Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа
Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, не возникает. Сегодня государство вмешивается в экономику и это факт. Споры на эту тему уже не ведутся. Сегодня вопрос стоит в том, чтобы определить какое вмешательство необходимо: более или менее активное. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.
Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1 Роль и функции государства в рыночной экономике……………………....5
1.1 Современный взгляд на роль государства в рыночной экономике……….5
1.2 Причины государственного вмешательства в экономику…...….…………10
1.3 Классификация функций государственного регулирования……………...13
1.4 Методы госрегулирования рыночной экономики……………..……...….25
Глава 2 Антимонопольная политика как важная функция госрегулирования...….28
2.1 Необходимость антимонопольной политики для государства……….........28
2.2 Антимонопольная политика России, ее цели и методы.………………..….30
2.3 Издержки, связанные с антимонопольной политикой……………………...34
Заключение……………………………………………….…………………………...39
Список использованной литературы…………………………
Я
полностью поддерживаю эту
1.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики.
Государство
выполняет свои функции, применяя различные
методы, к которым рыночная система
предъявляет следующие
Во-первых, исключаются любые действия
государства, разрывающие рыночные связи.
Недопустимы, например, тотальное директивное
планирование, натуральное распределение
производственных ресурсов и предметов
потребления (фонды, талоны, купоны и т.
д.), всеобщий административный контроль
над ценами и т. п. Отсюда не следует, что
в условиях рыночной экономики государство
снимает с себя всякую ответственность,
допустим за уровни и динамику цен. Напротив,
государство внимательно следит за ценами
и, опираясь главным образом на экономические
методы управления, старается не допустить
их бесконтрольного инфляционного роста,
причем имеет для этого гораздо больше
возможностей, чем при административном
ценообразовании.
Во-вторых, влиять на рынок в основном
экономическими методами. Если государство
полагается исключительно на административные
методы, то оно способно разрушить рыночный
механизм. Вместе с тем это не означает,
что в рыночном хозяйстве административные
методы не имеют право на существование,
в ряде случаев их применение не только
допустимо, но и необходимо.
В-третьих, экономические регуляторы
не должны ослаблять или заменять рыночные
стимулы, их следует применять по правилу
«не мешай рынку». Если государство игнорирует
это требование, не обращает внимание
на то, как действие регуляторов отражается
на механизме рынка, последний начинает
давать сбои.
Существует два основных метода государственного
регулирования экономики:
1) достаточно определённая и жёсткая налоговая политика, позволяющая государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях развития производительных сил общества;
2) создание наиболее благоприятных хозяйственных условий в приоритетных отраслях экономики, дающих наибольшую выгоду обществу в целом. [5, с.266].
Как правило, оба этих метода взаимосвязаны и действуют в совокупности друг с другом.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:
1)
Государственные расходы. Они
считаются одним из важных
инструментов
2)
Другим важным инструментом
3)
Государственное регулирование
способствует формированию
Примером
законодательной формы
Налоговая
и кредитная формы
Субвенционная форма регулирования предполагает
предоставление государственных субсидий
или налоговых льгот отдельным отраслям,
предприятиям (главным образом таким отраслям,
как сельское хозяйство, добывающая промышленность,
судостроение, транспорт). Выделяя субсидии,
снижая налоговые ставки, государство
изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые
отрасли получают возможность возмещать
издержки, которые в противном случае
они не могли бы покрывать по рыночным
ценам.
4)
Государственное
Методы осуществления этой функции очень
разнообразны и зависят от сущности самого
государств, его политики. В государствах,
в основе которых лежит административная
система управления, экономика, как правило,
регулируется в основном командными и
административными методами. [5, с.270-272].
Глава2Антимонопольная политика как важная функция госрегулирования
2.1 Необходимость антимонопольной политики для государства
Любой
рынок, независимо от его конкретного
вида, базируется на трех основных элементах:
цене, спросе и предложении, конкуренции.
Известно, что наиболее эффективно
рыночный механизм действует в условиях
свободной, или совершенной конкуренции.
На совершенном конкурентном рынке
действует достаточно продавцов
и покупателей товара, и поэтому
ни один продавец или покупатель в
отдельности не может повлиять на
цену товара. Цена определяется рыночными
правилами предложения и
Монополия в чистом виде – явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть.
При оценке роли монополий в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:
-
применять новейшие технологии,
использовать преимущества
- выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
-
противостоять конъюнктурным
Таким
образом, существование
-
увеличивать свои прибыли за
счет повышения цен без
- эксплуатировать потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;
- ослаблять или даже устранять
конкуренцию вместе с ее
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное ис-пользование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции.
Поскольку
деятельность монополий носит
2.2 Антимонопольная политика России, ее цели и методы
Государство в рамках проведения антимонопольной политики обязано выполнять экономические, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора.
Антимонопольная политика – комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых.
Под монополией понимается – рыночная структура, при которой единственный производитель производит уникальную продукцию (у которой нет заменителей) и является закрытой для входа в отрасль других фирм.
Главные цели антимонопольной политики:
В
России с 2004 г. в рамках административной
реформы государственных
Закон о защите конкуренции (антимонопольный закон) является инструментом государственного регулирования рыночных отношений и применяется с целью:
1.Охраны и поощрения конкуренции;
2.Осуществления контроля за хозяйствующими субъектами, обладающими существенной властью на товарном рынке;
3.Регулирования процесса концентрации на рынках и контроля за его структурой;
4.Защиты прав и интересов потребителей;
5.Содействия малому предпринимательству. [1].
Российский антимонопольный закон, направлен против монополий постольку, поскольку они ограничивают конкуренцию и, следовательно, его задачи гораздо шире, чем борьба с монополизмом. Задачи и методы изложены в Таблице 1.
Информация о работе Роль и функции государства в рыночной экономике