Республика Беларусь в системе мировой и региональной валютной интеграции: особенности, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов валютной системы Республики Беларусь на современном этапе развития.
Объектом исследования является валютная система Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятия национальной валютной системы, изучить ее компоненты;
Дать развернутую характеристику валютной системы Республики Беларусь;
Рассмотреть тенденции и направления развития валютной системы Беларуси.

Содержание

Введение
1. Международная валютная система: сущность, эволюция. Элементы и ее роль в мировой экономике.
2. Республика Беларусь в системе мировой и региональной валютной интеграции: особенности, проблемы и перспективы развития.
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Валют. система РБ после посл. замечания руководителя .doc

— 360.50 Кб (Скачать)

При совершении валютных сделок банкам необходимо следить за валютной позицией, под которой понимается соотношение требований и обязательств по каждой иностранной валюте. При их равенстве позиция считается закрытой, в противном случае – открытой (длинной, когда требования по валюте превышают обязательства, короткой, когда требования по валюте меньше обязательств). Открытая позиция всегда означает подверженность валютному риску, т.е., возможность резких, неожиданных и неблагоприятных изменений валютного курса, что может принести значительные убытки (или прибыль, если валютный курс изменяется в благоприятную сторону).

Сделки с  немедленной поставкой предполагают поставку валюты на второй рабочий день со дня заключения сделки.

Срочные сделки представляют собой соглашения о будущей поставке валюты по курсу, зафиксированному на момент заключения сделки. При этом валютный контракт может быть категоричным (твердым), т. е. обязательным для исполнения обеими сторонами сделки. В других случаях он дает клиенту банка право выбора осуществлять или не осуществлять заключенную ранее сделку. Валютные сделки могут заключаться с конкретным клиентом или торговаться централизованно на биржах. Поэтому срочные сделки подразделяются на форвардные (категоричные для обеих сторон), опционы (покупатель опциона имеет право решать, осуществлять сделку или нет) и фьючерсные (торгуются только централизованно на биржах). [14, C. 145].

В последние годы появились  и получили широкое распространение сделки своп. Своп представляет собой соглашение, оформленное одним документом, согласно которому обе стороны осуществляют периодические платежи друг другу. Валютные свопы, являющиеся одним из видов этих сделок, представляют собой соглашение о взаимовыгодном обмене валютными обязательствами в случае, если одна из сторон имеет сравнительное преимущество на рынке одной из валют. Рассмотрим пример одного из вариантов валютных свопов.

Таблица 1.1.

 Ставка  процента по краткосрочным валютным  кредитам, %

 

Страна А

Страна Б

Фирма 1

9

12

Фирма 2

10

11


 

Если фирма 1 имеет потребность в валюте страны Б, а фирма 2 – в валюте страны А, тогда становится возможным своп. Фирма 1 берет кредит в валюте своей страны (А) и зачисляет его на счет фирмы 2, а фирма 2 берет кредит в валюте своей страны (Б) и зачисляет его на счет фирмы 1. В этом случае фирма 1 совершает платежи из расчета 11%, а фирма 2 – 9%.

Фирма 1 имеет выгоду (12% -11%= 1%), а  фирма 2 (10% – 9% = 1%), т. е. обмен обязательствами (оплата соответствующих процентов) оказался выгодным обеим сторонам.

Однако совсем не обязательно, чтобы распределение выгод было одинаковым. Все зависит от условий конкретного соглашения своп.

В последние десятилетия  структура валютных операций претерпела существенные изменения. Удельный вес сделок с немедленной поставкой валюты снизился, в то же время доля срочной торговли резко возросла. Это отражает, в частности, тот факт, что валютная спекуляция и стремление снизить валютный риск все более становятся основным движущим фактором развития валютного рынка. Одним из сложнейших этапов западноевропейской интеграции является плавный переход от единого рынка через экономический союз к экономическому и валютному союзу (ЭВС), основанному на единой валютно-финансовой политике стран с  выходом на единую европейскую валюту – евро. Намечен график создания ЭВС и его наднациональных институтов. Однако процесс идет сложно, с большим разбросом подходов среди стран ЕС, экспертов и общественного мнения, поскольку многие параметры ЭВС были намечены в Маастрихте лишь в общих чертах и требуют конкретизации.

По единодушному мнению экспертов ЕР, а точнее ЭС, не может  быть таковым до тех пор, пока он опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Это сохраняет внутри него различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а следовательно, и связанные с этим валютные риски, задержки платежей, различия в ценах, несопоставимость налогов и разнобой во внешней валютной политике. Для дальнейшего продвижения к ЭВС возникает необходимость денежно-валютного регулирования в ЕС на наднациональном уровне и с опорой на единую денежную единицу. Именно это осуществляется в ЕС.

Преимущества такой «наднационализации»  как для государств ЕС, так и, особенно, для экономических агентов сводятся, в числе прочего, к следующему:

• на макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и унификация денежных рынков стран ЕС под «зонтиком» и мониторингом наднациональных финансовых институтов позволяют надежнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки, а со временем и налоги, что будет способствовать росту производства, занятости и стабильности государственных финансов;

• для экономических агентов единая валютная политика и валюта будут означать единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, существенное сокращение по сравнению с мультивалютной средой накладных расходов на расчетное обслуживание операций, ценовых и валютных рисков, сроков переводов средств и, как следствие, заметное уменьшение потребностей этих операторов в оборотном капитале;

• для физических лиц удешевятся ведение счетов и поездки в пределах ЕС, ибо при нынешних обязательных обменах купюр их первоначальная стоимость заметно снижается разницей в курсах купли-продажи и уплатой комиссионных;

• единая валюта (евро) способна гораздо устойчивее противостоять доллару и иене, чем нынешняя громоздкая «валютная змея»;

• ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы, что снижает для Евросоюза бремя, связанное с его потенциальным расширением.

По своей структуре ЭВС –  двухуровневая система банков –  центральных банков стран-членов, во главе которой стоит учрежденный Европейский Центральный банк (ЕЦБ). Предшественник его – Европейский валютный институт (ЕВИ), начавший работу с 1994 г., будет трансформирован в ЕЦБ на завершающем этапе ЭВС, который, согласно Маастрихтскому договору, начался 1 января 1999 г.

В ходе первого этапа участники  сняли все или почти все  ограничения на взаимное движение капиталов и начали осуществление программ стабилизации своих бюджетов, цен и иных показателей финансовой политики, соблюдение которых признано обязательным для участия в Союзе. Такими показателями являются:

• планируемый или фактический дефицит госбюджета в размере около 3% к ВВП в рыночных ценах;

• государственный долг не более 60% к ВВП в рыночных. ценах;

• годовая инфляция в размере не выше чем 1,5% к усредненному уровню инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами;

• средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки за год не выше 2% к усредненному уровню этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции;

• участие в системе совместного колебания валютных курсов не менее 2-х лет (установленные пределы колебаний составляют ±2,25%).

С 1 января 1999г. евро введена  в 11 странах – Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Финляндии, Франции. Великобритания и Дания не вошли в пространство евро, поскольку в специальной статье Масстрихтского договора (Протокол 11) указано, что они освобождаются от обязательств вступления в зону евро. Швеция не выполнила необходимых критериев для вступления в евро – шведская крона покинула ЕВС. Не вошла в зону евро и Греция, так как ее экономические показатели не позволяют пока этой стране использовать евро.

Второй этап был посвящен завершению указанных программ стабилизации финансов и формированию правовой и  институциональной базы Союза.

Функционирующий теперь уже ЕЦБ осуществляет вместе с  Европейской Комиссией соответствующие наработки. Однако «проходных» финансово-экономических критериев по состоянию на начало 1996 г. полностью достиг лишь Люксембург, что видно из таблице 1.2.

 

 

Таблица 1.2.

Финансово-экономические  критерии стран

Страна

Темп инфляции

Уровень ставок

Дефицит госбюджета,

% к ВВП

Госдолг,

% к ВВП

Соблюдение пределов курсовых колебаний

1. Основные страны:

ФРГ

1,5*

6,8*

3,9

60,1

+

Бельгия

2,0*

7,5*

3,4

79,5

+

Голландия

2,3*

6,9*

3,5

78,5

+

Люксембург

1,8*

7,2*

0,0*

6,7*

+

Австрия

2,2*

7,2*

5,1

69,3

+

Франция

1,8*

7,6*

4,2

55,0

+

2. Страны, приближающиеся  к установленным критериям:

   

Ирландия

2,3*

8,3*

2,6*

80,0

+

Дания

2,4*

8,3*

1,0*

81,6

+

Финляндия

2,0*

8,8*

3,0*

62,5

Швеция

2,8*

10,3

4,5

79,5

3. Прочие страны:

         

Великобритания

2,8*

8,2*

3,8

49,7*

Испания

3,6

11,3

4,7

65,5

+

Италия

4,4

12,3

6,8

121,4

Португалия

3,5

11,8

4,5

72,6

+

Греция

7,4

20,0

7,9

113,3

Примечание: знак * означает соответствие показателя «проходному» критерию.


 

В данной курсовой работе мною намеренно приводится таблица с данными на 1 января 1996 г. Это были первые, своего рода пристрелочные расчеты того, кто же сможет перейти к использованию единой валюты. Несколько выше уже перечислены страны, вошедшие в зону евро. Таким образом можно сравнить ситуацию на начало 1996 г. с той, что возникла на начало 2010 г. Как видим, в странах произошел качественный скачок, выразившийся в ускоренном (всего за один год) подъеме экономики до маастрихтских критериев. Речь идет прежде всего о Португалии, Испании, Италии, Финляндии. Данный феномен еще требует своего осмысления. Время показала, что данный скачок негативно сказался на экономике этих стран во время мирового финансового кризиса, именно эти страны оказались на пороге банкротства, а некоторые как Испания до сих пор не могут оправиться. [10, C. 258].

В докризисный период на мировом финансовом рынке обозначилось несколько важных тенденций:

  1. в 1995-2005гг. процветал рынок акций и облигаций, а доля банковских депозитов незначительно снижалась. Эта тенденция продолжалась и в 2006г., но объемы банковских депозитов в абсолютном выражении выросли в два раза больше, чем в среднем за предыдущие три года. Основной объем их увеличения пришелся на США, где процветал строительный бум и жители продавали акции и вкладывали их в строительство. Кризис значительно  изменил ситуацию, и дальнейшем рост банковских депозитов зависит уже от развития китайской экономики, где депозиты являются основной движущей силой сбережения.
  2. увеличичилась финансовая глубина мирового финансового рынка: 359 % в 2007г. против 345 % в 2006г. Это в основном, происходило за счет рынков акций и облигаций, а в некоторых случаях  - за счет повышения уровня государственного долга или оценки рынка активов,  что привело к значительному корректированию на рынке корпоративных облигаций. Увеличение глубины рынка cделало их ликвидными.
  3. вырос уровень иностранных инвестиций, что сделало финансовые рынки еще более зависимыми друг от друга. Доступность информации, новые технологии и коммуникации способствовали созданию глобальных банков и финансовых посредников, позволили инвесторам пересылать деньги одним нажатием кнопки, минимизуруя издержки проведения сделок. Тенденции к увеличению объемов иностранного капитала проявилась и в тех развивающихся странах, включая Россию и Китай, которые сохранили контроль над потоками зарубежного капитала.
  4. инвесторы стали меньше вкладывать во внутренний рынок своих стран и больше во внешние : в 1990г. иностранные инвесторы владели 7% мирового объема корпоративных облигаций, в 2007г. – 21 %.
  5. резкий рост иностранных займов и кредитов, включая не только традиционные банковские кредиты, но и межбанковские трансферы, депозиты в оффшорных банках, заимствования хедж-фондов, процентные ставки по предыдущим кредитам. С 2002-2006г. объем иностранных займов и кредитов увеличился в четыре раза, что сделало их крупнейшим сегментом рынка. Его вторым сегментом стали вложения в иностранные облигации – 2,5 трлн. Долларов США в 2006г. Предпочтения инвесторов в государственных облигаций сместились на облигации корпораций. В результате доля государственных облигауий снизилась до 1/3 рынка, а доля корпоративных – удвоилась.

Информация о работе Республика Беларусь в системе мировой и региональной валютной интеграции: особенности, проблемы и перспективы развития