Роль и функции государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, не возникает. Сегодня государство вмешивается в экономику и это факт. Споры на эту тему уже не ведутся. Сегодня вопрос стоит в том, чтобы определить какое вмешательство необходимо: более или менее активное. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1 Роль и функции государства в рыночной экономике……………………....5
1.1 Современный взгляд на роль государства в рыночной экономике……….5
1.2 Причины государственного вмешательства в экономику…...….…………10
1.3 Классификация функций государственного регулирования……………...13
1.4 Методы госрегулирования рыночной экономики……………..……...….25
Глава 2 Антимонопольная политика как важная функция госрегулирования...….28
2.1 Необходимость антимонопольной политики для государства……….........28
2.2 Антимонопольная политика России, ее цели и методы.………………..….30
2.3 Издержки, связанные с антимонопольной политикой……………………...34
Заключение……………………………………………….…………………………...39
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.роль и функ. в рыночной экономике.docx

— 83.46 Кб (Скачать)

     Я полностью поддерживаю эту точку  зрения, так как считаю, что коммерческая выгода от деятельности «БЦБК» на Байкале, несопоставима с природной ценностью озера.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4 Методы государственного регулирования рыночной экономики.

     Государство выполняет свои функции, применяя различные  методы, к которым рыночная система  предъявляет следующие требования: 
        Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании. 
        Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо. 
        В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои. 
Существует два основных метода государственного регулирования экономики:

1) достаточно определённая и жёсткая налоговая политика, позволяющая государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях развития производительных сил общества;

2) создание наиболее благоприятных хозяйственных условий в приоритетных отраслях экономики, дающих наибольшую выгоду обществу в целом. [5, с.266].

     Как правило, оба этих метода взаимосвязаны  и действуют в совокупности друг с другом.

     Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

     1) Государственные расходы. Они  считаются одним из важных  инструментов макроэкономической  политики. Госрасходы влияют на  распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение. Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низко доходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

     2) Другим важным инструментом государственной  политики является налогообложение.  Значительное повышение прогрессивности  налогообложения подрывает стимулы  к получению высоких доходов,  а тем самым к высокопроизводительному  труду и инвестициям, поощряет  утечку капитала за рубеж, что  отрицательно сказывается на  развитии национальной экономики.

     3) Государственное регулирование  способствует формированию хозяйственных  связей и пропорций, координированию  экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различных формах – законодательной, налоговой кредитной, субвенционной.       

     Примером  законодательной формы регулирования  является антимонопольное законодательство, которое направлено на противодействие  монополизации экономики, на стимулирование конкуренции.       

 Налоговая  и кредитная формы регулирования  предусматривают использование  налогов и кредитов в целях  воздействия на национальный  объем производства. Изменяя налоговые  ставки, льготы, правительство воздействует  на сужение или расширение  производства, на инвестиционные  решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение  или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает  банковские резервы, при этом  повышаются процентные ставки  и соответственно сокращается  производство. Скупая же ценные  бумаги, государство увеличивает  банковские резервы, при этом  процентные ставки падают и  производство расширяется. 
        Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

     4) Государственное предпринимательство,  как правило, осуществляется в  областях, в которых хозяйствование  противоречит природе частных  фирм или же в которых требуются  огромные инвестиции и риск. Государственные  предприятия занимают существенные  позиции в таких отраслях, как  энергетика, черная металлургия,  транспорт, связь. Доля государственного  предпринимательства варьируется  в различных странах, но в  названных отраслях она довольна  весома. 
       Методы осуществления этой функции очень разнообразны и зависят от сущности самого государств, его политики. В государствах, в основе которых лежит административная система управления, экономика, как правило, регулируется в основном командными и административными методами. [5, с.270-272]. 
        
       

   Глава2Антимонопольная политика как важная функция госрегулирования

   2.1 Необходимость антимонопольной политики для государства

     Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке  действует достаточно продавцов  и покупателей товара, и поэтому  ни один продавец или покупатель в  отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными  правилами предложения и спроса.

     Монополия в чистом виде – явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют  лишь несколько фирм. Фирмы могут  влиять на цену и получать прибыль  за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная  власть.

      При оценке роли монополий в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:

     - применять новейшие технологии, использовать преимущества массового  производства. Все это позволяет  ему производить продукцию с  меньшими издержками и снижать  цены;

     - выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

     - противостоять конъюнктурным колебаниям  рынка: в периоды кризисов крупные  фирмы, а тем более их объединения,  более устойчивы, они меньше  подвержены риску разорения (и  увеличения безработицы), чем мелкие  и средние предприятия. 

     Таким образом, существование монополистических  объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В  то же время монополии имеют возможность:

     - увеличивать свои прибыли за  счет повышения цен без снижения  издержек производства;

     - эксплуатировать потребителей, завышая  цены против их равновесного  уровня;

      - ослаблять или даже устранять  конкуренцию вместе с ее благотворным  влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек  производства.

     Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное ис-пользование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции.

     Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции  и ограничение деятельности монополий  является одной из важнейших функций  государства. При проведении антимонопольной политики, государство использует разнообразные меры экономического и административного воздействия. Экономические методы антимонопольной деятельности государства подразделяются на прямые (установление "потолка" цен, предельного темпа роста цен, предельного уровня рентабельности) и косвенные (поощрение создания товаров-заменителей, поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров и др.) Административные меры опираются на соответствующее законодательство, предусматривающее запрещение тайных сговоров, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением, принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий). Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует. [2, с.10-11].

   2.2 Антимонопольная политика России, ее цели и методы

     Государство в рамках проведения антимонопольной политики обязано выполнять экономические, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора.

   Антимонопольная политика – комплекс мероприятий, предпринимаемых  государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых.

   Под монополией понимается – рыночная структура, при которой единственный производитель производит уникальную продукцию (у которой нет заменителей) и является закрытой для входа  в отрасль других фирм.

   Главные цели антимонопольной политики:

  1. Создание и поддержка конкурентной среды.
  2. Ограничение монополизма и доминирующего положения на рынке.
  3. Защита конкуренции и пресечение действий, направленных на ее ограничение. [4, с.183].

     В России с 2004 г. в рамках административной реформы государственных органов  управления создается Федеральная  антимонопольная служба (ФАС). Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

     Закон о защите конкуренции (антимонопольный  закон) является инструментом государственного регулирования рыночных отношений  и применяется с целью:

1.Охраны  и поощрения конкуренции;

2.Осуществления  контроля за хозяйствующими субъектами, обладающими существенной властью на товарном рынке;

3.Регулирования  процесса концентрации на рынках и контроля за его структурой;

4.Защиты  прав и интересов потребителей;

5.Содействия  малому предпринимательству. [1].

     Российский  антимонопольный закон, направлен  против монополий постольку, поскольку  они ограничивают конкуренцию и, следовательно, его задачи гораздо  шире, чем борьба с монополизмом. Задачи и методы изложены в Таблице  1.

Информация о работе Роль и функции государства в рыночной экономике