Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа
Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, не возникает. Сегодня государство вмешивается в экономику и это факт. Споры на эту тему уже не ведутся. Сегодня вопрос стоит в том, чтобы определить какое вмешательство необходимо: более или менее активное. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.
Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1 Роль и функции государства в рыночной экономике……………………....5
1.1 Современный взгляд на роль государства в рыночной экономике……….5
1.2 Причины государственного вмешательства в экономику…...….…………10
1.3 Классификация функций государственного регулирования……………...13
1.4 Методы госрегулирования рыночной экономики……………..……...….25
Глава 2 Антимонопольная политика как важная функция госрегулирования...….28
2.1 Необходимость антимонопольной политики для государства……….........28
2.2 Антимонопольная политика России, ее цели и методы.………………..….30
2.3 Издержки, связанные с антимонопольной политикой……………………...34
Заключение……………………………………………….…………………………...39
Список использованной литературы…………………………
Финансовую функцию госрегулирования выполняет и Федеральная антимонопольная служба. Согласно отчетам металлосервисных компаний, российские производители трубной продукции заключили контракты на март 2011 года по цене, превышающей февральскую на 5-15%. Это существенно выше инфляции, которая, по данным «Росстата», с начала года составила 2,7%. По расчетам аналитиков, в связи с этим только в марте российские потребители труб - а это предприятия таких отраслей, как машиностроение, ЖКХ, нефтегазовая промышленность и другие, - суммарно заплатили на 750 млн. руб. больше, чем в феврале. Очевидно, что в сфере ЖКХ дополнительные затраты «переложат» в тарифы для населения. Отсутствие конкуренции на рынке трубной продукции может привести к неконтролируемому росту цен и осложнит осуществление стратегических нефтегазовых проектов. Таким образом, можно проследить зависимость повышения тарифов для населения от антимонопольной политики государства. [6].
3. Социальная функция.
Задача
социальной функции государства
состоит в обеспечении
В первую очередь, социальная политика государства предполагает распределение социальных благ независимо от трудового вклада для того, чтобы обеспечить тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться: больным, инвалидам, пожилым людям, студентам и детям. Также любое правовое государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительства жилья, чёткую работу транспорта и связи.
Таким образом, должна обеспечиваться надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование различными достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объёме пользоваться все граждане государства. Социальная помощь может быть оказана также в виде предоставления бесплатного питания, оказания медицинской помощи, предоставления единовременных денежных пособий. Именно благодаря этой функции рыночную экономику в ряде стран называют «социально ориентированной», т. е. создающей высокий уровень социальной защиты населения. Среди всех экономически развитых стран особое место по этому показателю занимает Швеция. [5, с.215].
Трансферты в ней — одни из самых высоких в мире, государственные расходы ежегодно составляют более 60 % ВНП, из них более половины приходится на трансферты. В США на реализацию социальных программ ежегодно затрачивается более 10 % национального продукта. [7].
Например, социальная функция в области поддержки культуры реализуется через учреждение сети государственных театров, кинотеатров, музеев, финансирования различных выставок и других культурных мероприятий. Так, благодаря поддержке министра экономического развития в январе 2011 года в Иркутске на строительство Ледового Дворца было выделено 786 млн. руб. (строительство которого обещают закончить зимой 2012г.). [9].
Тем не менее, Россию нельзя назвать социальным государством, потому что оно не обеспечивает своих граждан приемлемым уровнем социальных гарантий и обеспечения своих сограждан. Почти все социальные обещания премьера заложены в поправках к бюджету, которые сегодня обсуждает правительство. Общая сумма дополнительных бюджетных ассигнований в этом году - 418,4 млрд. рублей, треть доп.расходов (128,3 млрд. руб.) - социальные траты. Социальные выплаты - материнский капитал, пенсии - будут проиндексированы. Одна из бюджетных поправок предполагает направить на индексацию пенсий всего 128 млрд. рублей. Это, по мнению аналитиков «Альфа-Банка», означает, что во 2 полугодии 2011 года может последовать еще одно решение об индексации пенсий. Дополнительное увеличение социальных платежей в этом году, считают аналитики «ТКБ-Капитал», может стимулировать рост потребления и усилить инфляционное давление. [9].
4. Природоохранительная функция.
Природоохранительная
(экологическая) функция государства
занимает одно из ведущих мест во внутренней
деятельности государства. Земля является
объектом нашего совместного проживания,
он требует к себе наиболее рационального
и нравственно чуткого
К сожалению, сегодня проблемы экологии не являются первостепенно важными для государства и даже общества. Государственное регулирование в этой области ещё находится на стадии разработки. Конечно, существуют уполномоченные организации, которые следят за экологией в стране, но в случае недобросовестного отношения, предприятия не несут больших убытков, а иногда и вовсе остаются безнаказанными. Вот, например, в 2010 году Архангельским межрайонным природоохранным прокурором по результатам проверки природоохранного законодательства в деятельности ОАО «Севералмаз» были выявлены нарушения правил водопользования при заборе воды и нарушения условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него. Нарушителю назначено наказание в виде административных штрафов в размере 15000 рублей. [9].
5. Правоохранительная функция.
Функция
охраны правопорядка подразумевает
под собой сферу деятельности
государства, направленную на обеспечение
точного и полного
Правительство России различными способами старается поддерживать эту отрасль на высоком уровне, несмотря на высокие издержки. Вспомним, к примеру, переименование «милиции» в «полицию». Президент России Медведев Д.А. заверил руководство МВД, что бюджет МВД на 2012 год увеличен более чем вдвое - с 536,4 миллиарда рублей до 1,103 триллиона рублей. Глава государства добавил, что уже с января денежное довольствие сотрудников вырастет в среднем в два раза, а пенсии - в 1,5-1,8 раза. [9].
Теперь рассмотрим внешние функции государства. Внешние функции государства представляют собой совокупность различных действий государства на международной арене. Соответственно эти функции можно распределить по трем основным направлениям: в политике, в экономике, в области охраны мировой окружающей среды. Государство должно обеспечивать интеграционные процессы во взаимоотношениях с другими странами, одновременно отстаивая свою собственную независимость на международной арене.
6. Политическая функция.
В области политики сотрудничество государств проявляется, прежде всего, в вопросах войны и мира. На современном этапе развития мирового сообщества государства в целом избегают применения оружия. Политическое сотрудничество государств осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентской, межправительственной и других уровнях государственной власти. Такая организация как Европейское сообщество имеет общие межгосударственные органы власти: законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами каждого государства, состоящего в объединении.
Основным международным органом, которое координирует политические интересы большинства современных государств, является Организация Объединенных Наций (ООН). Вопросами политического урегулирования военных и других конфликтов занимается постоянно действующий орган ООН – Совет Безопасности. В его сферу деятельности входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности по развитию сотрудничества в самых разнообразных сторонах межгосударственных отношений. [4, с 230].
Успешная внешняя политика России требует огромных издержек. В случае неэффективной политики, государство перестает быть конкурентоспособным партнером с другими странами. Так 25 октября 2011 года Россия проиграла один из крупнейших тендеров на поставку своих новейших вертолетов в Индию. Индийское Минобороны предпочло ударным вертолетам Ми-28Н «Ночной охотник» американские Apache AH-64D разработки Boeing. Также в апреле Россия проиграла крупнейший в этом веке оружейный тендер на поставку Индии среднего многоцелевого боевого самолета, на который выставляла свой МиГ-35 (модернизированный МиГ-29). Сделка предусматривала поставку 126 истребителей и оценивалась более чем в 10 миллиардов долларов. [9].
7. Экономическая функция.
Государство,
являясь членом мирового сообщества,
вовлекается в систему мирового
хозяйства. Экономическое развитие,
природные ресурсы определяют место
государства на мировом рынке. Ни
одно государство не может существовать
без экологических связей с другими
государствами. Внешняя торговля, кредиты
и займы, инвестиции, совместные проекты
- это наиболее распространенные составляющие
внешнеэкономической
Под внешней экономической функцией государства понимается его взаимодействие с другими странами в области экономики. В частности, международное экономическое сотрудничество включает в себя международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота и развитие кредитно-финансовых связей. Общей координацией международного экономического сотрудничества занимается Организация Объединенных Наций и её специализированные подразделения. Экономический и Социальный Совет ООН имеющие в своем составе ряд органов, занимающиеся вопросами мировой экономики: Совет по торговле и развитию, Экономический комитет, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике. Также вопросами международного экономического и социального сотрудничества занимаются такие учреждения как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд (МВФ) и многие другие.
Наиболее влиятельное сообщество государств в современном мире – это Европейское сообщество. Его целью является достижение взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической и военных областях; сбалансированное развитие; повышение уровня жизни населения и т. д.[4, с.291-292].
Россия является огромной страной, сырьё которой выводится на экспорт в громадных объёмах. Например, объем экспорта необработанных лесоматериалов в 2010 г. вырос на 0,9% – до 1,8 млрд. долл. [9].
8. Функция обороны страны.
Функция обороны страны от внешнего нападения со стороны других государств составляет одно из важнейших направлений его деятельности. В мирное время – это всестороння подготовка страны к возможному отражению в случае нападения извне. В военное же время функция обороны страны перерастает в форму прямой вооруженной борьбы с противником.
В
настоящее время поддержка
9. Охрана мировой окружающей среды.
Эта
функция обеспечивает усилия большинства
государств в области поддержания
нормальной экологической обстановки
на всей планете. Данная деятельность
имеет всеобъемлющий характер и
проводится как по линии специализированных
учреждений ООН, так и в рамках
региональных и других межгосударственных
органов. Примером одной из таких
организаций может служить
Информация о работе Роль и функции государства в рыночной экономике