Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:37, курсовая работа
Основной целью работы является раскрыть роль банковской системы в экономике.
Задачи работы:
- дать понятие банковской системы;
- раскрыть особенности построения банковской системы;
- выяснить роль банковской системы в развитии рынка;
- представить проблемы и перспективы развития банковской системы;
- интерпретировать данные.
Введение 3
1 Теоретические основы построения банковской системы 5
1.1 Структура банковской системы 5
1.2 Сущность банка 22
1.3 Виды банков и их функции банков 27
2 Роль банковской системы в рыночной экономике 31
2.1 Роль банков в рыночной экономике 31
2.2 Роль банковской системы в развитии экономики России 35
3 Проблемы и перспективы развития банковской системы России 46
3.1 Проблемы развития банковской системы России 46
3.2 Основные сценарии развития банковской системы 50
Заключение 59
Библиографический список 61
Наибольшее количество банков - около 45% (на 1 июля 1995 г.) было сосредоточено в Центральном районе, главным образом в Москве. Наименьшая концентрация банков приходилось на Центрально-Черноземный регион - менее 1,5%. Москва сохраняла лидерство среди крупных центров и по общему количеству филиалов тех банков, которые расположены вне территории данного региона (около 25%).
Процесс создания новых банков сопровождался укрупнением наиболее динамичных, проводящих агрессивную политику банковских структур. Характерно, что с 1991 по сентябрь 1994 г. лишь 11 коммерческих банков были ликвидированы по решению общего собрания акционеров или пайщиков. За этот же период 250 банков были преобразованы в филиалы более мощных банковских структур.
Кризис банковской ликвидности августа - сентября 1995 г. оказал существенное воздействие на активизацию процесса реорганизации и укрупнения российских банков. Только за 1995 г. лицензии были лишены 225 банков, и почти 800 кредитных организаций закончили год с убытками [5].
Управляя процессом укрупнения российских коммерческих банков, Центральный банк РФ установил особый контроль над 20-30 крупнейшими банками (имеется в виду их перевод из РКЦ в ОПЕРУ- II , ежедневный учет срочных обязательств банков на основе балансов и постепенный переход к расчетам в режиме реального времени).
В середине 90-х гг. наблюдалась дальнейшая интернационализация банковской системы России за счет появления на российском рынке банков с участием иностранного капитала. Банк России установил лимит (12%) на долю капитала иностранных банков в сумме капиталов всех коммерческих банков страны. Это было связано с тем, что в переходный период необходимо было создание определенных преференциальных условий для отечественного капитала по сравнению с иностранным в банковском секторе экономики. В то же время очевидно, что присутствие в стране банков с международно признанной репутацией является одним из условий создания благоприятного инвестиционного климата, необходимого для того, чтобы иностранные инвестиции пошли в производительные сферы экономики.
В целях регулирования притока иностранных банков в Россию было установлено, что Россия вправе вводить ограничения на операции иностранных банков. Эти условия были определены в соглашении о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Сообществом, подписанном Президентом России в июне 1994 г.
В период до 1 января 1996 г. все банки стран ЕС, за исключением тех банков, которые получили лицензию от ЦБ РФ и приступили к обслуживанию российских резидентов до 15 ноября 1993 г., не могли проводить операции с российскими резидентами. При этом была достигнута договоренность, не закрепленная юридически, о том, что банкам государств ЕС, получившим лицензии до 15 ноября 1993 г., эти лицензии подтверждались и они могли выполнять все виды операций, в том числе с российскими резидентами. Эта договоренность была реализована в Указе Президента от 10 июня 1994 г.
В течение второго этапа - до конца июня 1999 г. - Российская Федерация вправе использовать другие ограничения, наиболее важными из которых являются запрет на проведение иностранными банками операций с акциями российских компаний и установление минимального остатка на счете частного лица - резидента РФ в иностранном банке в размере 55 тыс. ЭКЮ. Другими словами, только очень состоятельные российские граждане, которые могут положить на счет сумму 55 тыс. ЭКЮ, имели право обслуживаться в иностранном банке. Кроме того, в течение этого срока Россия была вправе ограничивать количество филиалов иностранных банков. В настоящее время Центральный банк РФ разрешает иностранным банкам, помимо головной конторы, открывать один филиал. Наконец, Российская Федерация сохраняет за собой право, не ограниченное сроками или условиями, продолжать практику установления квоты, т.е. максимального удельного веса иностранного капитала в банковской системе России.
Параллельно с расширением сети коммерческих банков в конце 90-х гг. принимались меры по укреплению их надежности. В этом направлении активную работу проводил Центральный банк РФ, осуществляя надзор и регулирование деятельности коммерческих банков. Быстрый рост числа банков породил проблему распыленности банковского капитала. Изначальная недостаточность капитала привела к цепочке дальнейших негативных последствий: невозможности предоставлять сколько-нибудь значимые для клиентов кредиты, управлять кредитными рисками с соблюдением принципов разумной осторожности и установленных Банком России экономических нормативов, недостаточной рентабельности операций и др. В 1996 г. Центральный банк Российской Федерации издал новую редакцию Инструкции № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций», в соответствии с которой минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций был установлен на 1 апреля 1996 г. в сумме, эквивалентной 2,0 млн ЭКЮ (для кредитных организаций с ограниченным кругом операций - 500 тыс. ЭКЮ). ЦБ РФ предусмотрел меры по постепенному доведению минимального размера уставного капитала до 5,0 млн ЭКЮ (к 1 июля 1998 г.), т.е. до уровня, позволяющего российским банкам соответствовать международным правилам достаточности капитала.
Минимальный
размер собственных средств (капитала)
кредитной организации, определяемых
как сумма уставного капитала
кредитной организации и
Минимальный
размер собственных средств (капитала)
кредитной организации с
Предполагалось, что процесс укрепления банковской системы должен сопровождаться преобразованием банков, не соответствующих новому уровню минимального капитала, в другие кредитные организации с ограничением круга выполняемых ими операций (прежде всего запрещением привлечения вкладов населения) либо в филиалы более крупных банков.
В результате принятых решений Банка России активизировался процесс создания банков с более крупным капиталом, удовлетворяющим новым стандартам. Процесс концентрации банковского капитала давал возможность укрепить надежность всей системы банков. Одновременно разрабатывалась нормативная база по процедуре санации, реорганизации и ликвидации банков в первую очередь в связи с их несостоятельностью (банкротством).
Однако практика свидетельствовала о проблемах в банковской сфере. Кризис платежеспособности клиентов банков, плохое качество кредитных портфелей, рисковая политика, введение валютного коридора, ужесточение резервных требований и прочие факторы привели к резкому снижению доходности банковской деятельности. По данным ЦБ РФ около 1/3 всех банков России завершили 1995 г., а затем и 1996-1997 гг. с убытками.
В период финансового кризиса 1998 г. банковская система России понесла наиболее ощутимые потери по сравнению с другими секторами экономики. Величина потерь капитала банков, по оценке ЦБ РФ, на 1 декабря 1998 г. превысила 100 млрд. руб., а недостаток высоколиквидных активов для выполнения текущих обязательств достиг 38,0% общего объема таких активов и 8,6% общего объема обязательств банков.
Резкое снижение уровня доверия ко всей банковской системе и к отдельным банкам (как со стороны банковского сообщества, так и со стороны корпоративных клиентов) привело к замораживанию операций на межбанковском денежном рынке. За август-октябрь 1998 г. объем привлеченных межбанковских кредитов и депозитов снизился в рублях и в валюте на 1/3.
В этих условиях было признано необходимым осуществить реструктуризации банковской системы. Свою роль в процессе реструктуризации банковской системы призвано сыграть Агентство по реструктуризации кредитных организаций, создаваемое совместно Правительством Российской Федерации и Банком России.
Агентство
призвано реализовать задачи государственного
контроля за банками путем
Таким образом, можно выделить следующие особенности построения современной банковской системы России.
Первый
этап реформирования банковской системы
отличался быстрым ростом численности
кредитных учреждений. В конце 80-х гг. многие
считали, что найдены правильные пути
быстрейшей реорганизации банковского
дела. Однако дальнейшие события показали,
что в 1988-1995 гг. перестройка деятельности
банков была обеспечена в основном в организационной
части. Коренное же изменение качественных
параметров работы банков, их отношений
с предприятиями, организациями, учреждениями
и населением еще не произошло и находится
лишь в начальной стадии становления.
Это обстоятельство в сочетании с инфляцией,
кризисом системы платежей и другими факторами
поставило под вопрос возможность функционирования
большинства банков. В ходе событий августа-сентября
1998 г. прекратили свое существование не
только ряд мелких, но и отдельные крупные
банки.
В 1995-1998 гг. свое существование прекратили
больше банков, чем было создано новых.
За 1996-1998 гг. было отозвано более 1000 банковских
лицензий.
Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в отдаленных районах. Кроме того, некоторые виды банков практически отсутствуют. Так, ипотечные и муниципальные банки только начинают зарождаться. Недостаточна специализация банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных, клиринговых банков, поскольку для них отсутствует правовая база.
Законодательные основы функционирования современной банковской системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности». В 1995 и 1996 гг. эти законы были приняты Государственной Думой в новой редакции. Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дал более четкое и подробное описание функций главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и физических лиц и органов государственной власти. В Законе были усовершенствованы инструменты осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной политики, развит принцип независимости ЦБ РФ и однозначно записано, что никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ по реализации его функций.
Первый уровень кредитно-банковской системы представлен центральными банками — ЦБ, их еще называют центральными эмиссионными банками в силу законодательно закрепленного за ними монопольного права эмиссии банкнот. Как правило, ЦБ — это один государственный банк, например Банк Англии, Банк Франции, Дойче Бундесбанк, Банк Японии, Швейцарский национальный банк, Банк Финляндии и т.д. В США центральный банк представлен 12 региональными федеральными банками, возглавляемыми Советом управляющих Федеральной резервной системы (ФРС) в г. Вашингтоне. Центральным банком европространства с 1 июля 1998 г. является Европейский центральный банк (ЕЦБ), которому национальные центральные банки 11 стран — членов Экономического и валютного союза ЕС передали свои основные полномочия и валютные резервы.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) создан в 1990 г. Его деятельность регулируется Федеральным законном “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.
Банк России является органом государственного руководства, выполняет роль “банка банков”, наделен правами и полномочиями монопольной эмиссии банкнот, денежно-кредитного и валютного регулирования, контроля и надзора за деятельностью банков и кредитных учреждений, хранения и управления золотовалютными резервами страны. Эти и некоторые другие закрепленные законом функции, представляют собой прерогативу центральных банков в современном мире и отличают Банк России от всех иных российских банковских организаций. Банк России является единственным банком, который уполномочен законом отражать и защищать именно интересы государства, а не более узкие, в том числе коммерческие, интересы отдельных предприятий, отраслей хозяйства и слоев общества.
Б А Н К О В С К А Я С И С Т Е М А
Ц е н т р а л ь н ы й б а н к
К о м м е р ч е с к и е б а н к и
С п е ц и а л и з и р о в а н н ы е б а н к и
Универсальные банки Ипотечные банки
Сберегательные банки Инвестиционные банки
Ф и н а н с о в ы е ф о н д ы и к о м п а н и и
Страховые Пенсионные Инвестиционные
Л о м ба р д ы
Увеличение
числа субъектов рыночного
Информация о работе Роль банковской системы в рыночной экономике