Развитие школ и идей, альтернативных неоклассике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:35, реферат

Описание работы

На рубеже XIX и XX вв. сложились конкретно-исторические условия, под влиянием которых США превратились в самую богатую и развитую в социально-экономическом отношении страну мира. Именно в ней впервые в наиболее острой форме проявились проблемы, связанные со всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической. Это явилось одной из причин того, что США стали пионерами антимонопольных мер, которые администрация этой страны апробировала еще в конце XIX в. Перманентный характер таких мер стал впоследствии очевидным для всех правительств развитых государств мира.

Содержание

1 . Эволюция институционализма. Исследования Т. Веблена ,
Дж.Комманса , У.Митчела ……………………………………………………...3
2.Последовалели новой исторической школы…………………………………12
3.Генезис германского неолиберализма. Вальтер Ойкен……………………..14
4.Сиететическая концепция Й.Шумпетера ……………………………………17
5.Концепция общественного развития…………………………………………23
6.Стокгольмская школа……………………………………………………….....27
7.Теория кредитно – денежного регулирования цикла Викселя……………..29
Библиографический список…………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Готовый реферат.docx

— 62.58 Кб (Скачать)

 Во-вторых, происходит подрыв частной собственности.  Получают распространение коллективные  формы собственности, акционерный  капитал. Это приводит к изменению  психологии людей. Акционеры отличаются  пассивным, потребительским отношением  к собственности. Из-за отсутствия  у них реальной связи с производством, невозможность влиять на него даже у крупных владельцев акций формируется психология мелких собственников, в периоды экономических потрясений они не стремятся совершенствовать производство, а стараются сбыть акции.

  Уход  со сцены предпринимателя означает, по мнению Шумпетера, и скорую  гибель буржуазии, поскольку процент  выплачивается из его прибыли.  Исчезновение фигуры предпринимателя  и распространение монополии  приводит и к разрушению социальной  базы капитализма, ocновой которой является мелкий и средний бизнес – самые массовые носители капиталистических ценностей – духа частной собственности и новаторства.

  Но главная  причина гибели капитализма, как  считает Шумпетер, лежит не в  сфере экономики, а в сфере  культурной надстройки, так как  в обществе формируется враждебное отношение к предпринимателям со стороны других социальных групп. Вину за это он возлагает на радикальных интеллектуалов с их непомерной амбициозностью. Он отмечает, что одной из характерных особенностей цивилизации позднего капитализма является растущая доступность образования, в том числе высшего. Число высокообразованных людей растет, но адекватного роста рабочих мест, соответствующих их притязаниям, не наблюдается. И тогда большая армия интеллектуалов начинает искать причины своего неудовлетворительного положения в недостатках существующего общественного строя, реализуясь в его яростной критике.

  Таким  образом, по мнению Шумпетера,  сформируется среда непригодная  для предпринимательства, и оно  исчезнет, а вместе с его исчезновением прекратится социальный и общественный прогресс и капитализм отомрет под бременем собственных успехов — высоких темпов экономического развития, приводящих к господству «большого бизнеса» и доступности образования.

  Решая  вопрос о том, какая общественная  система придет на смену капитализму,  Шумпетер считает, что, в принципе, это может быть и социализм.  Исходя из этого, он предлагает  теоретическую модель экономической  системы социализма, абстрагируясь  от советского опыта, сопоставляет  ее с теоретической моделью капитализма и рассматривает возможные пути перехода от капитализма к социализму.

 Шумпетер  определяет социализм как институциональную  модель, в которой контроль над  средствами производства и над  самим производством находится  в руках центральной власти. Шумпетер  ограничивается этим определением, подчеркивая, что в цивилизационном,  культурном плане социализм не  определен и может быть автократическим  или демократическим, интернационалистским, атеистским и т.д.

 В отличие  от большинства либеральных экономистов  на вопрос о том, может ли  социалистическая экономика рационально  (т.е. эффективно) функционировать,  Шумпетер дает положительный  ответ: автоматическое распределение  ресурсов рыночной экономики  может быть заменено сознательным  решением управляющих органов,  которое должно проводить гибкую  политику относительных цен для  балансирования совокупного спроса  и совокупного предложения (планирование). Для решения проблемы обеспечения  в такой системе необходимого  предложения труда и необходимого  объема инвестиций, Шумпетер соответственно  предлагал введение обязательности  труда, надбавок к оплате труда  рабочих дефицитных специальностей (т.е. та же политика относительных  цен, но применительно к труду)  и децентрализация части капиталов  с тем, чтобы заинтересовать  предприятия в увеличении инвестиций.

  Среди  возможных преимуществ такой  системы организации экономики  Шумпетер назвал отсутствие неопределенности, возможность планировать прогресс, отсутствие циклических колебаний  и высокая и сознательная дисциплина  труда. 

  По мнению  Шумпетера, в оптимальном случае  переход от капитализма к социализму  может быть осуществлен путем  поправки к Конституции.

 

6.Стокгольмская школа.

Основные  представители: Гуннар Мюрдаль(1898—1987) (Нобелевская премия 1974 года за работы по теории денег и конъюнктурных колебаний и анализ взаимовлияния экономических, социальных и институциональных процессов), Бертил Улин (Олин)(1899-1979)(Нобелевская премия 1977 года за вклад в теорию международной торговли и международного движения капитала), Эрик Линдаль (1891-1960) и Эрик Лундберг (1907-1987). Э. Линдаль, а затем Э. Лундберг разработали и использовали «метод последовательностей», на основе которого анализируются разрывы в ожиданиях (расчетах) участников производства. Выводы их теоретического анализа экономической динамики служили для обоснования политики стабилизации.

  Модель взаимодействия экономических и социальных переменных Г. Мюрдаля.  Г. Мюрдаль, разработал институциональную теорию преодоления отсталости, проведения структурных преобразований в странах «третьего мира». Одна из посылок Мюрдаля состояла в том, что экономические процессы в этих странах нельзя рассматривать в качестве доминирующих. Успех может быть достигнут лишь на основе их тесного взаимодействия с решением социальных проблем.

  На основе  обстоятельного анализа реальных  процессов, происходящих в странах Южной и Юго-Восточной Азии, Мюрдаль пришел к выводу: проблемы и трудности индустриализации связаны не с недостатком капитала, а с социальными противоречиями, архаичной отсталостью всех сфер общественной жизни. Люди не могут найти применения своему труду, а рабочих рук для индустриального развития не хватает. При устарелой структуре и низком уровне образования сельское хозяйство оказывается неспособным «отдать» промышленности и городу свободные рабочие руки.

  Поэтому  инструменты рыночной экономики  в странах «третьего мира»  «работают» не по привычным  схемам ортодоксальной теории. Здесь  действуют иные стимулы, сохраняются  иные традиции и подходы. «Цены  не реагируют на спрос и  предложение; факторы производства, включая предпринимательскую деятельность, более специфичны и слабо, если  вообще реагируют на экономические стимулы. Несовершенство рынка, невежество и иррациональность являются правилом».

   Согласно  выводам Мюрдаля, в основе преобразований  должен лежать не рыночный  автоматизм, а реализация эффективной  государственной политики на основе всестороннего учета местных условий и особенностей. Важны не только источники инвестиций, но и соответствующий уровень потребления, стимулирование внутреннего спроса.

Новая модель социально-экономического развития предусматривает изменение архаичных взглядов на уклад жизни, отношение к трудовой деятельности. «Изменение отношения к труду предполагает радикальное изменение общественных институтов». Необходимо создание новых институтов, развитие современной инфраструктуры. Индустриализация не должна создаваться в виде «изолированного острова» в море старых структур. Односекторная модель индустриального развития породит новые диспропорции и противоречия. Необходимо взаимосвязанное развитие других секторов, чтобы в числе прочего поддержать сам процесс индустриализации.

 

7.Теории  кредитно-денежного регулировании  цикла К. Викселля 
Викселль принадлежит к той немногочисленной категории западных экономистов, теоретические разработки которых как бы предвосхищали начало качественно новой эпохи в истории мировой экономической мысли. Его теория оказала влияние на формирование взглядов как соотечественников — лидеров стокгольмской школы (в первую очередь Э. Линдаля, Э. Лундберга и др.), так и Дж. Кейнса, Дж. Хикса и на последующие поколения экономистов. Образование он получил в Упсальском университете, где был удостоен сначала ученой степени по математике, затем по физике. Интерес к общественным наукам заставил его получить третью ученую Степень — по юриспруденции, которая дала ему право преподавать политическую экономию на юридическом факультете Лундского университета, где с 1900 г. он занимал должность доцента, с 1903 г.— профессора кафедры политической экономии. Отойдя от преподавательской деятельности, он переехал в Стокгольм, где участвовал в работе «Экономического общества». К. Викселль — автор ряда крупных работ, среди которых выделяются «Стоимость, капитал и рента» (1893), «Финансово-теоретические исследования наряду с изложением и критикой налоговой системы Швеции» (1896), «Процент на капитал и цена товаров» (1898), «Лекции по политической экономии» (т. 1 — 1901, т. 2— 1906). Лишь после того как последние две работы Викселля были переведены на английский язык (в 1930-е гг.), его теория получила известность во многих странах.  
 
Годы творчества К. Викселля на поприще экономической теории приходятся на последнее десятилетие XIX в., когда в экономической системе ведущих капиталистических стран происходили фундаментальные изменения. Процесс монополизации и экономические кризисы определяли хозяйственную практику того времени. В большинстве своем теории, господствовавшие тогда в экономической науке, не всегда соответствовали изменившимся условиям функционирования экономики, зачастую теории находились в непримиримом противоречии друг с другом. Позиции количественной теории денег оказались подорванными под ударами колебаний цен, имевших место при неизменном количестве денег в обращении и возросшей роли кредита, влиявшего не только на уровень цен, но и на масштабы хозяйственных сделок. С позиций «закона рынка» Ж. Б. Сея, постулирующего равенство между предложением и спросом на товары, нельзя было дать объяснение ни кризисам, ни процессам ценообразования, денежного обращения и тем более — их внутренней взаимосвязи.  
 
Разрабатывая теорию цен, шведский ученый исходил из понимания стоимости, принятого в маржинализме. Стоимость, по мнению Викселля, не является постоянной объективной величиной. Он считал, что главным фактором, определяющим стоимость, является предельная полезность. В условиях совершенной конкуренции и равновесной ситуации цены товаров должны быть пропорциональны предельным полезностям этих товаров. Викселль понимал все трудности измерения полезности и субъективный характер самого этого понятия. Но главным является его признание того, что в условиях сосуществования конкуренции и монополий маловероятно, чтобы цены были пропорциональны предельным полезностям

 

Теория внешней торговли Хекшера - Улина

 Вклад Эли Хекшера (1879-1952) и Бертила Улина в теорию международной торговли состоит в том, что они трансформировали принцип сравнительных преимуществ Рикардо. Принцип Рикардо в общем справедлив, но не исчерпывает всех особенностей сопоставления условий внешней торговли. Во внешнеторговом обмене растет доля товаров обрабатывающих отраслей, услуг. В формировании мировых цен все значительнее роль не столько природных, сколько иных факторов.

  В трактовке  шведских экономистов издержки  во внешней торговле определяются  ценами на факторы (труд, капитал,  природные ресурсы, технологию), которыми участники торговли  наделены по-разному. Одни факторы  имеются в избытке, других не  хватает. А цены факторов определяются их редкостью. Стране выгодно специализироваться на торговле тем ресурсом, которым она обладает в избытке. Например, если страна располагает избытком капитала, ей выгоднее экспортировать капиталоемкую продукцию (машины, станки, транспортные средства, оборудование).

   Таким  образом, модель внешней торговли  Хекшера — Улина выдвигает в качестве определяющего принцип специализации на экспорте той продукции, в структуре издержек которой преобладают затраты на факторы, имеющиеся в изобилии. Торговля на основе факторных преимуществ обеспечивает максимум выгоды. В торговой стратегии фирм и государства целесообразно строить расчет на усиление факторных преимуществ, стимулировании экспорта.

  Концепция  факторов производства в известной  мере является лишь общей схемой. Она не способна учесть все  многообразие факторов. Влияние факторов на торговлю отдельных стран неоднозначно, порой противоречиво. Факторный «выигрыш» при определенных условиях может обернуться и негативной стороной. Например, переключив ресурсы на добычу и экспорт нефти, Англия отвлекла их из других отраслей, притормозила развитие точного машиностроения. Под влиянием научно-технического прогресса происходит модификация факторов, определяющих величину сравнительных издержек.

  Экономические Э. Линдаля и Э. Лундберга.   Основной круг вопросов, находившихся в центре внимания этих экономистов определила «великая депрессия», поставившая перед экономистами ряд новых проблем – проблемы экономического неравновесия, проблемы государственного регулирования экономики.

  Прежде  всего,  отметим специфику примененного  ими метода анализа — макроэкономический подход. Огромное значение для развития экономического анализа имело введение понятий ex-ante и ex-post. Первое означало, что экономический процесс рассматривают с точки зрения прогнозируемых, ожидаемых результатов, а второе — с точки зрения анализа свершившегося результата. Тем самым в центр исследований были поставлены оценки будущего в качестве фактора, в значительной степени определяющего состояние и развитие экономики. Введение понятий ex-ante и ex-post позволило поставить в центр теоретических построений неравновесную модель, в которой движущей силой выступало отклонение величин ex-ante от ех-post, причем подобные отклонения рассматривались как внутренне присущие экономике. Отсюда шведские экономисты выводили необходимость государственного вмешательства в экономику.

  Динамический метод следует также признать оригинальным вкладом шведской школы в мировую экономическую мысль.

 Исследования  Э. Линдаля в области динамического  анализа основывались на идее  о необходимости включения в  анализ фактора времени. (Если этот фактор учитывается, тогда статичная ситуация может представлять лишь частный случай более общего динамического анализа.)  Он ввел понятия «временное» и «межвременное»  равновесие. «Межвременное» равновесие означает такую ситуацию, когда равенство спроса и предложения достигается при ценах,  соответствующих ожиданиям, т. е. тех, которые определили уровень спроса и предложения. С помощью метода «межвременного» равновесия можно анализировать динамические процессы.

  Метод  «временного» равновесия означает, что цены достигают равновесия между спросом и предложением в течение данного периода. В этом случае цены определяются системой уравнений для каждого периода отдельно. Динамический процесс представляет последовательность равновесных ситуаций. Динамический метод, разработанный шведскими учеными, оставлял вне поля зрения процесс приспособления системы к возмущениям, или отклонениям, неясной оставалась и связь между последовательными периодами. Э. Линдаль охарактеризовал такой метод как решение динамических проблем в рамках статичной основы.

  Шведские  экономисты видели недостатки  подобного метода, и Э. Линдаль  в ряде публикаций предложил  подход к анализу неравновесных ситуаций с помощью метода последовательностей. В центр внимания он поставил проблему реализации ожиданий, т. е. совпадения планируемых и действительных величин. Изменение ожиданий, по его мнению, является важнейшим стимулом для экономики, причем в зависимости от реализуемости ожиданий и от действительно достигнутых значений экономических показателей формируются новые ожидания. Таким образом, процесс экономического развития предстает как последовательность взаимосвязанных состояний, связь между которыми обеспечивается ожиданиями.

   Линдаль особенно внимательно  подошел к проблеме предпринимательских ожиданий и зависимости последних от состояния финансовой системы и даже от намерений руководителей банков относительно будущих условий кредитования. Детальное исследование взаимосвязи между процентными ставками (как действительными, так и ожидаемыми) и поведением предпринимателей, с одной стороны, и взаимосвязь процентных ставок с нормой сбережений, структурой и величиной дохода, с другой, является вкладом Линдаля в разработку неравновесной динамической модели экономики.

   Представители  стокгольмской школы стремились  сочетать теоретический анализ фундаментальных проблем с практической деятельностью по проведению экономической политики.

Информация о работе Развитие школ и идей, альтернативных неоклассике