Роль фондового рынка в системе регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление роли фондового рынка в системе регулирования экономики, также выявление проблем, стоящих перед Российским рынком ценных бумаг и пути их решения.
Объектом исследования является российский фондовый рынок (на примере ЗАО «ММВБ»).

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…..3
I. Понятие фондового рынка и его структура………………………..…5
1.1. Сущность, функции и структура фондового рынка……………. 5
1.2. Особенности первичного и вторичного фондовых рынков……..9
1.3. Регулирование фондового рынка…………….…………...……...14
II. Российский рынок ценных бумаг…..……...………………………..18
2.1. Общая характеристика деятельности………………………………18
2.2. Анализ финансового состояния ЗАО «ММВБ»……………………21
2.3 Анализ состояния фондового рынка в России…………………….23
2.4. Проблемы функционирования института рынка ценных бумаг …28
Заключение ……………………………………………………..…..…….31
Список используемой литературы …………………………...…….…..33
Приложения………………………………………………………….……34

Работа содержит 1 файл

курсовая моя.docx

— 172.06 Кб (Скачать)

- формирование  согласованной системы государственного  регулирования фондового рынка  (например, работая с налоговым  законодательством РФ, можно легко  выявить как минимум 4 схемы  минимизации и уменьшения налогооблагаемой  базы);

- формирование  государственной поддержки образования  в области фондового рынка;

5. Формирование  приемлемой налоговой системы  в РФ.

Современная налоговая политика ведет к тому, что количество налогов практически  не сокращается. Конкретный пример:

- в правительстве  России есть 2 т.н. группировки:  «сырьевики» и «производственники».  Напомним, что М.Фрадков выступал  с идеей снижения ставки НДС с нынешних 18 до 13 процентов, начиная с 2006 года. Против этого резко выступали министр финансов Алексей Кудрин и глава Минэкономразвития Герман Греф, которые считали, что это приведет к резкому снижению собираемости налогов. С точки зрения здравого смысла, снижение НДС будет способствовать развитию отраслей, связанных с производством средств производства, т.е. машиностроительного комплекса.

Поступления НДС от этих отраслей в бюджет составляет около 40% от всех налоговых поступлений, поэтому снижение налога приведет к  тому, что высвобождающиеся средства будут вовлечены в расширенное  воспроизводство основных средств  машиностроительного комплекса, что  в будущем приведет к увеличению ВВП, и, что самое главное, часть  этих средств будут посредством  фондовых бирж опять-таки перетекать в  производственный сектор нашей страны, только в увеличенной сумме.

Сторонники  же сырьевых отраслей напротив противятся снижению НДС, так как, во-первых, бремя  налога перейдет с производственных отраслей на сырьевые; во-вторых, предприятия, экспортирующие полезные ископаемые, имеют право на возврат НДС  по экспорту, что создает дополнительные финансовые ресурсы, которые практически  перетекают из производственных отраслей. Сокращение НДС приведет к уменьшению «возвращаемых» ресурсов. В результате этого «сырьевики» не заинтересованы в уменьшении НДС у машиностроительного  комплекса, которое как раз и  затронет их интересы.

Эти действия вызывают жестокий резонанс на фондовом рынке, т.к. доля сырьевых компаний в  нем очень велика.

6. Реализация  принципа открытости информации  через расширение объема публикаций  о деятельности эмитентов ценных  бумаг, введение признанной рейтинговой  оценки компаний-эмитентов, развитие  сети специализированных изданий,  характеризующих отдельные отрасли  как объекты инвестиций (оговорюсь,  что такие издания есть, но  суть их информации не всегда  ясна) и т.п. 

Существует еще достаточно много  тонкостей и проблем функционирования российского фондового рынка, о  которых нет смысла говорить вкратце  из-за их специфики и объема. Я  полагаю, что когда хотя бы эти  направления развития будут воплощены  в жизнь, можно будет говорить о том, что Р.Ц.Б. России достиг некоторых  позиций в сравнении с Западом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Выбрав именно эту тему для своей  работы, я хотел показать особую роль фондового рынка в развитой рыночной экономике, указать на сложившиеся  черты современного фондового рынка  России и выявить проблемы его  функционирования.

Итак, рынок ценных бумаг является важнейшим элементом рыночных отношений. Существующий в настоящее время в России фондовый рынок является типичным крупным развивающимся рынком. Он характеризуется, с одной стороны, высокими темпами позитивных количественных и качественных изменений, с другой стороны - наличием многочисленных проблем, носящих комплексный характер и препятствующих более эффективному его развитию. По большинству показателей емкости российский фондовый рынок занимает место в первой пятерке развивающихся рынков. Вместе с тем по ряду качественных показателей (ликвидность рынка, дивидендная доходность, количество торгуемых компаний и т.д.) сохраняется значительное отставание от ведущих развивающихся рынков, и тем более - от развитых рынков.

В работе были рассмотрены основные функции  рынка ценных бумаг, затронуты проблемы нормативного регулирования российского фондового рынка, проведен анализ российского фондового рынка с 2007 по 2010 год, в результате чего было выявлено, что развитие рынка ценных бумаг протекает неоднозначно, а также выявлены проблемы современного фондового рынка.

В 2008-2009г. на фондовом рынке, как и во всей экономике России произошел кризис. Однако обвальное падение российского фондового рынка в августе-октябре 2008 года произошло потому, что формировавшийся тренд был значительно усилен еще рядом факторов: мировой финансовый кризис, события на Кавказе, заявление о выходе из ряда соглашений по ВТО.

События мирового финансового кризиса позволили  наиболее отчетливо выявить проблемы современного состояния фондового  рынка России, а также недостатки в регулировании. К числу такого рода проблем следует отнести:

  • неравномерность распределения финансовых ресурсов, более 80% капитализации приходится на 6 крупных компании финансового и нефтегазового сектора;
  • отсутствие системы защиты прав инвесторов;
  • зависимость фондового рынка от нерезидентов.

В результате проведенного исследования и выявленных недостатков можно  предложить следующие мероприятия по  совершенствованию РЦБ:

- введение  института специалистов для увеличения  объемов торгов низколиквидных  ценных бумаг;

- немаловажную  роль играет также привлечение  отечественного инвестора на  фондовый рынок. Это потенциально  перспективная группа участников рынка ценных бумаг, поэтому повышение информированности населения основа его дальнейшего развития. Важную роль также будет играть внедрение современных технологий в развитии фондового рынка, таких как организация торгов в сети Интернет, совершенствование путей удаленного доступа, электронных торговых систем и методов расчета;

- совершенствование  законодательной базы, регулирующей  фондовый рынок. Законодательная  база, регулирующая различные аспекты  деятельности по инвестированию  на российском финансовом рынке,  до конца не сформирована, что  существенно повышает транзакционные  издержки. Так, законодательство  Российской Федерации не позволяет  регулятору эффективно препятствовать  использованию инсайдерской информации  и манипулированию ценами на  рынке ценных бумаг. Законодательно  не урегулированы вопросы, касающиеся  проведения сделок с производными  финансовыми инструментами, что  мешает инвесторам хеджировать  рыночные риски, связанные с  проведением операций с ценными  бумагами в Российской Федерации. 

Таким образом, состояние фондового рынка является важнейшим показателем, характеризующим состояние экономической системы. Несмотря на пока еще недостаточное развитие важных рыночных институтов, фондовый рынок уже стал одним из важнейших в этом ряду. Это значит, что перспективы социально-экономического развития страны в значительной мере зависят от того, что будет происходить с ценными бумагами российских компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Гражданский кодекс РФ. Полный текст: официальный текст, действующая редакция (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996г., 
    24 октября 1997г., 8 июля, 17 декабря 1999г., 16 апреля, 
    15 мая 2001 г.).
  2. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»  (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г.).
  3. Фондовый рынок: учеб. пособие для вузов / Н. И. Берзон, Е. А. Буянова, М. А. Кожевников; под ред. Н. И. Берзона. - М. : Вита-Пресс, 1998. - 400 с. : ил. -  ISBN 5-7755-0057-1.
  4. Третьяков В. Фондовый рынок в 2000году: тенденции и перспективы.//Банковское дело.2001г.№1.
  5. Бизнес, инвестиции, ценные бумаги http://a-nomalia.narod.ru/finance-3/index.htm .
  6. Ценные бумаги : учебник для эконом. специальностей вузов / под ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского .- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 448 с. : ил. - ISBN 5-279-02096-6.
  7. Рынок ценных бумаг: учебник / под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова .- 2-е изд., переработ. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 448 с. : ил. - ISBN 5-279-02170-9.
  8. Миркин фондовые биржи в России: стать коммерческими, чтобы выжить // Рынок ценных бумаг.- 2000.-№10.-с.36-39
  9. В. Горегляд, Л. Войтенко Каким быть фондовому рынку России // Финансовый бизнес.-2001.-№2.-с.13-20
  10. О.Ю. Минаев. Динамика фондового рынка : факторный анализ.// Финансы. 2002.№1.
  11. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского.- 2-е изд.- М. : КноРус, 2006. - 464 с. - ISBN 5-85971-249-9.
  12. Рынок ценных бумаг и биржевое дело : учеб. пособие / Т. Б. Бердникова . - М. : ИНФРА-М, 2000. - 270 с. - (Высшее образование) - ISBN 5-16-000179-4.
  13. Сизов Ю. Стратегический подход к регулированию рынка ценных бумаг.// Вопросы экономики.2001г.№11
  14. О.Ю. Минаев. Динамика фондового рынка : факторный анализ.// Финансы. 2002.№1
  15. Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиций./ Новиков А.В. – Новосибирск : Издательство НГАЭиУ , 2000г.   
  16. Рынок ценных бумаг. / Под редакцией Н.Т. Клещева, А.А. Федулова, В.А. Симонова и др. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997г.- 559с
  17. В. Порошин, С. Рабинович Рынок добьется, чего захочет… // Рынок ценных бумаг.-2002.-№22.-с.43-47
  18. Деятельность РТС // www.rts.ru
  19. История развития фондового рынка в России //http://www.stockportal.ru

Приложение А

(обязательное) 

Схема  функционирования  фондового рынка

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

(справочное)

 

Участники рынка  ценных бумаг

 

 

Приложение В

(основное)

 

Структура имущества и  источники его формирования

 

Показатель 

Значение показателя

Изменение за анализируемый период

31.01.2007г.

31.12.2008

31.12.2009

тыс. руб.

%

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

Актив

1.Иммобилизован-ные средства

2 980 880

15,0

4 245 052

7,0

6 110 013

23,3

+3 129 133

105

2. Текущие активы, всего 

16 835 196

85,0

55 280 415

92,8

20 167 727

76,7

+3 332 531

19,8

в том числе:

221 974

1,1

200 199

0,3

214 299

0,8

-7 675

-3,5

запасы (кроме товаров отгруженных)

в том числе:

7 078

<0,1

7 540

<0,1

6 852

<0,1

-226

-3,2

-сырье и материалы; 

- готовая продукция (товары).

 

51

<0,1

+51

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходах будущих периодов;

214 896

1,1

192 659

0,3

207 396

0,8

-7 500

-3,5

НДС по приобретенным ценностям 

17 406

0,1

26 809

0,1

24 405

0,1

+6 999

40,2

ликвидные активы, всего 

16 595 816

83,7

55 053 407

92,5

19 929 023

75,8

+3 333 207

20,1

из них:

16 019 443

80,8

54 423 522

91,4

19 475 854

74,1

+3 456 411

21,6

- денежные средства и краткосрочные  вложения;

- дебиторская задолженность (срок  платежа по которой не более  года) и товары отгруженные; 

576 373

2,9

629 885

1,1

453 169

1,7

-123 204

-21,4

Пассив

1. Собственный капитал 

9 598 402

48,4

11 565 288

19,4

13 824 587

52,6

+4 226 185

44

2. Долгосрочные обязательства, всего 

53 141

0,3

52 714

0,1

50 348

0,2

-2 793

-5,3

из них:

               

- прочие долгосрочные обязательства.

53 141

0,3

52 714

0,1

50 348

0,2

-2 793

-5,3

3. Краткосрочные обязательства (без  доходов будущих периодов)

10 164 533

51,3

47 907 465

80,5

12 402 805

47,2

+2 238 272

22

Валюта баланса

19 816 076

100,0

59 525 467

100,0

26 277 740

100

+6 461 664

32,6


 


Информация о работе Роль фондового рынка в системе регулирования экономики