компаниям        3.Поведение компании па рынке более прозрачно 
(отсутствует возможность махинации, ограниченна 
недобросовестная конкуренция)  4.Ограниченные затраты на продвижение продукции 
сокращают совокупные расходы потребителей, 
связанные с рекламой, маркетингом 5.Возможно достижение более низких иен, которые могут быть установлены за счет низких издержек на единицу продукции, а также внедрения новых технологий производства (более вероятно в государственно организованных монополиях)                                     Для фирмы-монополиста  1.Безопасность ведения бизнеса, стабильное положение фирмы на рынке, отсутствие возможности банкротства                       2.Возможно установление монопольно высоких (низких) цен  3.Наличие исключительного права распоряжения ресурсами      4.Барьеры для вступления в отрасль могут позволить монополисту получать сверхприбыли даже в долгосрочном периоде

5.Цены  существенно превышают средние  производственные затраты, соответственно, ценовая дискриминация может  принести дополнительные прибыли

6.Возможность  давления ни потребителей, контрагентов, общество в целом

7.Возможность  осуществлять монополистическую  деятельность

8.Существует  потенциальная возможность аккумуляции       средств на НИОКР

Недостатки (издержки)                              Для экономики в целом                                  1.Возможность сращивания монополии с государством                             2.Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами    3.Необходимо государственное вмешательство в регулирование деятельности монополий в плане выплаты долгов и уплаты налогов                              4.На экономическую эффективность рынка оказывают сдерживающее влияние барьеры входа                                                5.Стремление монополии к повышению цен стимулирует импорт и ухудшает условия торговли для отечественного бизнеса    6.Низкая скорость обращения капитала, замедленная оборачиваемость 7.Монопольная цена превышает предельные издержки, что провоцирует постоянный нерегулируемый рост цен 
8.Высокие монопольные прибыли провоцируют неэффективное распределение ресурсов общества всех видов 
9. Отсутствие стремления к снижению производственных издержек            10.Слабо стимулируется прогресс, инновации, развитие экономики за исключением случаев государственной поддержки                            11.Используется стандартная технология, изменяющаяся очень медленно        12.Часть необходимой обществу продукции не производится, что сокращает возможность выбора в целом   13.Компания-монополист формирует рынок, я соответственно, и спрос, что ведет к неэффективному формированию импульсов от спроса к производству       Для потребителя                                 1.Цены слабо реагируют па колебания потребностей и спроса; потребителю приходится «мириться» с монопольно высокими ценами                          2.Отсутствует или крайне ограниченна обратная связь от спроса к производству, что оказывает негативное влияние на ассортиментную и товарную политику предприятия                            3.Монопольная власть производителя при определении количества и цен продукта, возможно создание временного дефицита и изъятие товара из обращения с целью повышения на него цены        4.Ассортимент продукции имеет тенденцию к сокращению по сравнению с конкурентной отраслью, сервисное обслуживание ограниченно     5.Возможность поиска наиболее подходящих для потребителя вариантов ограниченна, вырабатывается консерватизм потребностей                      Для фирмы-монополиста          1.Отсутствие постоянного давления конкурентов и защищенное положение на рынке ограничивают стимулы для производственной эффективности, формируют бездеятельность         2.Высокий уровень зависимости от государственного регулирования

3.Государство  имеет возможность регулировать  действия монополиста в области  ценообразования и качества продукции, контролировать политику компании                                   4.Государство имеет право определять географическую сферу деятельности монополиста, что формирует высокие межрегиональные барьеры и снижает межрегиональный товарообмен  5.Ограниченные альтернативы в выборе поставщиков и т. д.                         6.Высокие управленческие издержки, громоздкость управленческого аппарата  7.Присутствуют потенциальные основы к ослаблению рыночной мощи  8.Отсутствуют стимулы к использованию прогрессивных технологий, слабая заинтересованность в НИОКР и использовании НТП                  9.Существует некоторое противодействие техническим улучшениям, которые могут вызвать внезапный моральный износ оборудования

 

     Нельзя  игнорировать существенные социально-экономические  издержки монополий, связанные с  обладанием монопольной властью. Фирмы-монополисты  устанавливают монопольно высокие  цены на свою продукцию, превышающую  общественную стоимость или возможную  равновесную цену. Это достигается  тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Все это определяет необходимость постоянного контроля со стороны государства за состоянием секторов и отраслей экономики, динамикой уровня концентрации и стратегиями ценообразования крупных бизнес-структур.

     Хотя, с другой стороны, монополии благодаря  высокому уровню сосредоточения экономических  ресурсов создают возможности для  ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть.

     Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса - нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Российскому государству необходимо заставить монополии соблюдать правила конкуренции. [2, с.11-12]. 
 
 

Заключение

     В ходе работы цель была достигнута, а  поставленные задачи решены. Подводя  итог проделанной работе можно сделать  общие выводы.

     От  решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или  не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

     Конечно, вмешательство государства в  экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно  «зарегулирована», так как это  ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться  в те сферы экономики, где его  вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

     В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности. Особенно это ощутимо для обычных потребителей, которые могут столкнуться с проблемой монополизации рынка.

     Монополизация рынков ведет к недопроизводству, завышению цен, возможному ухудшению  качества продукции, неэффективное  использование производства, сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к  чистым потерям общества - потерям  потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому одна из важнейших функций государства - борьба с монополизацией, поддержка конкуренции. Государство защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.

     Государственное вмешательство может в некоторых  случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х  годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался  отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком  случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было      сделано в 1986 году. [5, с.308].

     В начале XXI столетия человечество стоит  перед задачей, как органически  соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика  должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии  на нее государства, в условиях, когда  высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику. 
        
 

   Список  использованной литературы

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006
  2. Беспалов С.А. Монополиям – бой. // «Экономика. Финансы. Управление» №11 2009 - 10-12 с.
  3. Замула И.В. Анализ результатов деятельности государства на основе данных статистической отчетности // Экономический анализ: теория и практика № 40 (247), 2011 - 16-17 с.
  4. Вопросы Рыночной экономики/ Папава В. А.- М.:«Соминтек», 2001 – 320 с.
  5. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. 2003 - 398 с.
  6. http://fas.gov.ru
  7. http://www.grandars.ru
  8. http://www.refi.su/ekonomicheskaya_teoriya_books17.html

    9) http://www.gks.ru/rosstat/rosstatsite/main/ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Роль и функции государства в рыночной экономике