Роль и функции государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, не возникает. Сегодня государство вмешивается в экономику и это факт. Споры на эту тему уже не ведутся. Сегодня вопрос стоит в том, чтобы определить какое вмешательство необходимо: более или менее активное. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1 Роль и функции государства в рыночной экономике……………………....5
1.1 Современный взгляд на роль государства в рыночной экономике……….5
1.2 Причины государственного вмешательства в экономику…...….…………10
1.3 Классификация функций государственного регулирования……………...13
1.4 Методы госрегулирования рыночной экономики……………..……...….25
Глава 2 Антимонопольная политика как важная функция госрегулирования...….28
2.1 Необходимость антимонопольной политики для государства……….........28
2.2 Антимонопольная политика России, ее цели и методы.………………..….30
2.3 Издержки, связанные с антимонопольной политикой……………………...34
Заключение……………………………………………….…………………………...39
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.роль и функ. в рыночной экономике.docx

— 83.46 Кб (Скачать)

     1.2 Причины государственного  вмешательства в  экономику

     Причины государственного вмешательства в  экономику чаще всего объясняются  провалами  или  «фиаско» рынка. Ситуации, когда рыночная система оказывается  неэффективной, тогда её на помощь приходит государство.

     В современной экономике отмечаются основные случаи фиаско рынка:

     1.  Внешние эффекты или «экстерналии». Они имеют место, когда выгоды или убытки имеют субъекты, непосредственно в сделке не участвующие. Примером выгод  является ситуация, связанная с повышением уровня образования, повышением квалификации  работника. А примером убытков, может быть ситуация, когда люди проживают рядом с цементным заводом. Таким образом, они вынуждены дышать загрязнённым воздухом, тратить собственные деньги на лечение. В таких ситуациях государству необходимо вмешиваться.

     В случае положительных эффектов, государство  может субсидировать организации (чтобы сам работник не оплачивал  свои курсы повышения квалификации). В случае отрицательного эффекта, государство  принимает решение:

     а) запретить производство, перенести  производство за пределы                          города, обязать установить очистные сооружения;

     б) ввести налог на вредный выброс.

     2. Неэффективность в отношении  общественных благ. Надо сказать,  что термин «Общественные блага» - означает неделимые блага коллективного  пользования, которые отличаются  от частных благ двумя свойствами:

  1. Неисключаемость в потреблении. Неисключаемость блага означает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то невозможно запретить потребление блага другими лицами. Тот же пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.
  2. Несоперничество в потреблении блага. Это означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами, предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю; в действительности для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило, не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.

     3. Асимметричность информации. Имеет  место тогда, когда стороны,  участвующие в сделке имеют  разный объем информации. Например,  чаще всего продавцы знают  о характеристиках блага гораздо  больше, чем покупатели. Определенную  позитивную роль в сфере информированности  потребителей могут играть общества  защиты потребителей, независимые  экспертизы, информированность населения  в СМИ и специальной литературе. Но и этого часто оказывается  недостаточно. Основную заботу по устранению нежелательных внешних воздействий должно взять на себя государство. Прежде всего, это касается законодательной области: преследование мошенничества по закону, регулирование трудовых отношений и юридических споров и т.п.

     4. Монополизация экономики. Монополизация  экономики имеет ряд негативных последствий: возникает дефицит (недопроизводство) благ, завышение цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции - задача государства.

     5. Экономическая нестабильность.  Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Государство не может гарантировать стабильную, «растущую» экономику, поэтому антициклическая политика также является прерогативой государства. 

     6.  Неравенство в распределении доходов. Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето –эффективностью. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

     7. Помимо указанных случаев, существует  и важнейшее направление государственного  вмешательства: правовое обеспечение  функционирования рыночного механизма.  Нужно создать правовые рамки,  ограждающие экономических субъектов  от насилия (обман, кражи, вымогательство). [8].

     Итак, прежде всего, государство должно обеспечивать право частной собственности. Хозяйствующий  агент, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться  ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать  как эффективный собственник. Поэтому  необходимо наличие законодательства, обеспечивающего спецификацию прав собственности.

     Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и  других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.  Таким образом, государство  приходит на помощь рынку в тех  сферах, где рынок терпит фиаско. [8].

1.3 Классификация функций государственного регулирования

     Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через его функции. Функции государства - основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, групповой, так и общесоциальной его сущностью и назначением. Это практическая деятельность государства, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства. Общим для всех ученых является определение, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения. [5, с.202].

     Выполнение  функций обеспечивается всем государственным  механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды: органы государственной власти, органы государственного управления, суды. Важная составная часть государственного механизма — вооруженные силы, полиция, органы государственной безопасности, исправительные учреждения. Государственный  аппарат состоит из их представителей и осуществляет свою деятельность при  широком их участии.

     По  продолжительности действия функции  государства бывают постоянные и  временные. К постоянным относятся такие функции, которые не прекращают своего действия на всех этапах развития государства. Также существуют временные функции, связанные с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, ликвидация последствий стихийного бедствия, катастроф государственного масштаба, антиправительственных выступлений). [5,с.240].                                           СущеСуществует множество классификаций функций государства, которые подозревают множественность критериев и оценок.  В зависимости от направлений деятельности государственного управления и сферы общественной жизни в которой они протекают: это внутренние и внешние функции. Внутренние функции государства определяют деятельность государства на его территории и в рамках его суверенитета.                                                                                         Далее, рассмотрим отдельно внутренние функции государства.  
1. Хозяйственно-организаторская (экономическая).

     Одной из важнейших внутренних функций  государства является экономическая. Значение этой функции заключается в выработке и координировании государством основных стратегических направлений развития экономики государства в наиболее оптимальном режиме.

     Рассматривая  экономическую функцию государства  в современном правовом государстве  можно выявить ряд её направлений:

       1) воздействие государства на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета страны, контроля за его расходованием; в программах развития экономики в государственном масштабе и т. п. Функция государства здесь заключается в основном в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях. Но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. 

       2) непосредственное хозяйственное руководство государственным сектором экономики, т. е. на государственных предприятиях и различных учреждениях, где государство выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. [7].

     Одним из примеров выполнения экономической  функции государства в 2010 году  стала приватизация. По этой программе в частные руки должны уйти как пакеты акций, в которых государство является миноритарием, так и миноритарные пакеты акций крупнейших государственных компаний или компаний с абсолютным доминированием государственного пакета. Среди последних – «Роснефть», РЖД, «Русгидро», Сбербанк, ВТБ и другие. По-видимому, задачами приватизации будет являться привлечение стратегических инвесторов (соответственно получение инвестиционных ресурсов и улучшение корпоративного управления), а также пополнение доходов бюджета. Однако первая задача в современной ситуации должна быть ключевой, хотя только время покажет, удастся ли ее решить на практике. [3, с.16].

     Россия  является одним из государств с развивающейся рыночной экономикой. В процессе реформ в России постепенно пришло понимание, что в условиях ограниченности ресурсов, периодически повторяющихся экономических кризисов, безработицы и инфляции, возникает потребность в продуманной, сбалансированной экономической политике государства. Т. е. в данный  исторический период своего развития Россия нуждается в укреплении государственного регулирования экономики, прежде всего, выражающейся в налоговой политике, как главнейшим элементом экономической функции государства.

2. Функция финансового контроля.

      Функция финансового контроля государства  выражается в выявлении и учете  государством доходов производителей. По закону определённая часть этих доходов в виде налогов перечисляется  в государственный бюджет для  удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд, а также  на содержание самого аппарата управления государством.

     Контрольная функция проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. То есть, финансы постоянно сигнализируют о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хозяйствования. 
         Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.  
         Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. 
         Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов: Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и т.д. [7].

       Для примера: из федерального бюджета на 2011 год можно узнать, что финансирование «скорой помощи» сократится на 20%, до 432,5 млн. рублей, — а это всего лишь вдвое больше суммы, которую Минфин готов выделить «на финансовое обеспечение деятельности автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года        в     г. Казани» в сумме 217,1 млн. рублей». Реакция налогоплательщиков на такое использование их денег очевидна: по данным Росстата доля «теневой экономики» в стране за прошлый год выросла с 16% до 20% ВВП, и все аналитики сходятся в том, что после увеличения размера отчислений во внебюджетные фонды темпы роста «серой экономики» резко возрастут. Предсказуема и реакция властей на эту тенденцию - ужесточение «налогового террора» практически неизбежно. Единственным итогом такого развития события может стать только деградация налоговой базы, которая, в конце концов, заставит власть пойти на реформы межбюджетных отношений. К сожалению, есть сильное подозрение, что чиновники согласятся поступиться своими принципами лишь тогда, когда негативные процессы в экономике станут уже необратимыми. Из этих данных можно сделать вывод, что политика финансового контроля не достаточно эффективно развита, а если и развита, то работает не всегда в нужном направлении, потому как, с каждым годом едет прогрессивное увеличение теневой экономики. [9].

Информация о работе Роль и функции государства в рыночной экономике