Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов валютной системы Республики Беларусь на современном этапе развития.
Объектом исследования является валютная система Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятия национальной валютной системы, изучить ее компоненты;
Дать развернутую характеристику валютной системы Республики Беларусь;
Рассмотреть тенденции и направления развития валютной системы Беларуси.
Введение
1. Международная валютная система: сущность, эволюция. Элементы и ее роль в мировой экономике.
2. Республика Беларусь в системе мировой и региональной валютной интеграции: особенности, проблемы и перспективы развития.
Заключение
Список используемых источников
Требования банков к экономике на 1 ноября 2010г. составили 86,2 трлн. Руб. и за январь-октябрь возросли на 19,64 трлн. Руб. ( 29,6%) С 1 ноября 2009г. требования банков к экономике увеличились на 24,15 трлн. Руб. (39%). Объем выдачи кредитов за январь-октябрь 2010г. составил 91,9 трлн. Руб. и превысил объем выдачи за соответствующий период прошлого года на 28,7 трлн. Руб. (45,5%).
За девять месяцев 2010г. белорусские банки выдали льготных кредитов на цели жилищного строительства в сумме 5,43 трлн. Руб., что в 1,5 раза превышает объем прошлого периода.
Рублевая денежная масса к 1 ноября 2010г. увеличилась на 21,2 %, широкая денежная масса – на 21,5 %.
Платежная система на протяжении всего периода 2010 работала стабильно. Рассмотрим платежную систему за январь-февраль 2011 г.
Таблица 2.3.
Основные показатели работы системы BISS | ||||
Показатели |
Январь-февраль 2010 г. |
Январь-февраль 2011 г. |
Отклонение | |
(гр.3-гр.2) |
(гр.3/гр.2)*100 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Проведено платежных инструкций |
||||
1.1. По количеству, тыс. единиц |
8 333,6 |
9 279,4 |
945,8 |
111,3 |
1.2. По сумме, млрд. рублей |
176 481,1 |
193 121,7 |
16 640,6 |
109,4 |
Окончание таблицы 2.3. | ||||
2. Среднедневной оборот |
||||
2.1. По количеству, тыс. единиц |
213,7 |
232,0 |
18,3 |
108,6 |
2.2. По сумме, млрд. рублей |
4 525,2 |
4 828,0 |
302,8 |
106,7 |
3. Средний размер платежной инструкции, млн. рублей |
21,2 |
20,8 |
-0,4 |
98,1 |
4. Аннулировано платежных инструкций |
||||
4.1. По количеству, единиц |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
в
процентах к общему |
0,0 |
0,0 |
||
отправленных платежных инструкций |
||||
4.2. По сумме, млн. рублей |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
в процентах к общей сумме |
0,0 |
0,0 |
||
отправленных платежных инструкций |
||||
5. Коэффициент доступности, процентов* |
100 |
100 |
X |
X |
Ежегодно Указами Президента Республики Беларусь утверждаются направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, в том числе и направления развития валютной системы страны. Рассмотрим основные направления развития на 2011г.
В 2011 году денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики. Приоритетная цель денежно-кредитной политики – обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен. В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года. Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.
Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
Построим модель по механизму взаимодействия курса национальной валюты на уровень ВВП.
Для начала дадим определения номинального ВВП - Номинальный ВВП – это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора:
Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВНП от воздействия на него изменения уровня цен. Реальный ВВП – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. При этом, базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего. Последнее используется для исторических сравнений (например, для расчета реального ВВП 1980 года в ценах 1999 года. В этом случае 1999 год будет базовым, а 1980 год – текущим).
Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Общий уровень цен
Общий уровень цен рассчитывается с помощью индекса цен.
Индекс-дефлятор ВВП представляет собой отношение валового внутреннего продукта, исчисленного в текущих ценах, к его объему, исчисленному в постоянных ценах соответствующего периода предыдущего года. Таким образом, вначале исчисляется ВВП в текущих и постоянных ценах, а затем путем деления этих показателей определяется дефлятор. ВВП в постоянных ценах рассчитывается как сумма валовых добавленных стоимостей всех отраслей экономики и чистых налогов на продукты в постоянных ценах, и его величина не зависит напрямую от дефлятора. На величину дефлятора ВВП оказывают влияние полученные дефляторы по основным отраслям экономики.
Таблица 3.3 Макроэкономические показатели экономики Республики Беларусь за 2000-2010гг. | |||||
Года |
Номинальный ВВП, доллары США |
Реальный ВВП, доллары США |
Индекс потребительских цен |
Номинальный индекс курса белорусского рубля к доллару США |
Реальльный индекс курса белорусского рубля к доллару США |
2000 |
1,14 |
0,55 |
2,07 |
1,00 |
1,00 |
2001 |
9,52 |
6,52 |
1,46 |
1,88 |
0,67 |
2002 |
14,70 |
6,00 |
1,34 |
2,35 |
0,69 |
2003 |
17,60 |
7,00 |
1,25 |
2,85 |
0,67 |
2004 |
23,10 |
11,40 |
1,14 |
3,19 |
0,66 |
2005 |
30,20 |
9,40 |
1,08 |
3,25 |
0,65 |
2006 |
37,00 |
10,00 |
1,06 |
3,34 |
0,63 |
2007 |
45,30 |
8,60 |
1,12 |
3,55 |
0,59 |
2008 |
60,80 |
10,20 |
1,13 |
3,67 |
0,59 |
2009 |
49,00 |
0,20 |
1,10 |
3,82 |
0,58 |
2010 |
51,00 |
2,40 |
1,09 |
4,15 |
0,54 |
По данным
таблицы видно, что номинальный и
реальный ВВП значительно отличаются
друг от друга. Если курс национальной
валюты Республики Беларусь (белорусский
рубль) меняется, изменяться и ВВП.
Если значимость национальной валюты
падает, то снижается объем ВВП.
Представим эту зависимость с помощью
графика.
Рис. 2.1. Изменение ВВП
По данным модели можно сказать, что чем ниже значимость национальной валюты Республики Беларусь, тем меньше объем ВВП. При росте значимости собственной валюты страны увеличивается и объем ВВП.
Индекс-дефлятор
ВВП представляет собой
Рассмотрим влияние курса национальной валюты на дефлятор ВВП.
Рис. 2.2. Изменение дефлятора ВВП при снижении курса белорусского рубля
Дефлятор валового внутреннего продукта /ВВП/ Беларуси в январе 2009 г по сравнению с январем 2008 г составил 119,6 %. Это свидетельствует о том, что средний уровень цен на товары и услуги в экономике Беларуси /включая потребительский рынок, производственный сектор, сферу инвестиций и др./ в январе 2009 г возрос на 19,6 % по сравнению с январем 2008 г.
В Беларуси в январе 2009 г удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 29,7 %. Далее следуют: торговля и общественное питание – 11,5 %, транспорт и связь – 9,7 %, строительство – 8,4 %, сельское хозяйство – 2,9 % и др.
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 – 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 11 – 13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9 – 11 процентов годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
В 2011 году параметры
денежно-кредитных показателей
Улучшение сбалансированности
внешнего сектора и состояния
платежного баланса станет основой
для дальнейшего наращивания
международных резервных
В 2011 году будет продолжена реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами – участниками Содружества Независимых Государств.
Продолжится взаимодействие
Национального банка и
Программа развития банковского сектора экономики на 2006–2010 годы в целом была выполнена. За этот период активы банков увеличились в 6,2 раза и на 1 января 2011 г. составили 127,5 трлн. рублей. Соотношение активов к ВВП выросло с 31,5 процента до 78,3 процента. Требования банков к экономике (кредиты, ценные бумаги, лизинг, факторинг, прочие требования) возросли в 7 раз и составили 92,9 трлн. рублей. Улучшился рынок банковских услуг на розничном и корпоративном сегментах за счет расширения спектра банковских услуг, повышения их качества и внедрения современных стратегий продаж. Была сформирована необходимая нормативная правовая база. По итогам прошедшей пятилетки уровень развития банковского сектора Беларуси значительно приблизился к уровню стран Центральной и Восточной Европы.
За пятилетку международные резервные активы выросли в 3,9 раза, что свидетельствует об укреплении экономической безопасности Беларуси. Курсовая политика обеспечила поддержание обменного курса белорусского рубля в рамках установленных значений при сохранении ценовой конкурентоспособности отечественной продукции.
Еще более масштабные планы определены на нынешнюю пятилетку. Стратегия и основные задачи социально-экономического развития страны на этот период были одобрены на четвертом Всебелорусском народном собрании. В соответствии с ними разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, которая предусматривает рост благосостояния и улучшение жизни людей, создание благоприятных условий ведения бизнеса, инновационное развитие и повышение конкурентоспособности экономики.