Роль и функции государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, не возникает. Сегодня государство вмешивается в экономику и это факт. Споры на эту тему уже не ведутся. Сегодня вопрос стоит в том, чтобы определить какое вмешательство необходимо: более или менее активное. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1 Роль и функции государства в рыночной экономике……………………....5
1.1 Современный взгляд на роль государства в рыночной экономике……….5
1.2 Причины государственного вмешательства в экономику…...….…………10
1.3 Классификация функций государственного регулирования……………...13
1.4 Методы госрегулирования рыночной экономики……………..……...….25
Глава 2 Антимонопольная политика как важная функция госрегулирования...….28
2.1 Необходимость антимонопольной политики для государства……….........28
2.2 Антимонопольная политика России, ее цели и методы.………………..….30
2.3 Издержки, связанные с антимонопольной политикой……………………...34
Заключение……………………………………………….…………………………...39
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.роль и функ. в рыночной экономике.docx

— 83.46 Кб (Скачать)

       Финансовую  функцию госрегулирования выполняет  и Федеральная антимонопольная  служба. Согласно отчетам металлосервисных компаний, российские производители трубной продукции заключили контракты на март 2011 года по цене, превышающей февральскую на 5-15%. Это существенно выше инфляции, которая, по данным «Росстата», с начала года составила 2,7%. По расчетам аналитиков, в связи с этим только в марте российские потребители труб - а это предприятия таких отраслей, как машиностроение, ЖКХ, нефтегазовая промышленность и другие, - суммарно заплатили на 750 млн. руб. больше, чем в феврале. Очевидно, что в сфере ЖКХ дополнительные затраты «переложат» в тарифы для населения. Отсутствие конкуренции на рынке трубной продукции может привести к неконтролируемому росту цен и осложнит осуществление стратегических нефтегазовых проектов. Таким образом, можно проследить зависимость повышения тарифов для населения  от антимонопольной политики государства. [6].

3. Социальная  функция.

       Задача  социальной функции государства  состоит в обеспечении социальной защищенности личности, нормальных условиях жизни для каждого члена общества вне зависимости от их непосредственного  участия в производстве каких-либо благ.

       В первую очередь, социальная политика государства  предполагает распределение социальных благ независимо от трудового вклада для того, чтобы обеспечить тех, кто  в силу различных объективных  причин не может полноценно трудиться: больным, инвалидам, пожилым людям, студентам и детям. Также любое  правовое государство выделяет необходимые  средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительства жилья, чёткую работу транспорта и связи.

       Таким образом, должна обеспечиваться надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование различными достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объёме пользоваться все граждане государства. Социальная помощь может быть оказана также в виде предоставления бесплатного питания, оказания медицинской помощи, предоставления единовременных денежных пособий. Именно благодаря этой функции рыночную экономику в ряде стран называют «социально ориентированной», т. е. создающей высокий уровень социальной защиты населения. Среди всех экономически развитых стран особое место по этому показателю занимает Швеция. [5, с.215].

Трансферты  в ней — одни из самых высоких  в мире, государственные расходы  ежегодно составляют более 60 % ВНП, из них более половины приходится на трансферты. В США на реализацию социальных программ ежегодно затрачивается более 10 % национального продукта. [7].

     Например, социальная функция в области  поддержки культуры реализуется  через учреждение сети     государственных театров, кинотеатров, музеев, финансирования различных выставок и других культурных мероприятий. Так, благодаря поддержке министра экономического развития в январе 2011 года в  Иркутске на строительство Ледового Дворца было выделено 786 млн. руб. (строительство которого обещают закончить зимой 2012г.). [9].

     Тем не менее, Россию нельзя назвать социальным государством, потому что оно не обеспечивает своих граждан приемлемым уровнем социальных гарантий и обеспечения  своих сограждан. Почти все социальные обещания премьера заложены в поправках к бюджету, которые сегодня обсуждает правительство. Общая сумма дополнительных бюджетных ассигнований в этом году - 418,4 млрд. рублей, треть доп.расходов (128,3 млрд. руб.) - социальные траты. Социальные выплаты - материнский капитал, пенсии - будут проиндексированы. Одна из бюджетных поправок предполагает направить на индексацию пенсий всего 128 млрд. рублей. Это, по мнению аналитиков «Альфа-Банка», означает, что во 2 полугодии 2011 года может последовать еще одно решение об индексации пенсий. Дополнительное увеличение социальных платежей в этом году, считают аналитики «ТКБ-Капитал», может стимулировать рост потребления и усилить инфляционное давление. [9].

 4. Природоохранительная функция.

Природоохранительная (экологическая) функция государства  занимает одно из ведущих мест во внутренней деятельности государства. Земля является объектом нашего совместного проживания, он требует к себе наиболее рационального  и нравственно чуткого отношения  к себе. В большинстве современных  государств разработано обширное законодательство по охране природы, которое четко  регулирует деятельность людей и  различных организаций в области  использования природной среды (об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, земли, вод и лесов).

     К сожалению, сегодня проблемы экологии не являются первостепенно важными  для государства и даже общества. Государственное регулирование  в этой области ещё находится  на стадии разработки. Конечно, существуют уполномоченные организации, которые  следят за экологией в стране, но в случае недобросовестного отношения, предприятия не несут больших  убытков, а иногда и вовсе остаются безнаказанными. Вот, например, в 2010 году Архангельским межрайонным природоохранным прокурором по результатам проверки природоохранного законодательства в деятельности ОАО «Севералмаз» были выявлены нарушения правил водопользования при заборе воды и нарушения условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него. Нарушителю назначено наказание в виде административных штрафов в размере 15000 рублей. [9].

5. Правоохранительная функция.

     Функция охраны правопорядка подразумевает  под собой сферу деятельности государства, направленную на обеспечение  точного и полного осуществления  законодательных предписаний всеми  гражданами определенного государства. Государство охраняет интересы каждой личности как гражданина и члена  общества, одновременно охраняя свои интересы, интересы всего общества.

      Правительство России различными способами старается поддерживать эту отрасль на высоком уровне, несмотря на высокие издержки. Вспомним, к примеру, переименование «милиции» в «полицию». Президент России Медведев Д.А. заверил руководство МВД, что бюджет МВД на 2012 год увеличен более чем вдвое - с 536,4 миллиарда рублей до 1,103 триллиона рублей. Глава государства добавил, что уже с января денежное довольствие сотрудников вырастет в среднем в два раза, а пенсии - в 1,5-1,8 раза. [9].

       Теперь  рассмотрим внешние функции государства. Внешние функции государства  представляют собой совокупность различных  действий государства на международной  арене. Соответственно эти функции  можно распределить по трем основным направлениям: в политике, в экономике, в области охраны мировой окружающей среды. Государство должно обеспечивать интеграционные процессы во взаимоотношениях с другими странами, одновременно отстаивая свою собственную независимость  на международной арене.

6.  Политическая  функция.

     В области политики сотрудничество государств проявляется, прежде всего, в вопросах войны и мира. На современном этапе развития мирового сообщества государства в целом избегают применения оружия. Политическое сотрудничество государств осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентской, межправительственной и других уровнях государственной власти. Такая организация как Европейское сообщество имеет общие межгосударственные органы власти: законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами каждого государства, состоящего в объединении.

       Основным  международным органом, которое  координирует политические интересы большинства  современных государств, является Организация Объединенных Наций (ООН). Вопросами политического урегулирования военных и других конфликтов занимается постоянно действующий орган ООН – Совет Безопасности. В его сферу деятельности входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности по развитию сотрудничества в самых разнообразных сторонах межгосударственных отношений. [4, с 230].

     Успешная  внешняя политика России требует  огромных издержек. В случае неэффективной  политики, государство перестает  быть конкурентоспособным партнером  с другими странами. Так  25 октября 2011 года Россия проиграла один из крупнейших тендеров на поставку своих новейших вертолетов в Индию. Индийское Минобороны предпочло ударным вертолетам Ми-28Н  «Ночной охотник» американские Apache AH-64D разработки Boeing. Также в апреле Россия проиграла крупнейший в этом веке оружейный тендер на поставку Индии среднего многоцелевого боевого самолета, на который выставляла свой МиГ-35 (модернизированный МиГ-29). Сделка предусматривала поставку 126 истребителей и оценивалась более чем в 10 миллиардов долларов. [9].

7. Экономическая  функция.

    Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место  государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими  государствами. Внешняя торговля, кредиты  и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

    Под внешней экономической функцией государства понимается его взаимодействие с другими странами в области  экономики. В частности, международное  экономическое сотрудничество включает в себя международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота и развитие кредитно-финансовых связей. Общей координацией международного экономического сотрудничества занимается Организация Объединенных Наций и её специализированные подразделения. Экономический и Социальный Совет ООН имеющие в своем составе ряд органов, занимающиеся вопросами мировой экономики: Совет по торговле и развитию, Экономический комитет, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике. Также вопросами международного экономического и социального сотрудничества занимаются такие учреждения как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд (МВФ) и многие другие.    

       Наиболее  влиятельное сообщество государств в современном мире – это Европейское сообщество. Его целью является достижение взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической и военных областях; сбалансированное развитие; повышение уровня жизни населения и т. д.[4, с.291-292].

       Россия  является огромной страной, сырьё которой  выводится на экспорт в громадных объёмах. Например, объем экспорта необработанных лесоматериалов в 2010 г. вырос на 0,9% – до 1,8 млрд. долл. [9].

8. Функция  обороны страны.

  Функция обороны страны от внешнего нападения  со стороны других государств составляет одно из важнейших направлений его  деятельности. В мирное время –  это всестороння подготовка страны к возможному отражению в случае нападения извне. В военное же время функция обороны страны перерастает в форму прямой вооруженной  борьбы с противником.

  В настоящее время поддержка обороноспособности страны является крайне затратной статьей  в бюджете любого государства. Оборонная  деятельность государства складывается из нескольких направлений: укрепление оборонной мощи страны; постоянное совершенствование боеспособности вооруженных сил; охрана государственных  границ и некоторые другие. Пример: принятая недавно Государственная программа вооружений - 2020 (стоимостью 19 трлн. рублей) ориентирована на оснащение нашей армии инновационными и высокотехнологичными  вооружениями. Основным приоритетом ГПВ-2020 является поддержание и развитие стратегических ядерных сил страны (СЯС). Около 10 процентов  всех средств, выделяемых на программу вооружения, предусмотрено использовать на модернизацию всей наземной группировки СЯС. Это и модернизация существующих ракетных комплексов, и создание новых. [9].

9. Охрана  мировой окружающей среды.

     Эта функция обеспечивает усилия большинства  государств в области поддержания  нормальной экологической обстановки на всей планете. Данная деятельность имеет всеобъемлющий характер и  проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Примером одной из таких  организаций может служить GREEN PEACE, имеющий отделения практически во всех странах мирового сообщества.  По мнению Гринпис экологическая политика России не соответствует статусу цивилизованного государства: «Разрушение объектов мирового наследия в угоду сомнительным решениям и интересам отдельных бизнесменов и поддерживающих их чиновников ставит Россию в один ряд с такими государствами как Демократическая республика Конго или Афганистан времен власти талибов. Все это совершенно несовместимо со статусом цивилизованного государства, на который претендует Россия.Остается надеяться, что ЮНЕСКО использует свой авторитет, чтобы убедить правительство России отказаться от природоразрушающих проектов и сохранить объекты всемирного наследия (озеро Байкал, Золотые горы Алтая, западный Кавказ, национальный парк «Югыд ва» в Республике Коми) для будущих поколений». [9].

Информация о работе Роль и функции государства в рыночной экономике