Роль банковской системы в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является раскрыть роль банковской системы в экономике.
Задачи работы:
- дать понятие банковской системы;
- раскрыть особенности построения банковской системы;
- выяснить роль банковской системы в развитии рынка;
- представить проблемы и перспективы развития банковской системы;
- интерпретировать данные.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы построения банковской системы 5
1.1 Структура банковской системы 5
1.2 Сущность банка 22
1.3 Виды банков и их функции банков 27
2 Роль банковской системы в рыночной экономике 31
2.1 Роль банков в рыночной экономике 31
2.2 Роль банковской системы в развитии экономики России 35
3 Проблемы и перспективы развития банковской системы России 46
3.1 Проблемы развития банковской системы России 46
3.2 Основные сценарии развития банковской системы 50
Заключение 59
Библиографический список 61

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМ. ТЕОРИЯ КУРСОВИК Роль бануковской системы.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

     Разделение  банков на эмиссионный и деловые (коммерческие) не противоречит созданию нового экономического механизма в  России. Банковская система, состоящая  из центрального банка, организующего  денежное обращение и не обслуживающего клиентов (за исключением банков), а также банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой.

     Разделение  банковских функций дает возможность  Центральному банку Российской Федерации  сосредоточить свое внимание на эмиссионной деятельности, поддержании стабильности банковской системы, денежно-кредитном регулировании экономики, осуществлении законотворческой функции и функции «кредитора в последней инстанции».

     Коммерческие  банки ближе к интересам клиента, полнее координируют с ним свою деятельность, позволяют более оперативно решать задачи, которые возникают перед ними на современном этапе, и могут составить конкуренцию прочим кредитным организациям.

     Рассмотренные положения послужили теоретическим  обоснованием проведения банковской реформы в период перестройки экономики России.

     На  первом этапе реформы банковской системы наряду с Госбанком СССР начали функционировать государственные  специализированные банки: Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР, созданные для обслуживания определенных народнохозяйственных комплексов и населения. Перестройка банковской системы должна была явиться органической частью глубоких преобразований в управлении экономикой. Однако банковская реформа на первом этапе не дала тех результатов, которые от нее ожидались.

     «Наиболее существенным недостатком преобразований, которые были совершены в банковской сфере, явилось то, что они были направлены главным образом на банкотворчество  без радикального изменения содержания, стиля и методов банковской работы, усиления экономических методов влияния на экономику».

     Эксперты  сходились по мнении, что банки  значительно ухудшили свою работу, что реорганизация банковской системы  не принесла изменений, которые бы соответствовали новой экономической модели, а настоящей реформы не получилось.

     Главная причина неудачи на первом этапе  банковской реформы состояла в том, что она проводилась сверху, методом  принуждения и не была должным  образом подготовлена. Отсутствовали необходимые предпосылки ее проведения. Коренная перестройка управления экономикой была начата лишь в 1987 г. К началу банковской реформы в стране еще не сложилось понимание роли банка в экономической реформе в целом. Проблемы экономического роста привели к ослаблению финансового положения субъектов экономики и государства. Дефицит государственного бюджета, использование кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие темпы роста денежной массы по сравнению с темпами роста товарооборота и услуг, предоставляемых населению, усиливали инфляционные тенденции в экономике.

     В середине 90-х гг. в условиях развития товарно-денежных отношений, экономических  методов хозяйствования роль банков в экономике существенно повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни одно звено управления экономикой. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. Для сопоставления: США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет - с 1781 по 1860 г.

     Динамика  развития современной банковской системы России в количественном аспекте имеет следующий вид.

     Численность коммерческих банков

     В целом по СССР

     на 1 января 1989 г. -43

     на 1 января 1990 г. -224

     на 1 января 1991 г. -1357

     в том числе по России

     на 1 октября 1991 г. -1215

     на  1 октября 1994 г. - в России зарегистрировано 2436 коммерческих банков

     на 1 января 1995 г. -2517

     на 1 июля 1995 г. -2568

     в сентябре 1995 г. -2700

     на 1 ноября 1997 г. -2029 действующих банков

     на 1 августа 1998 г. - зарегистрировано 2539 коммерческих банков, в том числе действующих 1786

     Финансовый  кризис 1998 г. резко негативно отразился  на состоянии российских банков. За август-октябрь 1998 г. число действующих  банков сократилось наполовину. В  декабре 1998 г. общее количество реально  действующих банков, по данным ЦБ РФ, не превышало 700.

     В конце 1998 г. банковской капитал сократился почти на 1/3, реальная величина активов - на 1/4. Трудности банков привели  к существенным проблемам клиентов. Реальный объем кредитных вложений предприятиям за этот период сократился на 1/4, объем неоплаченных в срок платежных документов, несмотря на снижение по итогам принятых Банком России мер по расшивке неплатежей (было оплачено документов на 45 млрд руб.), оценивался в 6,9 млрд руб. в декабре 1998 г.

     В настоящее время в России функционируют разные виды банков, в том числе с различной формой собственности: государственной, частной, кооперативной, смешанной (включая иностранный капитал).

     В соответствии с российским законодательством  государственной считается собственность федеральная и субъектов Федерации. Поэтому государственными должны считаться те банки (помимо Центрального), капитал которых является достоянием либо РФ в целом; либо республик в составе РФ, краев, областей и других субъектов Федерации; либо в акционерном капитале преобладают акции государственных учредителей (например, государственные предприятия и организации).

     Если  в формировании уставного капитала такого банка участвуют негосударственные  структуры либо иностранные государственные  или негосударственные институты, то речь идет об одном из вариантов совместных банков. Совместными выступают, например, Межгосударственный банк заинтересованных стран - членов СНГ и Российский банк реконструкции и развития.

     Возможные варианты смешанных банков: государственно-частный, государственно-кооперативный, частно-кооперативный.

     К смешанному виду относятся также  муниципальные (коммунальные) банки, получившие в современной банковской системе  России официальное право на существование  лишь в середине 1993 г. (Постановление ВС РФ «О создании муниципальных банков в городах» от 22 июля 1993г.)

     Кооперативные банки характеризуются особой формой собственности и особым механизмом использования получаемой прибыли (она в основном расходуется на оказание льготных услуг участникам банков как правило, кооперативам). В Москве активно работали, например, следующие кооперативные банки: Актив, Единство, Москоопбанк и др.

     Формально международным может считаться  любой банк хотя бы с одним зарубежным филиалом. Так, Промстройбанк в 1996 г. имел свои представительства в Лондоне, Женеве, Франкфурте-на-Майне и Нью-Йорке.

     Российские  загранбанки следует считать  одновременно элементами банковских систем России и принимающих стран. К  их числу относятся: Евробанк ( BCEN - Eurobank ), Московский народный банк ( Moscow Narodny bank ), Ост-Вест Хандельсбанк ( Ost - West Handelsbank ), Ком-мерцбанк ( Russische Kommerz bank ), Донау банк ( Donay - bank ), Ист-Вест Юнайтед банк ( East - West United bank ).

     В России функционируют банки с  различной степенью независимости. Максимальной степенью независимости (в рамках требований закона и нормативных актов ЦБ РФ) обладают банки, самостоятельно формирующие и изменяющие свой уставный капитал, определяющие свою стратегию и тактику, структуру активов, по собственному усмотрению распределяющие свой доход. Другие виды банков по данному критерию - банки с ограниченной независимостью.

     Дочерний  банк - формально независимый коммерческий банк, контролируемый другим банком (другими  банками), который в силу этого  выступает в роли материнского банка (банка-холдинга). Условием таких взаимоотношений является обладание материнским банком контрольным пакетом акций (паев) дочернего банка. Дочерний банк можно рассматривать и как банк, и как структурное подразделение банка («под-банк»). Это своеобразная переходная форма. /1,с.49/

     Банк-сателлит, или «карманный» банк - банк, уставный капитал которого сформирован преимущественно  из средств клиентов, что ведет  к излишней концентрации влияния  у наиболее крупных учредителей, оказывающихся способными навязывать решения, противоречащие как интересам большинства вкладчиков и учредителей, так и задачам роста эффективности деятельности самого банка. По сути это дочерние банки различных производственных и торговых структур.

     Уполномоченными (агентскими) называют банки, выполняющие  по договорам те или иные операции для органов власти и управления, в том числе для центрального банка. Так, Промстройбанк выступает агентом Правительства РФ по финансированию и кредитованию важнейших государственных программ развития промышленности, строительства, транспорта и связи. В 1996 - 1997 гг. многие коммерческие банки и кредитные учреждения были уполномоченными Банка России по торговле государственными краткосрочными облигациями. Во всех подобных случаях банки заинтересованы быть агентами, хотя эта роль в определенной мере снижает степень их реальной независимости.

     Понятие «уполномоченный банк» употребляется  и в другом смысле, когда не предполагается снижения уровня независимости одного банка по сравнению с другими. Например, любой банк, получив валютную лицензию, превращается тем самым в уполномоченного агента государственного валютного контроля.

     По  масштабу деятельности банки, как уже  отмечалось, можно классифицировать по размеру их капитала. Большинство  российских коммерческих банков в конце 90-х гг. продолжали оставаться небольшими.

     По  организационо-правовой форме российская практика знает два основных вида банков: паевые банки и акционерные. При этом последний вид делится  на два подвида: акционерные банки  закрытого типа (АБЗТ) и акционерные  банки открытого типа (АБОТ). Очевидным преимуществом открытой формы являются более широкая возможность привлечения капиталов и большая свобода действий для участников (акционеров). Одновременно данная форма менее устойчива, меньше защищена от «окружающей среды», в том числе от структур, цель кото рых - установление контроля над банками, более рискованна для участников. В зависимости от уровня развития, выработанной стратегии и с учетом макроэкономической ситуации в стране и общих тенденций в банковской сфере каждый банк может трансформировать свою организационно-правовую форму в тот вариант, который на данном этапе больше соответствует его задачам и возможностям.

     В середине 90-х гг. российские банки  выходили на мировую арену и начали составлять реальную конкуренцию признанным лидерам: японским, американским, швейцарским, английским банкам. В 1994 г. впервые в число 1 тыс. крупнейших банков мира, список которых опубликовал английский журнал «Банкер» (The Banker), вошли пять российских банков: Внешторгбанк, Сбербанк, Токобанк, Инкомбанк и банк «Империал» (табл. 18.2). В начале 1995 г. уже шесть российских банков были включены в мировой рейтинг крупнейших финансовых учреждений:

     Внешторгбанк  с собственным капиталом в 722 млн. долл. поднялся на 372-е место, Сбербанк с 653 млн. занял 414-е место, Токобанк с 257 млн. долл. переместился на 749-е место, Инкомбанк с 205 млн. долл. занял 850-е место, впервые 916-е место занял ОНЕКСИМбанк с 173 млн. долл. и на 969-е место переместился банк «Империал» с 154 млн. долл.

     Американский  финансовый журнал Инститьюшнл Инвестор (« Institutional Investor ») включил в состав списка тысячи ведущих банков мира за 1995 г. шесть представителей России. В их число вошли отобранные по комбинированной методике журнала три банка, расположенных в России, - Сбербанк РФ, Внешторгбанк РФ и банк «Империал», а также три банка, имеющих штаб-квартиры за рубежом, - Московский народный банк (Лондон), Евробанк (Париж) и Ист-Вест Юнайтед банк в Люксембурге, который является дочерним банка «Империал».

     Инститьюшнл Инвестор классифицирует также банки по показателю ликвидности. Этот индекс при условии правильной постановки учета отражает не только способность банков быстро мобилизовывать ресурсы для выполнения своих платежных обязательств, но и степень осторожности, с которой банки подходят к кредитованию реальной экономики. В число 100 ведущих банков мира по коэффициенту ликвидности в середине 90-х г. вошли Внешторгбанк РФ (30-е место), Московский народный банк (36-е место), Евробанк (40-е место) и банк «Империал» (50-е место).

     В то же время суммарный объем капитала российских банков был относительно невелик. Ограничен по сравнению  с мировой практикой набор  предоставляемых ими банковских операций и услуг. Между тем практически  все они стремятся быть универсальными.

     В 1993-1995 гг. в структуре банков России происходили заметные изменения, связанные с увеличением как числа новых банков, так и уставного фонда (капитала) действующих банков. Последнее происходило прежде всего по инициативе Банка России. При этом в конце 1995-1996 гг. наблюдалась тенденция снижения темпов роста численности банков. В результате количество действующих банков к концу 1996 г. составляло лишь 2095, что на 600 банков меньше, чем в середине 1995 г.

Информация о работе Роль банковской системы в рыночной экономике